Смекни!
smekni.com

Экологические проблемы 5 (стр. 4 из 6)

Разработка и проведение экологической политики – сложнейший многоступенчатый процесс, и, учитывая развитие глобализационных тенденций, влияющих на социально-экономические процессы в России, новое дело для всех органов как законодательной, так и исполнительной власти, для общественных структур. Следовательно, реализация экологической политики – это путь формулировки экологических аргументов, путь разумных компромиссов. Без подобного компромисса не будет создана столь необходимая политико-правовая, гражданская, экономическая база экологической политики.

4. «Киотский протокол» и современные проблемы его реализации

Более 160 стран ратифицировали Киотский протокол и тем самым поддержали инициативу ООН о сокращении эмиссии парниковых газов до уровня 1990 г., что, несомненно, является значительным шагом по защите окружающей среды. В настоящее время объем выбросов парниковых газов на душу населения в США достиг 20 т, в России -11, в Европе - 10, в Китае - 2, а в Индии - 1 т в год. Страны, вступившие в систему Киотского протокола, во многом руководствуются здравым смыслом, так как еще не доказано, что медленное и запаздывающее во времени увеличение глобальной средней температуры - это отклик климатической системы на изменение содержания СО2.

Парниковый эффект выражается в потеплении климата в результате повышения содержания в приземном слое атмосферы парниковых газов и пыли. Около ста лет назад С. Аррениус высказал гипотезу, что парниковый эффект в атмосфере создается диоксидом углерода. За этот период концентрация диоксида углерода в атмосфере увеличилась на 10%, а глобальная температура планеты повысилась на 0,6 "С. Парниковый эффект, согласно современным представлениям, на 95% обусловлен наличием в атмосфере Земли водяного пара и на 5% — других парниковых газов, среди которых доля углекислого газа составляет примерно 72%2. Только 0,001% эмитируемого водяного пара связана с деятельностью человека, доля же антропогенных выбросов углекислого газа оценивается в 3,2%. Именно эту часть атмосферного СО2 можно в той или иной степени корректировать[9].

С тех пор ученые, моделируя климат планеты, уделяют основное внимание именно СО2. За 100 последних лет его концентрация в атмосфере увеличилась на 10%, а глобальная температура планеты поднялась на 0,60С1[10].

Ряд исследователей считают рост концентрации СО2 благом: с их точки зрения он дает не парниковый, а антипарниковый эффект, то есть понижает температуру планеты. Кроме того, он необходим для дыхания. Полезность СО2 можно аргументировать также тем, что 20 млн лет назад, когда его концентрация была втрое выше, количество фитомассы было значительно больше. Стало быть, увеличение концентрации СО2 повышает урожайность полезных для человека культур. Сторонники противоположной точки зрения аргументируют свою правоту сопоставлением атмосферы Марса и Венеры. На Марсе содержание СО2 составляет всего 0,6% от земного, а из-за низкой температуры он вымораживается из атмосферы вместе с водой. Атмосфера Венеры в основном состоит из СО2. Из-за мощного парникового эффекта температура на поверхности Венеры составляет 500°С. Однако эти характеристики трудно соотнесли с параметрами земной атмосферы, так как давление в атмосфере Венеры в 90 раз выше, чем на Земле.

На наш взгляд, более взвешенным является утверждение, что парниковый эффект на Земле в значительной степени (на 78-90%) порожден парами воды и в существенно меньшей степени (10-22%) - диоксидом углерода. Причем влияние последнего на парниковый эффект наиболее существенно в верхних слоях атмосферы. Диоксид углерода предотвращает вымораживание паров воды из более низких слоев атмосферы и дает им возможность внести определяющий вклад в парниковый эффект.

Мировой океан, в котором диоксида углерода в 60 раз больше, чем в атмосфере, является его гигантским аккумулятором и регулятором. Поэтому концентрация СО2 в воздушном пространстве растет во много раз медленнее, чем антропогенные выбросы. Можно предположить, что основным регулятором климата Земли служит вода во всех трех фазовых состояниях: в виде водяного пара, гидросферы и облаков, льда и снега. Роль парниковых примесей, в том числе и диоксида углерода, менее существенна.

Большую роль в термическом режиме Земли играет облачный покров. По данным космических исследований, на всех материках Северного полушария существует связь между средними месячными значениями количества облаков и приземной температурой воздуха. Именно благодаря водяному пару и облакам средняя температура у поверхности планеты составляет около 15°С вместо -58°С (такую температуру имел бы абсолютно сухой воздух). Остальные парниковые примеси (диоксид углерода, двуокиси серы и азота, хлористый водород, аммиак и многие другие) также влияют на температуру воздуха, но их роль значительно меньше (табл. 3).

Таблица 3

Наиболее важные парниковые газы (за исключением водяного пара)

Парниковый(концентрация в ppb2) Доиндустриальноесодержание Природноедобавление Результат человеческой деятельности Полная концент-рация Полное процентное содержание, %
Диоксид углерода (СО2)Метан (СН4)Закись азота (N2O)Другие газы,включая хлор-фторуглероды Всего 28800084828525 289158 68520577120 69109 11880320152 12217 368400174531227 370484 99.4380,4710,0840,007 100

Источник: Департамент энергии США, http://cdiac.esd.ornl.gov/pns/ currcnt_ghg.html

Изменения температуры обусловлены не только антропогенными выбросами, но и естественными факторами - изменением солнечной радиации, колебаниями орбиты, вулканическими извержениями и т. п. Известно, что извержение вулкана Тамбора в Индонезии в 1815 г. снизило среднюю глобальную температуру на 3°С. На следующий год и в Европе, и в Северной Америке лета не было, но через не. сколько лет все встало на свои места.

Согласно некоторым оценкам, при отсутствии ограничительных мер при нынешнем росте промышленного производства, а следовательно, и увеличении выбросов диоксида углерода, его концентрация к 2100 г. удвоится, а глобальная температура может возрасти на 3,5°С. Таким образом, эффект от извержения одного вулкана (пусть и краткосрочный) сопоставим со столетним антропогенным эволюционным вкладом.

Размер налога на эмиссию углерода сверх установленных Киотским соглашением квот был проанализирован в ряде работ. Была предложена оптимальная цена за его тонну в размере 100 дол. По мнению экспертов, такой налог может привести к гарантированному 25%-му сокращению эмиссии углерода в странах-участницах Киотской конвенции уже к концу пилотной фазы, то есть к 2013 г.

Введение налога неизбежно приведет к увеличению цен на углеродное топливо, особенно на каменный уголь и нефть. Мировые запасы каменного угля примерно равны сумме запасов нефти и природного газа. Но сжигать сменный уголь, потенциальная эмиссия СО2 от которого в среднем более чем в 2,5 раза выше, чем от нефти, для большинства европейских стран станет совсем невыгодно. В начале первого периода выполнения обязательств по Киотскому протоколу цена выброса СО2 составила 17 дол. за тонну[11] .

Несмотря на значительное количество рассеянного в атмосферу углерода, Россия, благодаря большой территории, занимает лидирующее положение в очистке с помощью осадков (рис. 1), а следовательно, должна рассчитывать на самое значительное - 2,81 млрд дол. в год денежное вознаграждение. Для наиболее благополучной из европейских стран - Франции - величина положенных поощрительных квот в 31,2 раза меньше, чем для России. Это несмотря на то, что промышленность России в 1990 г. выбрасывала в атмосферу углерода в 6,2 раза больше, чем промышленность Франции". В отличие от занимающих высокие места Канады, США и Китая, Россия является крупным экспортером нефти и природного газа, и увеличение цены на углеродное топливо, связанное с введением налогов на «засорение» атмосферы, не только не ударит по экономике страны, но и приведет к существенному притоку капитала.

Рис. 1 - Зависимость производительности очистки атмосферы

дисперсной водной средой от промышленной эмиссии углерода,

производимой рядом стран в 1990 г.

Соблюдение условий Киотского протокола замедлит экономический рост стран Западной Европы. Предполагается, что к 2010 г. он сократится в Испании на 3,1%, Италии -2,1%, Британии - 1,1%, Германии - 0,8%.

Для выполнения обязательств Австрия, Германия, Голландия, Дания, Италия, Норвегия, Финляндия, Швеция и другие страны вводят налоги, в основе которых лежит энергетическая или углеродная составляющая товаров и услуг. Совершенно очевидно, что тем самым искусственно снижается конкурентоспособность их предприятий, дающих львиную долю выбросов СО2: добыча и обогащение железной руды, выплавка стали, производство электроэнергии, минеральных удобрений, цемента и т. п. Сократилось не только производство соответствующих товаров и услуг, но и их экспорт, а освободившиеся ресурсы направлены в другие сегменты экономики. В результате качество окружающей природной среды существенно улучшилось.

Страны, не ужесточившие природоохранное законодательство, будут всячески стремиться увеличить объемы энергоинтенсивного производства с целью наращивания экспорта весьма прибыльных товаров и услуг. В результате внутренние и внешние инвестиции начнут «убегать» в более прибыльные производства, связанные с обогащением сырья, производством электроэнергии и полуфабрикатов.

Природоохранная политика западных стран и, в частности, ЕС будет оказывать влияние и на величину избытка квот на выбросы парниковых газов, которые получила Россия в соответствии с Киотским протоколом. Этот избыток, названный немцами «горячим воздухом», постепенно сокращается в результате процессов экономической интеграции, дальнейшего углубления международного разделения труда и наращивания объемов внешней торговли.