Смекни!
smekni.com

Спиралевидность социально-экономического развития экономических систем в России (стр. 3 из 7)

Эта формулировка К. Маркса представляет собой всего лишь образец применения закона “Отрицания отрицания” и перечисляет все признаки, которые были якобы присущи первобытному коммунизму и к которым общество должно вернуться на более высокой ступени развития “якобы назад”, отрицая капитализм. Сам принцип “Каждый по способностям, каждому по потребностям” является просто отрицанием буржуазного принципа “От каждого по способностям, каждому по труду”, который был назван классиками буржуазным потому, что он реализуется в капиталистическом обществе. Но каким образом надо было строить это идеалистическое общество, никто из классиков не знал.

Предполагалось, что необходимым и достаточным условием для построения коммунизма является работа по изживанию пережитков капитализма. Так, если при первобытном коммунизме отсутствовали деньги, государственный аппарат управления обществом, разделение труда, то в этом предполагалось вернуться “якобы назад”.

К. Маркс разработал теорию денег, подчинённую закону “Отрицания отрицания”, согласно которой деньги, возникнув и пройдя стадии развития в виде предметов натурального обмена, золота и всеобщего эквивалента в виде бумажных купюр, должны были снова исчезнуть, когда исчезнет торговля, а останется только плановое ведение хозяйства и распределение в интересах всего общества. Единственное, что предполагалось делать, это вести учёт и контроль отработанного времени путём выдачи специальных “бонов” или, как мы сейчас говорим, распределять всё по карточкам [25].

Что касается отмирания государственного аппарата управления, то в “теории” это обеспечивалось тем, что постепенно все члены общества должны были участвовать в управлении общественным хозяйством. В.И. Ленин пишет: “Целью нашей являетсябесплатное выполнение государственных обязанностей каждым трудящимся, по отбытии 8 часового “урока” производительной работы” [19]. И далее: “Необходимость соблюдать несложные основные правила всякого человеческого общежития очень скоро станет привычкой. И тогда будет открыта настежь дверь к переходу от первой фазы коммунистического общества к высшей его фазе, а вместе с тем к полному отмиранию государства” [19].

Совсем наивно классики собирались изживать разделение труда, которое обуславливает наличие в обществе обмена, торговли, денег, а значит и всех других пережитков капитализма.

Но всё это мелочи по сравнению с необоснованностью основного принципа коммунизма “от каждого по способностям, каждому по потребностям”. Этот принцип невозможно осуществить, т.к. предполагалось дать человеку не столько, сколько он сделал, а столько, сколько он хочет. Чтобы все трудящиеся оставались в неведении о затратах своего труда предполагалось отменить меру труда - зарплату, а следовательно и деньги вообще, как эквивалент обмена.

В.И. Ленин планировал вводить постепенно, но неуклонно коммунистическую дисциплину и коммунистический труд, т.е.«бесплатный, не нормированный никакой властью, никаким государством трудотдельных лиц на общественную пользу в широком масштабе” [20]

В данном случае классики делали упор на переделку сознания и противоречили основному принципу материализма. Воспитанием тут ничего не сделаешь. Только создание таких средств производства, которые будут производить продукты потребления без разделения труда позволит решить задачу по изживанию разделения труда, а значит и всех сопутствующих ему недостатков нашей жизни.

Каждому ясно, что потребности всегда опережают возможности их удовлетворения, поэтому принцип коммунизма “каждому по потребностям” может реально выполняться только в виде принципа “каждому по возможностям”, а этот принцип всегда действовал и будет действовать при любой формации общества.

2.2 Анализ практики построения коммунизма

Практика показала, что отмена денег в период “военного коммунизма” отбросила страну назад от естественного пути развития. Отсутствие товарно-денежного обмена заставило государство изымать зерно в деревнях силовыми методами продразвёрстки. Затем из одной крайности бросились в другую: вместо временного отсутствия денег наступила эпоха новой экономической политики (НЭПа) в виде свободы предпринимательства. В деревне ввели продовольственный налог. В апреле 1923 года было принято решение о создании в промышленности крупных объединений - трестов. Они были созданы для организации производства с целью получения наибольшей прибыли. Тресты пользовались тогда значительной автономией, включая право самостоятельного установления цен. Большинство трестов пошло более лёгким путём; стали взвинчивать цены на свою продукцию. Тогда было признано необходимым устанавливать стабильные цены на продукцию и регулировать их изменение централизованно.

В.И. Ленин писал: “Теперь мы очутились в условиях, когда должны отойти ещё немного назад, не только к государственному капитализму, а и к государственному регулированию торговли и денежного обращения. Лишь таким, ещё более длительным, чем предполагали путём, можем мы восстановить экономическую жизнь” [14]. Вождь имел в виду отход от принципов коммунистической теории. А фактически обратное введение “пережитков” капитализма явилось шагом вперёд из того глубокого кризиса, в котором оказалось государство в результате следования по спиралевидному пути.

Аналогично закончилась и попытка перейти к отмиранию государственного аппарата управления. В 1921 году В.И. Ленин пишет: “... успех ... требует ... сосредоточения всей полноты власти в руках заводоуправлений. Всякое непосредственное вмешательство профсоюзов в управление предприятиями ... должно быть признано недопустимым” [14]. Закончился и период экспроприации экспроприаторов.

Вот всё и встало на свои места, так как с этим шагом был осуществлён переход от диктатуры пролетариата над буржуазией к построению Административной системы управления новым обществом, в котором осталось всё то, чего по теории не должно было быть, в том числе и товарно-денежный обмен. А если человек обменивает свой труд на деньги, получая заработную плату, то он является наёмным рабочим у того хозяина, который предоставил ему работу.

В капиталистическом обществе такими хозяевами являются реальные люди - капиталисты. В социалистическом обществе им является государство. Например, В.И. Ленин писал, что “... социализм есть не что иное, как государственно-капиталистическая монополия, обращённая на пользу всего народа и постольку переставшая быть капиталистической монополией” [15],

Но К. Маркс ещё в своё время писал для такого случая сохранения денег в обществе, что “даже равенство заработной платы ... имело бы лишь тот результат, что оно превратило бы отношение нынешнего рабочего к его труду в отношение всех людей к труду. В этом случае общество мыслилось бы как абстрактный капиталист” [15]. Поэтому такой социализм стал основой бесхозяйственности, так как все годы Советской власти государство бесполезно пыталось воспитать “чувство хозяина” у советского народа, фактически являвшегося “наёмным рабочим” у государства. Поэтому социализм является просто пределом концентрации всех средств производства в руках одного абстрактного собственника и никаких других “коммунистических” форм из этого предела не произросло и произрасти не могло.

Но использование ошибочной теории продолжалось. После кончины В.И. Ленина с НЭПом было покончено. Основной упор делался на придание производительным силам общественного характера. Это выражалось в том, что крестьянство, как класс мелких собственников, упразднялось путём силового объединения в коллективные хозяйства, превращаясь в сельскохозяйственных наёмных (государственных) рабочих. В 1927-28 г. удельный вес государственного сектора вырос до 87% во всей промышленности.В 1928 году удельный вес производства средств производства в общем объеме валовой промышленной продукции составлял около 40% . Валовая продукция сельского хозяйства увеличилась на 24% по сравнению с 1913 годом (таблица 1).

В 1936 году завершилась коллективизация крестьянских хозяйств (в колхозах было сосредоточено 99% земли), закрылись последние биржи труда в городах, и в новой Конституции было зафиксировано построение основ социализма в СССР. Средняя урожайность зерновых в 1933–1937годах оказалась даже несколько ниже, чем в 1922–1928годах (таблица 1).

После этого все возможности развития государства за счёт роста производительности труда были исчерпаны. Поэтому государство не нашло ничего более лучшего, чем перейти к принудительному, плановому перемещению рабочих рук нужных специальностей в места нового строительства и добычи полезных ископаемых.

Фактически, произошёл откат социалистического общества к внеэкономическим методам организации производства, существовавшим при рабовладельческом строе. Этот период в истории нашей страны обычно называется периодом “культа личности” И.В. Сталина. С 1939 по 1952 годы не проводились съезды КПСС. Единоличное правление И.В. Сталина означало завершение построения тоталитарного государства, построения социалистической империи, вся жизнь которой полностью регулировалась из одного центра[16].