Смекни!
smekni.com

Мировая экономика 10 (стр. 12 из 31)

11. Классические теории мировой торговли.

12. Современные теории мировой торговли.

Классические, неоклассические и современные теории мировой торговли

Вопрос о результативности внешней торговли возник вместе с упрочением внешнеэкономических связей. Первыми на эти пробле­мы обратили серьезное внимание представители меркантилизма. Они создали теорию внешней торговли исходя из того, что истин­ным богатством страны является золото (деньги). Их теория была ориентирована на максимальную сохранность и увеличение количе­ства золота. Поэтому рекомендовалось стимулировать экспорт и ог­раничивать импорт, чтобы не тратить золото на покупку товара вне страны. Одновременно вводились запреты на торговлю колоний со всеми странами, кроме метрополий, на развитие производства в ко­лониях — они должны были стать только поставщиками сырья в метрополии.

Меркантилисты по сути предлагали обогащение одних стран за счет других, но их заслуга заключается в том, что они впервые при­влекли внимание к проблемам внешней торговли, подчеркнули ее значимость для экономического развития стран, описали и обосно­вали определенное соотношение затрат на экспорт и импорт, т.е. заложили основы платежного баланса.

Но развитие и обогащение государства невозможно только за счет перерасходования имеющихся богатств, национальное богатст­во должно прирастать за счет постоянного совершенствования эко­номических систем. На взаимозависимость экономического разви­тия и внешней торговли впервые указали экономисты-классики. Еще Адам Смит отметил, что благосостояние нации зависит не столько от количества накопленного ею золота, сколько от ее спо­собности производить конечные товары и услуги. Им же была раз­работана первая классическая теория внешней торговли — теория абсолютных преимуществ.

А. Смит утверждал, что наибольшую выгоду получат те страны, которые активно участвуют в международном разделении труда. Страна, имеющая определенные преимущества в производстве какого-либо товара, должна специализироваться на его выпуске для поставки другим странам.

Это утверждение А. Смита дополнил Давид Рикардо, создав теорию сравнительных преимуществ. Он доказал, что внешняя тор­говля несет дополнительную выгоду даже с высокоэффективным хо­зяйством. Он обосновал это на классическом примере обмена анг­лийского сукна на португальское вино. Допустим, отмечал Рикардо, что производство определенного объема сукна в Англии требует в течение года труда 100 человек. Продав это сукно в Португалии, Англия покупает там вино, для производства которого у себя ей пришлось бы дополнительно вовлекать 120 человек. Таким обра­зом, Англии выгоднее купить вино. В то же время в Португалии на изготовление того же количества сукна и вина затрачивается соот­ветственно труд 90 и 80 человек. Производство сукна в Португалии оказывается дешевле, чем в Англии (соответственно 100 и 90 чело­век в год), но дороже производства вина. Поэтому для Португалии выгоднее производить вино и менять его на английское сукно. Если предположить, что одинаковое количество сукна и вина каждая страна будет производить для себя и для экспорта, то преимущества внешней торговли можно доказать с помощью следующей таблицы.

Из табл. 3.1 видно, что производство эффективнее в Португа­лии, и если исходить из абсолютных преимуществ, то Англии необ­ходимо прекращать собственное производство, а закупки делать в Португалии. Но закрыть все виды производства в стране невозмож­но, поэтому Англия прекращает выпускать тот продукт, который наиболее дешев за границей. В данном случае это вино — его изго­товление в Португалии составляет 67% от издержек Англии. Осво­бодившиеся людские ресурсы перетекают на суконные предприятия и выпускают сукна столько, сколько нужно для удовлетворения внутренних потребностей и закупки необходимого количества вина.

Хотя сукно в Португалии дешевле, чем в Англии, Португалия предпочитает специализироваться на изготовлении вина. «Для нее предпочтительнее употреблять свой капитал на производство вина, за которое она получит больше сукна из Англии, чем она произвела бы сама, если бы переместила часть своего капитала из виноделия в производство сукна.

Таким образом, Англия отдавала бы продукт труда 100 человек за продукт 80»1.

Данные табл. 3.1 свидетельствуют, что внешняя торговля оказы­вается выгодной для обеих стран. Совокупные затраты на произ­водство вина и сукна в Португалии составляют 170 единиц труда, а в Англии — 220, если страна не выходит на внешний рынок. После специализации и выхода на мировой рынок затраты на про­изводство в Португалии будут составлять 160, а в Англии — 200. Если для удовлетворения потребностей в двух странах раньше нужно было 390 единиц труда, то после специализации — 360. Таким образом, внешняя торговля минимизирует затраты труда на потребляемые товары.

Теория сравнительных преимуществ строилась на основе трудо­вой теории стоимости. В современных условиях сравнительные пре­имущества определяются через альтернативные издержки, т.е. за­траты на производство одного товара определяются через затраты на другой товар.

Предположим, мы имеем две страны, которые производят мясо и молоко. В стране А на единицу затраченного труда производится 50 л молока и 25 кг мяса, в стране Б при тех же затратах — 40 л молока и 100 кг мяса. Таким образом, в стране А 1 л молока стоит 0,5 кг мяса, а в стране Б — 2,5 кг. В этом случае страна А может специализироваться на производстве молока, а страна Б — мяса, и осуществлять внешнеторговый обмен этими продуктами.

Теория сравнительных преимуществ убедительно доказывает, что любая страна, участвующая в международном разделении труда, получает определенную выгоду. Именно поэтому теория про­существовала многие голы, не потеряв своего значения и сегодня. Ее развитие привело в 20—30-х годах нашего века к созданию тео­рии Хекшера Олина.

В этой теории факторы, определяющие международное разделе­ние труда, уже связываются не только с природно-естественными условиями производства в стране, а с реалиями, возникшими в про­цессе развития производства. Теория исходила из того, что исторические и природные условия развития отдельных стран предопределили неравномерность в обеспечении их трудовыми ресурсами и капиталом. Поэтому различная фактороинтенсивность и факторона-сыщенность определяет специализацию страны на производстве тех или иных товаров.

Отношение затрат различных факторов производства на производство определенного товара называется фактороинтенсивностъю. Если соотношение затрат капитала (К) и труда (L) на товар А больше, чем на товар В, то товар А является относительно более капиталоемким:

Относительная обеспеченность страны факторами производства определяет ее факторонасыщенность. Она устанавливается или через относительные цены каждого фактора производства, или через их абсолютные размеры.

В этом случае вторая страна считается более обеспеченной капиталом, если соотношение цены капитала (Рк) и цены труда (PL) у нее ниже, чем в первой стране. За цену капитала принимают процентную ставку, а за цену труда — зарплату. Исходя из этого вторая страна станет специализироваться на капиталоемком производстве и, следовательно, будет в основном выпускать товар А. Это определяет действие закона пропорциональности факторов: каждая страна специализируется на производстве того товара, для которого у нее имеется больше необходимых факторов. Или, по определению его автора, шведского экономиста Бертеля Олина, «международный обмен — это обмен изобильных факторов на редкие: страна экспортирует товары, производство которых требует большого количества факторов, имеющихся в изобилии»1.

В процессе международной торговли происходит выравнивание цен на факторы производства в торгующих странах. Первоначально цена на доступные факторы производства будет низкое а на те, которых мало, — высокой. Предположим, в стране много капитала и мало трудовых ресурсов, следовательно, капитал дешевый. Специа­лизация на капиталоемких товарах вызовет необходимость увеличе­ния используемых размеров капитала, возрастет спрос на него по сравнению с предложением, и, естественно, возрастет цена на капи­тал.