Смекни!
smekni.com

Либерально-демократические основы: курс на модернизацию Украины (стр. 5 из 6)

Что касается предоставления Президенту Украины полномочий, позволяющих максимально сконцентрировать власть в государстве (как это наблюдается во взглядах консерваторов США), то после соответствующих процессов и изменений в организации власти в сторону парламентско-президентской формы правления в общественном сознании и политикуме Украины все чаще звучат заявления о необходимости наличия в государстве сильного президента. Как свидетельствуют опросы, в 2008 г.42% населения считали,

что Президент Украины должен быть главой правительства и принимать на себя всю полноту ответственности за внешнюю и внутреннюю политику, как в США, и только 23,9% подчеркивали, что Президент Украины должен разделить власть с Премьер-министром, который утверждается парламентом, как во Франции. Не исключено, что после выборов 2010 г. новый президент воспользуется подобными настроениями в обществе, особенно если учесть, что в предыдущие годы, при обострении экономических и политических проблем в Украине (как это было в 1998-2000 гг.), людей, хотевших видеть в государстве сильного президента, было свыше 60%. Ввиду экономического, финансового и политического кризиса в Украине 2009-2010 гг. такие настроения более ощутимы. К тому же важно принимать во внимание, что еще в 2000 г.45,7% граждан считали, что в Украине необходимо ввести прямое президентское правление, когда президент берет на себя всю полноту власти с целью выхода страны из кризиса, ограничивая функции парламента в случае, если тот окажется неработоспособным.

Соотношения либеральных и консервативных начал в США

по систематизации П. Кругмана

Либералы Консерваторы
1. Либералы сегодня часто являются консерваторами. 1. Консерваторы сегодня часто являются крайними радикалами.
2. Либералы за возрождение среднего класса. 2. Консерваторы хотят вернуть нас в "позолоченный век".
3. Либералы стоят на защите существующих социальных институтов (социальное страхование и т.п.). 3. Консерваторы за приватизацию социальных институтов.
4. Либералы за доминирование принципов демократии и норм права. 4. Консерваторы за предоставление президенту диктаторских полномочий и аплодируют Бушу-младшему, который бросает людей в тюрьмы и подвергает их пыткам.
5. Либералы за правовые процедуры. 5. Консерваторы за предоставление президенту права действовать на свое усмотрение.
6. Либералы за относительно равноправное общество без экстремистских проявлений богатства. 6. Консерваторы за рост богатства.
7. Либералы за институты, ограничивающие бесправие, неравенство, несправедливость. 7. Консерваторы за противоположное.
8. Либералы за меньшую степень централизации. 8. Консерваторы за монолитное единство, налаженную систему функционирования, беспрекословную клятву верности.
9. Либералы за верность идеям. 9. Консерваторы объединяются в движения благодаря деньгам.
10. Либералы за ограничение неравенства и развитие демократических принципов в повышении роли общественных организаций. 10. Консерваторы одобряют приватизацию социального страхования и эскалацию военных действий в Ираке.

Понятно, что в таких условиях возникал дальнейший соблазн (в том числе и со стороны Президента Украины) действовать по предпочтению, что часто называется политической целесообразностью, и нарушать Конституцию Украины (как это неоднократно наблюдалось в течение последних лет), учитывая, что в последнее время парламент Украины часто не может достичь консенсуса взглядов. Сегодня, когда произошли выборы нового Президента Украины, который уже столкнулся с трудностями формирования большинства в парламенте, нужен новый шаг к его формированию, и очень важно, чтобы это происходило по Конституции Украины, а не на началах политической целесообразности. Иначе это шаг в никуда. Сказанное является признаком консерватизма, поскольку либералы выступают исключительно за правовые процедуры.

Что касается системы реальных взглядов на бесправие, особенно то, которое возникает вследствие неравенства и проявления богатства во многих экономических и общественных отношениях в Украине, то это тоже является признаком консерватизма как в правовой, так и в экономической сферах. В нашем государстве поляризация доходов, а также накопление имущества и роскошествование дошли до такого предела, который вызывает беспокойство, хотя, казалось бы, значения основных коэффициентов неравенства по сравнению с международными не вызывают беспокойства, хотя и свидетельствуют о широких масштабах расслоения украинского общества. По последним обнародованным данным Европейского комитета статистики за 2008 г., значение коэффициента соотношения кумулятивных долей доходов в крайних квинтильных группах составило: в Великобритании - 5,6, в Италии - 5,1, в Испании - 5,4, в Португалии - 6,1, ит.п. Но высокий уровень дифференциации доходов населения в развитых европейских странах сформировался в течение длительного времени под влиянием действия законов рынка и конкуренции: "Чем больше работаешь - тем больше зарабатываешь". В Украине же этот принцип до настоящего времени не действует, что является нарушением основ либерализма.

Еще одним характерным признаком консерватизма во взглядах и политике США являются единство и безоговорочная клятва в политической верности, при этом объединение в движения идет благодаря деньгам. Достаточно посмотреть на процесс формирования и функционирования основных политических партий в Украине, их дисциплину, интересы, роль крупного капитала и увидеть соответствующий аналог американских консервативных традиций, выделенных П. Кругманом. Между тем в Украине процесс повышения роли общественных организаций идет довольно слабо и не соответствует европейским традициям, где имеет место стремление к невосприятию экстремального неравенства. Так, например, в Англии в 40-х годах XX в. в числе трех базовых постулатов, которые предполагалось претворить в жизнь в отношении военной реформы, было выделено пять "гигантов зла" - для реализации смысла социально справедливого общества, в числе которых была и борьба с роскошью. Это, как известно, было сделано У. Бевериджем по заказу У. Черчилля. В украинском обществе роскошь особенно бросается в глаза: на фоне массовой нищеты и бедности людей - многомиллиардные состояния отдельных семей. А поскольку, по П. Кругману, деньги являются связующим элементом консервативного движения, которое в основном финансируется группкой супербогачей и рядом крупных корпораций, то всем им выгодны рост неравенства, отказ от прогрессивной шкалы налогообложения и сворачивание государства благосостояния. Суть консервативного движения составляет именно отказ от экономической политики, ограничивающей неравенство. Поскольку же консервативное движение является воплощением отказа от политического курса, ограничивающего интересы только узкого круга зажиточной элиты, то оно в принципе является недемократичным.

Выводы

В итоге утверждение о том, что в Украине в результате трансформаций 90-х годов XX в. и первых 10 лет XXI в. произошла победа преимущественно консервативных, а не либеральных принципов организации экономической и общественной жизни, при значительном ограничении степени ее демократичности на фоне общесистемного кризиса консерватизма американского образца (который и не мог в нашем государстве быть иным, поскольку, несмотря на разнообразные отклонения, в основу положена философия Вашингтонского консенсуса), ставит перед новой волной реформ в Украине задачи нового содержания, в котором либерализм и демократия являются основополагающими составляющими курса на модернизацию Украины. Именно благодаря им удастся сформировать "государство благосостояния", что и будет соответствовать европейскому курсу Украины. И в этом - смысл нового курса реформ, который в своей основе совпадает с тем, что рекомендует П. Кругман для США. Новый курс - это:

формирование институтов благосостояния;

выравнивание доходов населения;

налоги на богатых;

гарантированная общедоступная медицина (для нас можно добавить и образование);

глубокая проработка реформ уже на стадии избирательной кампании плюс общенациональные дебаты плюс решительные и быстрые действия после победы.

Можно с уверенностью сказать, что в Украине в политической культуре, в избирательной и послеизбирательной кампаниях отсутствует глубокая проработка реформ. Большинство из них, как раньше, так и после выборов, скорее всего, являются результатом определенных политических технологий, которые на самом деле не обсуждались на дебатах общенационального уровня. Одновременно затягиваются действия даже в политическом спектре процессов. Уже не говорим об обосновании и дискуссиях в отношении содержания глубоких реформ в экономике. Собственно, осуществить их невозможно, не преодолев некомпетентность, коррумпированность, бессмысленное противостояние, кумовство, манипулирование сознанием людей в пользу политических и социальных приоритетов вместо экономической целесообразности, в целом тоже являющиеся признаками американского консерватизма по П. Кругману. Перечисленные признаки, как и деньги, являются основой политической преданности, но сформировать начала стабильности и развития в таких условиях будет невозможно. Следует начать учиться хотя бы на своих ошибках, ведь из восемнадцати лет независимости тринадцать мы находились, как уже отмечалось, в разнообразного характера кризисах, причинами которых было не только отсутствие общесистемных институциональных основ, в большинстве уже сформированных, но и наличие тех признаков консерватизма, на которые мы только что обратили внимание, и преодоление которых является первоочередной задачей. Таким образом, политологическая конструкция новой волны реформ в Украине - это постепенный отход от консервативных начал и переход к либерально-демократическим началам развития, что будет соответствовать и содержанию предстоящих глобальных трансформаций.