Смекни!
smekni.com

Развитие инфраструктуры малого бизнеса (стр. 10 из 22)

На украинских предприятиях малого бизнеса занято не более 10% населения трудоспособного возраста, тогда как в развитых странах эта сфера является основным источником трудоустройства.

На Украине функционирует около 200 тыс. малых предприятий с численностью занятых до 50 чел., при этом не менее 30% этих предприятий не работают (для сравнения - в Польше количество малых и средних предприятий (МСП) составляет более 2 млн.) [42].

Особенно низкие показатели занятости в МСП в Тернопольской, Сумской, Черкасской, Винницкой обл. (около 4,5%). Значительно выше среднего по Украине этот показатель только в Киеве (около 15%), и, как следствие, самый низкий уровень зарегистрированной безработицы (0,9%).

Часть балансовой прибыли, полученной малыми предприятиями, в общем объеме балансовой прибыли в целом по Украине постоянно уменьшается. Удельный вес убыточных предприятий в общем объеме малых предприятий составляет почти 40%, сообщает УФС.

Для дальнейшего развития малому предпринимательству необходимо учитывать, брать на обозрение проблемы и пути совершенствования зарубежного опыта развития малого бизнеса.

Рассмотрение теоретических аспектов малого предпринимательства, государственную поддержку, опыт развития за рубежом позволит провести анализ функционирования малых предприятий в Казахстане.

2. ОЦЕНКА ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ МАЛОГО БИЗНЕСА

2.1 Анализ развития субъектов малого бизнеса в Республике Казахстан

В реформировании казахстанской экономики еще со времен перестройки малые предприятия взяли на себя роль создателя почвы для новой системы хозяйствования. Доминирующий сегодня частный сектор зарождался именно в сфере малого бизнеса.

Расширение масштабов и изменение структуры малого предпринимательства потребовало внесения изменений в его законодательную базу, устанавливающую такие статусы принятых в международной практике понятий, как микрофирма (до 10-15 занятых), малое предприятие (от 15 до 100 занятых), среднее предприятие (от 100 до 300-500 занятых).

В казахстанской истории малого бизнеса можно выделить следующие этапы: [3,с.54]

Первый этап (1985-1987 гг.) характерно зарождение и деятельность центров научно-технического творчества, временных творческих коллективов при общественных организациях, распространение бригадных подрядов, малочисленность участников предпринимательства и его экспериментальный характер, формирование эмоционально-психологических основ предпринимательской деятельности на базе частной собственности. Этот этап можно назвать экспериментальным.

Второй этап (1987-1988 гг.) сфера деятельности малого бизнеса расширяется, количество людей, принимающих в нём участие, увеличивается; предпринимательство приобретает характер активного многочисленного движения. Целью развития малого бизнеса является насыщение внутреннего рынка потребительскими товарами. Этот этап назвали этапом "кооперативного движения". Он послужил акселератором в накоплении и перераспределении капиталов, позволил обрести начальные знания, навыки работы малого предприятия.

Третий этап (1989-1990 гг.) связан с принятием законодательных актов, направленных на активизацию малых предприятий. Началась подготовка к проведению так называемой малой приватизации. Она создавала необходимую базу для реального перехода к рыночным отношениям, повышения экономической эффективности казахстанской экономики. Именно в это время было узаконено частное предпринимательство. Особую значимость в этот период имело развитие арендных отношений, которые можно рассматривать как казахстанскую особенность малого предпринимательства.

Для четвертого этапа (1991-1992 гг.) характерны коммерциализация и появление среднего бизнеса. Произошли коренные изменения в отношении государства к развитию предпринимательства. Были приняты многие законы, открывшие широкие возможности для масштабного развития предпринимательства.

Однако нельзя не заметить, что "золотой век" малого бизнеса и вменяемые ему функции ускорителя реформ во многом оказались в жестком противоречии с другими направлениями экономических преобразований, а точнее - с неудачной попыткой проведения реформ сверху, в жестко-унитарных традициях, с опорой исключительно на аппарат государственной власти и управления. Попытки центрального правительства как-то ограничивать возможности получения дутых доходов от разницы между фиксированными ценами госсектора и свободными ценами негосударственных предприятий, регламентировать деятельность малых предприятий, использовать рычаги налогообложения наталкивались на явную недееспособность государственного аппарата.

Необходим был кардинально иной экономический курс, который воплотился уже в новом Казахстане в реформах типа шоковой терапии. Начался новый, второй, этап и в развитии казахстанского малого бизнеса.

1993- 95 год - годы шоковой терапии - характеризовались самыми высокими с середины 80-х годов темпами роста числа малых предприятий (в 2,1 раза) и численности занятых в них. Этот факт носит феноменальный характер, поскольку осуществленная тогда либерализация цен и введение налогового прессинга сильно подорвали финансовую базу малого бизнеса. Бурная инфляция привела, с одной стороны, к обесценению сбережений населения, а с другой - к резкому увеличению процентных ставок банковского кредита. Это вызвало настоящий паралич инвестиционной деятельности, не преодоленный до сих пор.

В то же время в 1992 г. в общей структуре казахстанского малого бизнеса произошло резкое уменьшение доли малых предприятий в сфере материального производства.

По широко распространенному мнению, модель шоковой терапии была малоконструктивна для быстрого и эффективного развития экономики страны и, в частности, сферы малого бизнеса. Но следует признать, что в условиях активизации рыночных реформ малого бизнеса продемонстрировали и свои позитивные возможности. Важнейшими функциями малого бизнеса в условиях шоковой терапии стали социальное демпфирование, обеспечение выживания значительных слоев населения в условиях острого кризиса через самозанятость, предоставление возможности получения дополнительных (помимо основной, часто формальной занятости) средств к существованию.

Феноменальный рост числа малых предприятий в 1993-95 г. имеет свое объяснение. Бурное развитие торгово-посреднического малого бизнеса стало ответной реакцией на подрыв первоначальной финансовой базы. Либерализация внешней торговли еще в условиях бывшего СССР и снятие запретов на частную торговлю внутри страны создали благоприятные условия для любой торговой деятельности.

Падение потребительского платежеспособного спроса торговое малое предпринимательство тогда активно компенсировало импортом товаров, хотя и не очень качественных (типа продукции китайского производства), но пользовавшихся ажиотажным спросом у казахстанского потребителя. Быстрая оборачиваемость мелких торговых капиталов превращала их в капиталы средних размеров. Более того, мелкая торговля быстро реагировала на нарастающую социально-экономическую дифференциацию казахстанского общества, группируясь в нишах обслуживания, как массовых потребителей, так и потребителей с высоким уровнем доходов.

Однако малый бизнес смог сыграть роль катализатора первых шагов движения к новой системе внутри кооперационных связей в казахстанской экономике. Кроме того, он выполнял роль демпфера, спасающего многие предприятия от немедленного краха из-за разрыва прежних, хотя и неэффективных, но все, же работавших хозяйственных связей.

В целом ситуация 1993-95 г. может быть охарактеризована общепринятым термином "грюндерство". Малый бизнес был составным элементом этого массового процесса учредительства. Биржи, банки, страховые фирмы, крупные частные и полугосударственные акционерные предприятия возникали по всему Казахстану в невероятных количествах. Люди впервые в жизни получили свободу для самостоятельной предпринимательской деятельности, право заниматься финансовым планированием, что ранее было абсолютной монополией государственных структур и их чиновников. Такие мотивации в сочетании с развалом государственных, прежде всего бюджетных предприятий и организаций, с надеждой на получение высоких доходом от достаточно простых видов работ и услуг не могли не породить крупномасштабного грюндерства. Подобное грюндерство объясняется не столько экономическими причинами, сколько общими законам социальной психологии в их приложении к очевидной для Казахстана ситуации кардинального общественного перелома.

Грюндерство, как показывает исторический опыт, всегда ограничено во времени. Уже к концу 1996 г. оказались практически исчерпаны ниши и возможности сверхприбыльной торгово-посреднической деятельности. Многие из возникших ранее малых предприятий преимущественно торгово-посреднической или, например, научно-консультационной ориентации либо прекратили свое существование, либо диверсифицировались. Такая ситуация закономерно должна была генерировать новые тенденции в развитии казахстанского малого бизнеса. Обозначился очередной, третий этап качественных изменений в динамике и структуре малого бизнеса, сопровождавшийся, как было отмечено выше, значительным сокращением прироста числа малых предприятий.

1992 год - год шоковой терапии - характеризовался самыми высокими с середины 80-х годов темпами роста числа малых предприятий (в 2,1 раза) и численности занятых в них. Этот факт носит феноменальный характер, поскольку осуществленная тогда либерализация цен и введение налогового прессинга сильно подорвали финансовую базу малого предпринимательства. Бурная инфляция привела, с одной стороны, к обесценению сбережений населения, а с другой - к резкому увеличению процентных ставок банковского кредита. Это вызвало настоящий паралич инвестиционной деятельности, не преодоленный до сих пор.