Смекни!
smekni.com

Мировая экономика 10 (стр. 15 из 31)

Снижение тарифных ограничений должно свидетельствовать о нейтрализации протекционистских тенденций, однако современные изменения в международных экономических отношениях, наоборот, показывают, что если классические, традиционные методы протек­ционистских механизмов используются в меньшей мере, то возни­кающие нетрадиционные методы вновь усиливают протекционист­ские тенденции. Расширение протекционистских форм и методов осуществляется в результате использования нетарифных торговых ограничений. Особенно активно такие ограничения используют ин­дустриально развитые страны: к середине 90-х годов 14% всех това­ров, импортируемых странами Европейского сообщества, США и Японией, подпадали под нетарифные ограничения.

Основными видами нетарифных ограничений являются импорт­но-экспортные квоты, добровольные ограничения или стимулирова­ние экспорта, стандарты и др.

Импортно-экспортные квоты (контингент) — наиболее распро­страненный вид нетарифных ограничений. Квотирование (контин­гентирование) — ограничение в количественном или стоимостном выражении объема продукции, разрешенной к ввозу или вывозу из страны. Различают импортные и экспортные квоты.

В условиях нетарифных ограничений выдается лицензия на экс­порт или импорт, ограничивается объем продукции или вводится запрет на нелицензированную торговлю.

Квоты также отличаются от тарифов тем, что они абсолютно нивелируют воздействие внешней конкуренции на внутренние цены. И наконец, импортные квоты изолируют внутренний рынок от про­никновения новых и новейших иностранных товаров сверх выдан­ной лицензии. В результате квотирование становится серьезным и сильным методом протекционистской политики.

В случае когда изменение тарифов регламентируется законода­тельством в рамках международных соглашений и правительство не имеет права их повышать, ужесточаются импортные квоты.

Квотирование осуществляется путем выдачи лицензий. Лицен­зии, как правило, выдаются предприятиям, имеющим большой объем производственных мощностей и ресурсов. Государство может продать лицензию по наивысшей, предложенной со стороны участ­вующих предприятий цене на организованных аукционах. В отдель­ных случаях лицензии предоставляются наиболее авторитетным фирмам в объеме, соответствующем их доле в суммарной величине импорта или экспорта в период до введения квот.

В 70-е годы стала распространяться специфическая форма коли­чественного ограничения импорта — добровольные экспортные ог­раничения со стороны экспортирующих стран. Добровольные экс­портные ограничения (ДЭО) — это разновидность экспортной квоты. В их рамках страны-экспортеры принимают на себя обяза­тельства по ограничению экспорта в конкретную страну. Видимость добровольности покрывает стремление избежать со стороны парт­неров более серьезных и жестких протекционистских ограничений, и по своей сущности ДЭО являются вынужденной мерой.

Для страны-импортера при введении ДЭО цены на ввозимые то­вары могут быть значительно выше, чем при тарифных ограничениях или квотировании импорта. Таким образом, путем повышения цен компенсируется снижение объемов экспорта.

К нетарифным ограничениям относятся также виды скрытого протекционизма, которые контролируют дотаможенное движение товаров, т.е. саму возможность участия товаров в импорте и экс­порте — санитарно-технические стандарты, валютные ограничения импорта товаров.

К санитарно-техническим ограничениям относятся следующие условия:

• обязательное соблюдение национальных стандартов;

• наличие сертификатов качества импортной продукции;

• специфичность маркировки и упаковки товаров;

• требования к экологическим характеристикам товаров потре­бительского и производственного назначения.

Санитарно-технические барьеры призваны оградить страну от продукции, наносящей ущерб жизни и благосостоянию ее граждан.

Чтобы предъявлять и удерживать высокий уровень санитарно-технических ограничений в отношении внешних партнеров, необхо­димо иметь отлаженную и гибкую систему отражения таких стан­дартов в национальной экономике. Это необходимо для повышения уровня конкурентоспособности национальных фирм как на внут­реннем, так и на мировом рынке, для обеспечения совместимости оборудования, приведения всех структур национальной экономики к единому технологическому укладу.

В современных условиях отсутствие новой, упорядоченной меж­дународной валютной системы и продолжение валютного кризиса ужесточают валютные ограничения по импорту товаров, что приво­дит к возрождению клиринговых соглашений как формы компенса­ционной торговли. Такая торговля существует в различных формах:

1. Встречные закупки — страна-экспортер обязуется в рамках со­глашения закупить в импортирующей стране товары в пропорции, оговоренной в контракте о продаже.

2. Компенсация экспорта оборудования продукцией, произведен­ной с использованием этого оборудования.

3. Офсетная сделка — компенсация посредством включения в экспортируемый материал элементов, производимых в стране-им­портере.

4. Специфическая форма компенсационной торговли — свитч, трехсторонняя коммерческая операция, при совершении которой на третью страну распространяется двустороннее соглашение о кли­ринге текущих счетов купли и продажи.

Классический протекционизм и неопротекционизм в форме не­тарифных методов являются дорогими методами сохранения само­достаточности национальной экономики. К началу 90-х годов в ус­ловиях протекционной торговли осуществлялась всего четверть ми­рового обмена товарами1.

Доля протекционизма и свободной торговли в объеме мировой торговли показывает их относительно равное соотношение (по пра­вилам свободной торговли совершалось около 20% мирового обме­на товарами).

Свободная торговля — это политика невмешательства государ­ства в международную торговлю (freetrade—фритредерство). В этом случае последняя осуществляется и развивается в соответствии с международным разделением труда и современным вариантом теории сравнительных преимуществ. Считается, что такая политика ведет к наиболее эффективному распределению ресурсов в мировом масштабе и к максимизации мирового дохода. Несмотря на то что теория свободной торговли достаточно убедительна и привлекает многими достоинствами, политика невмешательства государства в международную торговлю практикуется очень осторожно.

Поскольку фритредерство является противоположностью про­текционизма, то все позитивные аспекты фритредерства выступают как критика протекционизма. Считается, что свободная торговля:

• стимулирует процессы конкуренции как среди отечественных производителей, так и на мировом рынке в целом;

• позволяет осуществлять международную торговлю в соответ­ствии с законом сравнительных конкурентных преимуществ;

• дает возможность использовать международную специализа­цию, которая является основой роста прибылей и производителей и потребителей;

• расширяет границы рынка — она создает базу для массового производства и получения положительного эффекта от него.

Сторонники фритредерства считают, что аргументы в пользу протекционизма дискуссионны, поскольку цели, которую он ставит перед собой, можно достичь с меньшими издержками.

Существование прямо противоположных подходов к политике внешнеэкономической торговли и равнозначимое теоретическое обоснование свидетельствуют об их равноценности и бесперспективности абсолютизации каждого из них. Очевидно, что строгое применение развивающимися странами принципов свободы торгов­ли поставило бы под сомнение возможности протекания процессов индустриализации в этих странах. Наиболее развитые страны стоят на позициях прагматизма в каждом конкретном случае.

Признавая ценность свободы торговли и являясь автором тео­рии абсолютных преимуществ, Адам Смит тем не менее считал, что необходимо избегать чрезмерной насыщенности национального рынка иностранными товарами, которое обострило бы проблему занятости. Джон Стюарт Милль, обосновавший теорию междуна­родной стоимости, рекомендовал обеспечить определенный уровень защиты развивающимся странам и зарождающимся отраслям про­мышленности. То есть каждой стране в каждой конкретной ситуа­ции необходимо найти равновесие, баланс между наивной свободой торговли и слепым протекционизмом. Разрешение этого противоре­чия в долгосрочной перспективе просматривается как тенденция ли­берализации международной торговли, поиск экономического ком­промисса, который заложил бы основы для дальнейшего развития процессов учета и соблюдения взаимных национальных интересов.

Усиление взаимозависимости всех составных частей междуна­родных экономических отношений ставит проблему координации экономической политики и формирования международного эконо­мического порядка.

Международный экономический порядок, основанный на либера­лизме международной торговли, оформляется как тенденция даль­нейших взаимоотношений между государствами с середины XX в. В связи с этим приобретают большое значение международные эко­номические организации, содействующие поиску разрешения проти­воречий и достижения компромиссных решений между государства­ми по экономическим вопросам. Такие организации либо имеют широкий круг деятельности, либо специализируются на конкретных вопросах. Одной из основных организаций, специальное назначение которой — ускорение международного рыночного процесса и раз­витие международной торговли, является ГАТТ — Генеральное со­глашение о тарифах и торговле.