Смекни!
smekni.com

Административные правонарушения, посягающие на права граждан: общая характеристика и виды правонарушений (стр. 2 из 8)

1) подсчет голосов и определение итогов голосования;

2) ознакомление гражданина со списком избирателей;

3) необходимость исполнения решения избирательной комиссии;

4) сбор и представление сведений об избирателях;

5) опубликование в средствах массовой информации материалов, связанных с подготовкой и проведением выборов, референдумов, в том числе агитационных материалов;

6) осуществление наблюдения за ходом избирательной кампании;

7) отношения между зарегистрированным кандидатом (доверенным лицом, членом избирательной комиссии) с одной стороны и его работодателем – с другой;

8) проведение предвыборной агитации;

9) финансирование избирательной кампании;

10) использование государственным или муниципальным служащим преимуществ своего должностного или служебного положения;

11) обеспечение равенства прав кандидатов, избирательных объединений, избирательных блоков;

12) нравственные ценности.

Среди проанализированных обязательных признаков объективной стороны административного правонарушения избирательного законодательства: место, время, способ, неоднократность (системность), повторность, правонарушение может быть длящимся или продолжаемым, в некоторых случаях имеет значение наступление вредных последствий проступка. Объективную сторону некоторых административных правонарушений могут образовывать как действия, так и бездействие. Признак времени совершения правонарушения имеет решающее значение, поскольку нарушения избирательных прав законодатель прямо связывает с определенными этапами избирательной кампании. Так, например, ст. 5.10 КоАП РФ предусмотрена ответственность за проведение предвыборной агитации вне агитационного периода, а ст. 5.49 КоАП РФ – за проведение лотерей или тотализаторов в период избирательной кампании.[2]

КоАП РФ предусматривает административную ответственность специальных субъектов, таких как председатель избирательной комиссии, главные редакторы и редакции средств массовой информации, работодатели и т.д.

Субъективная сторона административного правонарушения – это совокупность признаков, характеризующих психическое отношение лица к содеянному.

Административная ответственность за нарушение законодательства о выборах и референдуме наступает независимо от формы умысла. Ни в одной из статей Кодекса, устанавливающих ответственность в рассматриваемой области законодательства, форма вины прямо не указывается в качестве квалифицирующего признака субъективной стороны административных правонарушений.

Субъектами правонарушения могут быть как физические, так и юридические лица. В статьях 5.1–5.25, 5.45 – 5.52, 5.56 КоАП РФ предусмотрены общие и специальные субъекты административных правонарушений законодательства о выборах и референдуме. Это могут быть граждане, должностные и юридические лица по таким правонарушениям, как подкуп избирателей, участников референдума, привлекающихся как общие субъекты административного правонарушения. Нормы КоАП предусматривают и специальных субъектов, когда при анализе правонарушения, оценивается и их специальный правовой статус – среди индивидуальных субъектов можно выделить таких лиц, как кандидаты, зарегистрированные кандидаты, лица, являвшиеся кандидатами, лица, избранные депутатами или на иную выборную должность, уполномоченные представители по финансовым вопросам избирательных объединений, инициативной группы по проведению референдума, должностные лица кредитных организаций, должностные лица организаций, осуществляющих теле- и (или) радиовещание, периодических печатных изданий, лица, проводящие предвыборную агитацию, которым участие в ее проведении запрещено законом, члены избирательных комиссий, комиссий референдума, председатели избирательных комиссий; среди коллективных субъектов административного правонарушения, которые будут привлекаться как юридические лица, анализируется статус – избирательные объединения, избирательные блоки, инициативные группы по проведению референдума, организации, осуществляющие теле- и (или) радиовещание, периодические печатные издания, кредитные организации.

1.2 Административные правонарушения, посягающие на свободу совести, свободу вероисповедания и религиозные объединения

Объектом правонарушения, квалифицируемого по ч. 1 ст. 5.26, являются общественные отношения, связанные с реализацией права граждан на свободу совести и права на свободу вероисповедания.

Статья 28 Конституции РФ гарантирует каждому свободу совести и свободу вероисповедания, включая право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними.[3]

Согласно Федеральному закону свобода совести и свобода вероисповеданий включают следующие права граждан: право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой; свободно выбирать и менять, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними, создавать религиозное объединение, вступать и выходить из него; получать религиозное образование и воспитание; не подвергаться принуждению при определении своего отношения к религии, к ее исповеданию или отказу от такового, к участию или неучастию в богослужениях и других религиозных обрядах, в обучении религии; право индивидуально или совместно молиться и совершать религиозные культы, обряды, богослужения и церемонии в молитвенных зданиях и на их территории, в местах паломничества, на кладбищах, в домах и квартирах граждан; в других же местах – в порядке, установленном для проведения собраний, митингов, шествий и демонстраций; пользоваться предметами культа и религиозной литературой; право на замену воинской службы лицам, которые в силу их религиозных убеждений не могут нести таковую, на альтернативную гражданскую службу и др.[4]

Под иными убеждениями, упомянутыми в диспозиции ч. 1 ст. 5.26, понимаются любые, кроме религиозных, мировоззренческие, в том числе атеистические убеждения.

Пункт 6 ст. 3 Федерального закона «О свободе совести и о религиозных объединениях» устанавливает, что воспрепятствование осуществлению права на свободу совести и свободу вероисповедания, в том числе сопряженное с насилием над личностью, с умышленным оскорблением чувств граждан в связи с их отношением к религии, с пропагандой религиозного превосходства, с уничтожением или с повреждением имущества либо с угрозой совершения таких действий, запрещается и преследуется по закону.

Под религиозным объединением понимается добровольное объединение граждан Российской Федерации или иных лиц, постоянно и на законных основаниях проживающих на территории Российской Федерации, образованное в целях совместного исповедания и распространения веры и обладающее соответствующими признаками: вероисповедание; совершение богослужений и других религиозных обрядов и церемоний; религиозное обучение и воспитание своих последователей.[5]

Религиозные объединения могут создаваться в форме религиозных групп и религиозных организаций. Религиозные группы осуществляют свою деятельность без государственной регистрации и не обладают правоспособностью юридического лица. Религиозная организация может быть создана не менее чем десятью совершеннолетними гражданами РФ, объединенными в религиозную группу, которая просуществовала на данной территории не менее 15 лет или входит в структуру централизованной религиозной организации.

Объективная сторона правонарушения, предусмотренного ч. 1 данной статьи, выражается в действиях или бездействии, препятствующих гражданам осуществлять право на свободу совести и вероисповедания.

Такое воспрепятствование может быть выражено в принудительном обучении религиозным дисциплинам в учебном заведении лиц, исповедующих другую религию или не исповедующих никакой; в указании в официальных документах на принадлежность гражданина к религии; запрещении совершения по просьбе верующих религиозных обрядов в воинских частях или лечебных учреждениях или, наоборот, принудительном осуществлении подобных обрядов и церемоний против воли лиц, пребывающих в этих учреждениях; в нарушении органами юстиции порядка регистрации религиозных организаций и т.д.

Субъектом правонарушений могут быть как граждане, так и должностные лица.

Субъективная сторона может характеризоваться умыслом, неосторожностью.

Рассматриваемое правонарушение является смежным с преступлением, предусмотренным ст. 148 УК РФ. При разграничении административной и уголовной ответственности за схожие деяния следует учесть, что уголовно наказуемое деяние не только препятствует осуществлению права на свободу совести и вероисповедания отдельных граждан, но создает препоны для деятельности религиозных организаций в целом.

Часть 2 данной статьи содержит двойной объект посягательства – свобода совести и вероисповедания и общественная нравственность. Непосредственным объектом правонарушения являются религиозные, нравственные, атеистические, мировоззренческие взгляды и убеждения. Предмет правонарушения – почитаемые гражданами предметы, знаки и эмблемы мировоззренческой символики (предметы культа – иконы, церковная утварь, религиозные книги, одеяние священнослужителей и т.п.; к знакам и эмблемам мировоззренческой символики относятся знаки как религиозного, так и нерелигиозного характера, выражающие идейные позиции их носителей и почитателей, – православный и католический крест, мусульманский полумесяц, звезда Давида, красная пятиконечная (красноармейская) звезда, медицинский красные крест и полумесяц, голубь мира и т.п.).[6]