Смекни!
smekni.com

Типы экономических систем 7 (стр. 5 из 7)

Эти виды программ многоплановой поддержки уже отработа­ны для стран Восточной Европы, проводящих радикальные ре­формы, а также для многих стран в других регионах мира, кото­рые сотрудничают с мировым сообществом при проведении по­литики фундаментальных изменений. Программа поддержки Российских реформ опиралась на удачный опыт многих других стран, эти процедуры вы­держали проверку временем и предоставляли международному сообществу исчерпывающие гарантии в том, что деньги на ока­зание поддержки реформ будут использованы эффективно.

Понятие переходной экономики.

В первую очередь хочется определиться с самим понятием переходной экономики, в большинстве учебников это понятие определено как промежуточное состоя­ние экономики в связи с изменением принципов хозяй­ствования в результате социально-экономических изме­нений. Определяющую роль в этих изменениях играет трансформа­ция отношений собственности. Если переходная экономика в России после 1917 г. формировалась на основе господства госу­дарственной собственности, то в 90-х гг. началось движение от государственной собственности к частной. Это движение не знает мировых аналогов. Впервые за всю цивилизацию мир стал свидетелем движения от «справедливого коммунизма» к «несправедливому», но свободному капитализму.

Именно экономику 90-х годов я буду в дальнейшем называть “переходной экономикой”, дабы не загромождать текст лишними временными характеристиками.

Отсчет переходной экономики в России начался со 2 января 1992 г. в результате либерализации цен. Старт переходной экономике был дан в условиях жесточайшего экономического кризиса. Этот кризис произошел в результате правительствен­ной политики «перестройки». Россия начала рыночную ре­форму, имея командную экономику. Эта экономика формиро­валась на основе государственной собственности и централизо­ванного управления. В России господствовала доктрина, что основа экономики — это тяжелая промышленность, или про­изводство средств производства. Производству потребитель­ских товаров отводилась роль падчерицы, равно как и сфере услуг. Более 90% государственных производственных капита­ловложений направлялось в тяжелую промышленность и обо­ронный комплекс и менее 10% — в потребительский сектор: пищевую и легкую промышленность. Это были отсталые от­расли с изношенным оборудованием, они не удовлетворяли по­требностей населения. В России производство работало ради производства, а не ради потребителя, чего не может быть в ры­ночной экономике. Централизованная система управления по­давляла предпринимательские способности работников. Эта система была основана на подчинении, допуская инициативу лишь в узких границах. Свобода предпринимательства и сво­бода выбора не действовали.

В целом в середине 80-х гг. централизованная система уп­равления с неизбежностью вошла в глобальный экономичес­кий кризис, поразивший всю совокупность экономических от­ношений.

Россия на пути к «рынку».

Неудавшийся "прыжок в рынок".

По сути дела, экономика России находится в двойном кризисе: длительный социально-экономический кризис, который начался со второй половины 1989 г. и остатки острейшего финансового кризиса после катастрофы 17 августа 1998 г.

Необходимо отметить, что социально-экономический кризис зародился ещё в централизованном плановом хозяйстве. Так со второй половины 1987 г. стал резко расти дефицит бюджета, началась эмиссия денежной массы, постепенное обесценение денег. Большое их количество в условиях плановой экономики привело к исчезновению товаров. Фактически, к 1990-1991 гг. распался потребительский рынок. Пытаясь как-то исправить ситуацию, государство пошло на огромные долги. Если в начале перестройки внешний долг СССР был равен 20 млрд дол., то к ее концу он составлял уже 103 млрд. В Начале перестройки у нас было 700 т золота, а 1 января 1992 г. осталось 80 т.1 Мы объявили дефолт, отказавшись оплачивать счета Внешторгбанка.

С 1990 г. началось небольшое падение производства. Оно постоянно нарастало и в 1991г. составило 7%. К началу 1992 г. страна стояла перед экономической катастрофой. Наряду с социально-экономическим кризисом был и политический кризис (слабость центральной власти, борьба между республиками, регионов с центром...). Крестьяне не стали сдавать урожай 1991 г. "в закрома Родины". В Москве и Ленинграде продовольствия оставалось на 12-14 дней. Угольщики бастовали и заготовили всего треть от потребности угля на зиму 1992 г. Все разваливалось буквально на глазах...

Вновь созданное Правительство Ельцина-Гайдара приняло решение справиться с надвигающейся катастрофой путем прыжка в рынок. Буквально за две недели были придуманы новые налоги, в том числе НДС. Прошла общая либерализация цен. Резко усложнило переход России к рынку то, что он начался в условиях развала Советского Союза. В первый же год в три раза сократился товарооборот между бывшими союзными республиками, что сказалось на объемах производства. Скажем, Узбекистан просто прекратил поставку в Россию хлопка, и наша текстильная промышленность осталась без сырья.

Структура экономики России была также не приспособлена к рынку. Мы были вынуждены проводить небывалую по масштабам конверсию военного производства, которая даже в самых благоприятных условиях представляет крайне сложный и болезненный процесс, связанный с падением производства. Ситуацию усугубили ошибки, допущенные Правительством. В результате в 1992 г. объем промышленного производства упал на 19%, в основном это произошло во втором полугодии.

Со второй половины 1992 г. политика была изменена. Увеличился дефицит бюджета. Ценробанк дал гигантский кредит для того, чтобы оживить промышленность, пополнить ее оборотные фонды. Но это резко подхлестнуло инфляцию. В сентябре-ноябре она достигла 15-20% в месяц.

В это время произошла смена первого Правительства Е. Т. Гайдара, который подготовил план финансовой стабилизации, намереваясь в первом квартале 1993 года в основном справляться с инфляцией. Он рассматривал 1993 г. как депрессивный, а с 1994г. планировалось начать оживление экономики и в последующем - подъем.

Правительство под председательством В.С.Черномырдина выдвинуло идею реконструирования промышленности. Совершенно не реальную, поскольку денег на это у государства не было. На протяжении 1993г. бушевала инфляция на уровне 15-20% в месяц. Она подточила промышленность, и в конце 1994г. произошло самое крупное за годы кризиса обрушение экономики, более глубокое, чем в 1992г.: в 1993г. падение составляло 14%, а в 1994г. - 20%. Но если брать показатели со второй половины 1993г. до второй половины 1994г., картина резкого обвала будет еще более удручающей. В Правительство снова пригласили Е.Т.Гайдара, стали проводить жестокую финансовую политику, что привело к снижению инфляции. Но действия эти проводились неумело, в результате произошел "черный вторник" 11 октября 1994г., сопровождающийся тридцатипроцентным падением курса рубля.

Снижение инфляции подготовило стагнационный 1995 год. В целом он был неплохой. Была надежда с 1996г. перейти к оживлению экономики. Но не тут-то было. Это был год выборов Президента РФ. Денег в стране не хватало, тем не менее предприятиям и организациям предоставлялись налоговые и таможенные льготы, выделялись дополнительные средства. Бюджетных средств тоже был минимум, поэтому раскрутили задействованный еще в 1995г. механизм государственных казначейских обязательств. Их доходность превысила 100%. Резко выросли процентные ставки на кредиты банков, предприятия лишились оборотных средств. Падение промышленности в 1996г. составило 6%. Нарастали неплатежи пенсий и зарплаты.

В Правительство в третий раз пригласили Е.Т.Гайдара. Под его руководством было подготовлено Послание Президента Федеральному Собранию. Основная тема неудач, по мнению составителей послания, состояла в том, что в стране не было порядка, замедлился темп реформ. Чтобы исправить ситуацию, в Правительство ввели так называемых молодых реформаторов - А.Б.Чубайса и Б.Е. Немцова, которые пришли со своими командами. Они стали "наводить порядок", в значительной мере административными методами. "Выкручивали руки" Газпрому, который взял 2млрд дол. кредитов и расплатился с долгами. На эти деньги выплатили пенсии. Потом стали разбираться с нефтяниками, олигархами, как их стали называть. В результате почти полностью расплатились с бюджетниками.

При этом велась довольно жесткая финансовая политика. Инфляция с 20% в 1996г. была снижена до 11%. Резко, до 17%, была снижена доходность ГКО. Ставка рефинансирования Центрального банка опустилась до 22%, уже появилась возможность взять кредит на 20-25% годовых. Стало выгодно брать кредит на полгода, год. Экономика резко приободрилась. Объем промышленного производства увеличился за последний квартал 1997г. на 3%. В сельском хозяйстве впервые за десять лет не было спада, правда, благодаря хорошему урожаю. Замедлились темпы снижения инвестиций. На 4% выросли реальные доходы граждан.

Довольно хорошие перспективы просматривались на 1998г. Так если в 1997г. валовой продукт вырос на 0,4%, то в 1998г. планировалось достичь 2%. Международный валютный фонд с этим не был согласен, его специалисты считали, что рост составит минимум 4%, а специалисты ОБСЕ утверждали, что рост составит 5%. Инфляция планировалась на уровне 5,4%, ставка рефинансирования - 15-17%, доходность ГКО - 11-12%. Просматривалась возможность ипотечного на кредитования, на этот счет был принят закон. При росте цен на 11% количество денег безинфляционно увеличивалось на 37%. В общем, по всем признакам можно было говорить о переходе от кризиса к депрессии. Правда, некоторые реформистски настроенные специалисты поторопились и утверждали, что наша экономика перепрыгнула через депрессию и перешла в стадию оживления. Но, как мне кажется, экономические показатели упали в два раза, а потом повысились на 1,9%, то об оживлении говорить не приходится. Я думаю, что об оживлении в нашей экономике можно будет говорить при росте как минимум на 4%, а о подъеме - при росте самое меньшее на 8-10%.