Смекни!
smekni.com

Идеи И. Посошкова о самобытном хозяйственном опыте России (стр. 4 из 8)

Будучи сторонником протекционизма, Посошков рассматривал внешнюю торговлю как важнейшую сферу экономической деятельности государства. Он четко представлял связь экспорта и импорта с состоянием российского производства и стремился использовать силу государственной власти для воздействия на купечество в интересах отечественной промышленности.

Программа Посошкова предполагала постоянную корректировку структуры экспорта и импорта по мере развития российского производства. Следовало учитывать, что к 20-м годам XVIII в. в России уже была создана мощная металлургическая и металлообрабатывающая промышленность, функционировали предприятия по производству парусины, а также полотняные, суконные, стекольные, бумажные и другие фабрики и заводы. Поэтому при реорганизации внешней торговли Посошков предлагал повнимательнее присмотреться к импортируемым товарам. Он возмущался тем, что "вместо материальных товаров возят к нам разные пития", стеклянную посуду, тонкие шелковые ленты и "всякие товары, кои непрочны и портятся скоро", а также дорогую одежду, украшения и другие подобные им товары.

Посошков указывал, что не следует ввозить товары, производимые в стране. И предлагал запретить ввоз железа, соли, зеркал, оконного стекла, шляп, скипидара: "... всем тем управляться нам надо своим, а у иноземцев отнюдь бы тех вещей и на полцены не покупать". Более того, сопоставляя назначение ввозимых в Россию и вывозимых из нее товаров, автор заявлял, что "мы можем прожить и без их товаров, а они без наших товаров и десяти лет прожить не могут".

Регулирование внешней торговли, по мысли Посошкова, должно было преследовать далеко идущие цели. Во-первых, беречь деньги, следовательно, надо вывозить товаров больше, а ввозить меньше. Во-вторых, надо способствовать развитию собственной промышленности, вывозя готовую продукцию, а не сырье; не ввозить товары, изготовляемые в России, ввозить лишь "отборный товар", притом по доступной цене, а не "безделки" и не предметы роскоши.

В основе суждений Посошкова лежит мысль об усиленном вывозе русских готовых изделий и сокращении потребления иностранных. Он мечтал установить выгодную для России взаимозависимость между экспортом и импортом: ввоз иноземных товаров должен обусловливаться соответствующим вывозом российских товаров.

2.4 О богатстве и его источниках, финансах и деньгах

Для И.Т. Посошкова проблема богатства была центральной: каким образом увеличить богатство страны, какими путями снизить значение факторов, уменьшающих богатство и приводящих к скудости. Посошков рассматривал богатство не в виде золотых и серебряных денег, а в двух основных формах: "вещественной" и "невещественной". Вещественным богатством Посошков полагал совокупное богатство государства (казны) и народа. К нему он относил развитую промышленность, ремесленные мастерские, рудники и произведенные ими "материальные товары", а также освоенные сельскохозяйственные земли и природные ресурсы. Он призывал беречь, не тратить попусту полезные ископаемые, сохранять леса и реки с их животным и растительным миром. Посошков многократно говорил о необходимости увеличения производства материальных товаров, для чего надо строить предприятия, осваивать новые районы и обживать их, привлекая средства казны, купечества, дворянства и даже крестьян. Он мечтал о том, чтобы отечественная промышленность была в состоянии производить разнообразные товары для собственного потребления и для вывоза за границу, чтобы страна богатела и мощь ее возрастала. Но при этом Посошков четко разграничивал богатство, которым распоряжается власть, и богатство народа: "Не то царственное богатство, еже в царской казне лежащие казны много, но то самое царственное богатство, еже бы весь народ по мерностям своим богат был самыми домовыми внутренними своими богатствы"[12].

В качестве альтернативного источника богатства Посошков рассматривал экономию. Он был убежден, что бережливость, разумное использование денежных и материальных ресурсов укрепляет благосостояние государства и каждого россиянина, тогда как расточительность приводит к оскудению.

Привлекают внимание рассуждения автора о невещественном богатстве: "Паче вещественного богатства надлежит нам всем пещися о невещественном богатстве, то есть об истинной правде... Правда богатство и силу умножает... неправда не токмо вновь не богатит, но и древнее богатство отончевает и в нищету приводит". Поэтому Посошков указал царю о необходимости заботиться "... о снискании правды. Когда правда в нас утвердится и укоренится, то царство наше российское обогатится и славою возвысится".

В качестве важной формы невещественного богатства он видел духовную культуру, образованность населения. Русскому народу "надобно не парчами себя украшати, по надлежит добрым нравом и школьным учением". Это приведет к появлению новых идей, необходимых для обновления общества. Посошков подвел Петра I к мысли о том, что "Книга о скудости и богатстве", которая поможет увеличить богатство вещественное, сама есть не что иное, как "невещественное богатство".

И сегодня представляется невероятным, что в то далекое время автор сумел возвыситься до идеи о том, что богатство государства немыслимо без народного богатства. По его мнению, "сие дело невеликое и весьма нетрудное, еже царская сокровищница наполнится богатством... Но то великое многотрудное есть дело, чтобы весь народ обогатить". Посошков впервые в истории экономической мысли сумел в краткой, но очень емкой формуле выразить главную свою идею: "То государство богато, в котором народ богат".

В этой связи очень интересны мысли Посошкова, относящиеся к, государственным финансам, в частности к податной системе. Посошков был прекрасно осведомлен о финансовых трудностях государства, связанных с продолжительной русско-шведской войной, строительством Петербурга, Кронштадта, обводного Ладожского канала и др. Было придумано и введено более 30 различных налогов, прежняя подворная система была заменена подушной.

Заботясь о процветании государства, росте его богатства, Посошков предложил реформу налоговой системы, значительно опередив свое время: он полагал справедливым, что платить налоги должны все классы общества (кроме духовенства); налоги не должны разорять народ; за основу обложения следует взять землю. Посошков хорошо понимал, что распространение налоговых платежей на дворян встретит с их стороны отпор: "... чаю, сильные лица будут всячески сие дело препинать, так как они... не так любят дать, как любят себе взять"[13]. Он проявил себя и здесь вдумчивым экономистом, убеждая Петра I в осмотрительности при установлении размеров платежей: "Царские собрания не истощатся, если не круто будут собиратися"; они дадут возможность "всячески свое место наполнить, а крутое собрание не собрание, а разорение"; "худой тот сбор, кто царю казну собирает, а людей разоряет".

Установленную Петром I подушную подать Посошков решительно критиковал: "Душа - вещь неосязаемая и умом непостижимая и цены неимущая". Надлежит ценить вещи реальные, ощутимые. А самое главное для него состояло в том, что подушная подать игнорирует имущественные различия плательщиков.

Размер повинностей должен быть установлен созванным специально съездом дворян и утвержден царем. Единственно правильной системой прямого обложения он считал поземельную подать. Земля в то время была преимущественней формой богатства. Именно землей наделялись и награждались дворяне за службу. Земля, по мнению Посошкова, - наиболее важный источник дохода, поэтому основой обложения и должен служить земельный надел, "двор". "Двором" он называл участок земли, которым владеет крестьянин, включающий 6 десятин пахотной земли, необходимых для высева 4 четвертей ржи, 8 четвертей ярового, покос в 20 копен сена и землю под усадьбой в 600-700 квадратных саженей. По отношению к посадским людям, не имеющим земли, он предлагал систему пересчета. Исходя из размеров реального надела, Посошков считал необходимым, чтобы каждый платил подать с целого двора или с полдвора или со двора с четвертью, т.е. с того, "кой чем владеет". "Двор" должен был стать своеобразной расчетной единицей, при помощи которой реализуется принцип соответствия количества земли и повинностей для исчисления податей крестьян в казну и обязанностей помещику.

Полагая, что и дворяне должны платить налог в казну, Посошков надеялся отделить земли крестьян от помещичьих. Земля после размежевания должна быть закреплена законом за владельцами. Сбор "по земляному владению" будет более прибыльным и постоянным, чем подушная подать. Если крестьянин точно будет знать размер уплачиваемого налога и налог будет справедливым, то и крестьянин никогда не оскудеет.

Таким образом, чтобы государство крепло и процветало, "того ради царю как великородных и военных, так и купечество и крестьянство блюсти следует, чтобы никто во убожество не входил, но все бы по своей мерности изобильны были".

Богатое население, по мнению Посошкова, всегда исправно платит налоги, чем наполняет казну, а в случае чрезвычайной необходимости помимо обычных налогов сможет выдержать и дополнительные платежи.

Большой интерес у Посошкова как экономиста вызывали деньги, особенно проблема ценности денег. Он знал, что в других странах существует определенная зависимость ценности денег от металла, из которого они изготовлены: золотые Монеты дороже серебряных, даже если они равны по весу, а серебряные дороже медных. Но, как ни странно, здесь Посошкову изменил его здравый смысл. Он считал такое положение вещей неприемлемым. Он не видел в деньгах равного партнера при товарной сделке и полагал, что ценность денег не в торге выявляется, а может быть установлена государственной самодержавной властью. [14]