Смекни!
smekni.com

Европейская валютная интеграция (стр. 4 из 6)

Важное положение, характеризующее использование валюты в ка­честве резервной, — использование ее как инструмента валютных интервенций. Объемы и характер проведения интервенций в определен­ной валюте обусловлены необходимостью центральных банков треть­их стран поддерживать в той или иной форме установленные курсовые соотношения своих денежных единиц с этой валютой. Структура ва­лютных резервов также зависит от географического распределения внешней торговли страны, валютной структуры задолженности, от уровня и характера политических отношений. Для определения объема потенциальных резервов в той или иной валюте можно использовать следующую схему: резервы призна­ются достаточными, если они покрывают величину 8—12-недельного импорта в данной валюте.

Повышению роли евро как резервной валюты способствует тот факт, что официальные представители ряда стран ЦВЕ, яв­ляющиеся кандидатами на вступление в ЕС, проявляют склонность к «евроизации» национальных экономик через использование евро в функции средства обмена во внутренних операциях, т.е. к осуществле­нию «прямого валютного замещения. ЕЦБ принимает на себя определенную ответст­венность за ряд стран ЦВЕ, официально являющихся кандидатами на вступление в ЕС, а затем и в ЭВС.

В 2003 г. курс доллара США поступательно снижался в отношении евро и к началу 2004 г. достиг беспрецедентно низкого уровня в 1,25 долл. за 1 евро. Ситуация развивалась при полном отсутствии каких-либо попыток ФРС США остановить падение курса доллара, что говорит об умышленном использовании администраци­ей США ситуации на международных валютных рынках для повыше­ния ценовой конкурентоспособности американского экспорта, в пер­вую очередь на европейском рынке.

Становление евро в качестве резервной валюты определяется, в основном, позицией третьих стран, в том числе и России. Огромное влияние на становление евро как мировой резервной валюты могут оказывают центральные банки азиатских стран. Япония, Китай, Гонконг, Тайвань и Сингапур владеют более 40% официальных валютных резер­вов. Если они диверсифицируют свои золотовалютные резервы в поль­зу увеличения доли евро, можно будет утверждать, что европейская ва­люта состоялась в качестве резервной валюты.

В целом успешный опыт валютной интеграции европейских стран создает важный прецедент для мирового сообщества, а введение евро стало стабилизирующим фактором для международной валютно-финансовой системы.

2.3 Евро и доллар

22 сентября 2000 г., накануне осенней сессии МВФ, в Праге впервые была проведена согласованная валютная интервенция ЕСЦБ и центральных банков США, Японии и Канады в поддержку евро на сумму около 1,4 млрд. долл., по­сле чего курс евро лишь несколько повысился, а потом снова начал понижаться. На рубеже 2000-2001 гг. впервые на мировых валютных рынках наблюдал­ся весьма значительный всплеск курса евро по отношению к доллару США на 9,6%, что произошло под воздействием произведённой понижающей корректи­ровки роста объёма производства в США в третьем квартале 2000 г. до 2,4% и последовавшего за этим заявления главы ФРС США А. Гринспена о возможном понижении ставки рефинансирования.

По оценкам аналитиков финансовых рынков, ослабление дол­лара США было связано с неоднократно происходившими пересмотрами в сторону снижения прогнозов экономического развития Соединённых Штатов.

Крупный дефицит счета текущих операций платежного баланса и струк­турные диспропорции между потреблением и сбережением с осени 2000 г. ста­ли сдерживать приток в США, в том числе из стран ЕС, прямых инвестиций, которые являются важной опорой американскому доллару.Напротив, стал увеличиваться объём прямых инвестиций в зону евро, ко­торый в целом по итогам 2000 г. составил 303,1 млрд. евро по сравнению со 166,2 млрд. евро в 1999 году.

С 2003 г. начался рост курса евро по отношению к доллару США. Беспрецедентный рост евро и ставшее хроническим падение доллара в 2003-2004 гг., однако, не стало свидетельством преимущества экономического развития ЕС перед США или доказательством «силы» евровалюты в сопоставлении с долларом.

Евро был введён не столько для усиления конкуренции и ускорения экономического роста в странах Евросоюза, сколько с целью стимулирования структурных реформ и повышения эффективности финансовых рынков. Началось осуществление налоговых реформ. Однако проведение экономических реформ в ЕС осложняется тем, что основная часть мировых потоков оставалась замкнута на США. Огромный дефицит своего внешнеторгового баланса и платежного баланса по текущим операциям Соеди­ненные Штаты используют для давления на партнеров, которые не заинтересованы в крахе американской экономики, опасаясь эффекта домино в национальных и глобальных масштабах.

Слабость европейской валюты в первые годы ее существования объясня­лась подъемом в американской экономике. Начавшаяся в 2001 г. в США рецессия могла бы вызвать переориентацию потоков капитала в поддержку евро. Однако этому воспрепятствовали психологические факторы, влияющие на поведение самой важной валюты в мире. Инвесторы, которые уже потеряли на том, что держали активы в обесценивающейся валюте, не пожелали вновь пойти на риск. К тому же темпы роста - не единственный важный экономический показатель.

Инфляция в зоне евро до середины 2000 г. была ниже, чем в США, а со­стояние баланса по текущим операциям было лучше. Также присутствовало ускорение темпов промышленного производства, волна корпоративной реструктуризации и начало структурных реформ в экономике. Некоторые из этих факторов отразились на состоянии фондовых рынков Европы, темпы роста которых были выше, чем в США. Однако все эти преимущества не смогли привлечь достаточно портфельных инвестиций, чтобы поддержать евровалюту.

В первом квартале 2002 г. доллар продолжил свое укрепление по отноше­нию ко всем мировым валютам, в том числе и к евро, которое постепенно на­чалось осенью 2001 г., несмотря на то, что в начале 2002 г. евровалюта была введена в наличный оборот, и это должно было бы помочь евро усилить свои позиции. Однако евровалюта продолжала дешеветь из-за появления при­знаков «оздоровления» американской экономики и возобновления спроса на долларовые инструменты на международных финансовых рынках.

Тенденция к превалированию доллара над евро начинает меняться с 2003 г., когда доллар упал на 20% по отношению к евро и на 10% по отношению к иене. США потеряли свыше 2 млн. рабочих мест в обрабатывающей промышленности. Создание но­вых рабочих мест шло замедленно. В 2003 г. текущий платежный дефицит Соединённых Штатов составил 580 млрд. долл. (5% ВВП); дефицит бюджета 2004 г. - порядка 500 млрд. долл. Норма сбережений населения крайне низкая. Вместе с тем при средних темпах ростах ВВП (6% во второй половине 2003 г,) американская экономика в 30 раз превзошла экономику зоны евро.

Ее сравнительно быстрый выход из рецессии и снижение уровня безрабо­тицы были обусловлены правовым режимом и налоговой системой. Уже в 2001 г. число вновь созданных фирм возросло с 377 тысяч до 504 тысяч, а в 2002 г. было создано 713 тыс. новых предприятий. Принятое Дж. Бушем со­кращение налогов привело к созданию в 2003 г. беспрецедентного числа -900 тыс. новых предприятий.

Однако быстрый экономический рост США не гарантирует стабильность доллара. Укрепление курса евро по отношению к доллару не является неожиданным, так как американская валюта была переоценена по отношению к европейской. Доллар заметно ослабил позиции по сравнению с евро в 2003 г. на фоне опасений по поводу американских дефицитов и геополитических рис­ков в связи с внешней политикой США на Ближнем Востоке. Рост цен на нефть стал ещё одной важной причиной ослабления глав ной мировой валюты.

Сильный евро наносит ощутимый удар по экспортным позициям ведущих европейских ТНК на рынках третьих стран. Изменение торго­вого баланса из-за сокращения экспорта - прямое следствие роста курса евро по отношению к доллару за два года на 36%. Это значит, что европейские то­вары в США стали на 36% дороже, и американцы отказываются от них в пользу более дешевых. Одним из ключевых факторов значительного сокраще­ния профицита в странах зоны евро является рост курса единой евро­пейской валюты, поскольку американские товары стали намного дешевле ев­ропейских. Многие американские компании сообщают о том, что ослабление доллара привело к росту прибылей. Снижение европейских акций из-за падения курса доллара по отношению к евро ведёт к сокращению экспортных доходов европейских компаний.

Каждое снижение курса доллара на 10% сокращает доходы европейских компаний на 4%. Рынок США представляет собой автономную экономику, прак­тически самодостаточную, которая лишь на 10% зависит от экспортных поста­вок. Для поддержания экономики стран ЕС экспорт необходим. Так, к примеру, 24% ВНП Германии - это поступления от экспорта товаров, для Франции и Ве­ликобритании - 20%, для Испании - 21%, для Нидерландов — 47%.

Курс слабого доллара лежит в основе кредитно-денежной политики ФРС США: отказ от сильного доллара и переход к политике дешевых денег и сни­жение ею ставки рефинансирования. Теоретически это означает, что ФРС стимулирует деловую активность и в целом экономический рост в самих Со­единённых Штатах.

Нынешний курс евро, по существу, является искусственным, не соответст­вующим масштабам экономики ЕС. Сложилась противоположная ситуация: в США продолжается, с одной стороны, экономический рост, а с другой - де­вальвация доллара, тогда как рост экономики ЕС при декларированных 1,6- 1,8% едва достигает 1,3%, что почти в 3 раза меньше темпов роста ВВП Со­единенных Штатов, тем не менее евро стремительно идет вверх по сравнению с долларом.

К концу второго квартала 2006 г. курс евро по отношению к доллару отме­тил максимум в 1,2. Американская валюта показала ограниченную реакцию на данные, согласно которым в США наблюдался в первом квартале 2006 г. са­мый быстрый рост экономики за последние два года, а также уменьшилась инфляция. Рынок по-прежнему находится в состоянии массового избавления от долларов.