Смекни!
smekni.com

Анализ причин и мотивов совершения убийств (стр. 15 из 17)

Психологические аспекты явлений преступности связанные с проблемой ответственности личности. Принято считать, что “набор ролевых обязанностей личности в системе социальных отношений характеризует весь диапазон её ответственности. ” [31 с.151] Однако, поскольку процесс осознания личностью своей ответственности определяется многими факторами субъективная ответственность иногда расходится с объективной. Подлинная внутренняя ответственность личности подразумевает её активную жизненную позицию и усиление удельного веса самоуправления в обществе.

3.2 Понятие криминального насилия

Сам термин “криминальное насилие" обозначает ряд запрещенных законом физических или психических действий, совершаемых в отношении других лиц вопреки их воле и желанию, причиняющих им физический вред и моральный ущерб" [32]. Во многом тождественным ему является понятие агрессии. Перечень и характер этих действий определен в Уголовном Законе РК. Сам факт установления подобного запрета - свидетельство того, что насилие является опасной формой поведения людей, наносящего серьезный ущерб их правам и интересам.

В то же время насильственное преступное поведение - один из предметов пристального и неослабевающего интереса как рядового обывателя, так и специалистов самых разных видов человеческой деятельности. Оно сопровождает жизнь людей на протяжении всей известной истории. Во многом и сама история человечества - это история насилия.

По формам проявления криминальное насилие весьма разнообразно. Наиболее опасной считается убийство - насильственное лишение жизни другого человека. Несмотря на многообразие форм насильственного преступного поведения, а также индивидуальный или массовый характер их проявления, психологические механизмы насилия имеют во многом сходный характер. Их суть может быть сведена к одному общему фактору - “жесткой психологической зависимости агрессора от объекта агрессии [33]." В криминальном поведении психологическая зависимость агрессора по своему характеру отличается от аналогичной особенности, свойственной большинству людей. Каждому человеку уже в силу социального характера его развития и воспитания свойственно стремление к объединению с другими людьми для удовлетворения своих потребностей, достижения личных и совместных целей. В этих объединениях людей каждый неизбежно занимает определенную позицию, в том числе и зависимую, подчиненную" [34]. Однако в отличие от агрессивных преступников правопослушные люди при неблагоприятно для них складывающихся обстоятельствах способны выйти из группы, выйти из неудовлетворяющего или даже травмирующего их контакта либо постараться изменить свое отношение к изменившимся обстоятельствам.

Для агрессивных преступников ситуация принципиально иная. Контакты с определенными людьми приобретают для них жизненно важный, жизнеобеспечивающий характер. Психологический “корень" насилия в том, что “преступник зачастую неосознанно приписывает жертве способность удовлетворить его потребности или вести себя в соответствии со своим представлением о должном поведении, а затем в той или иной форме требует их удовлетворения и соответствующего поведения" [6, с 107].

Склонность некоторых людей попадать в жесткую зависимость от самых разнообразных объектов без специального анализа выявить достаточно сложно. Многочисленные специальные исследования привели к выводу о том, что “эта склонность формируется на ранних этапах жизни человека, в раннем детстве, и является результатом той позиции, которую занимает ребенок (будущий преступник) в своей семье [35]. Суть этой позиции состоит в неприятии со стороны родителей, а иногда и прямом отвергании. Исследования криминального насилия в этом смысле ярко иллюстрируют “глубокую ошибочность распространенного мнения о безусловной ценности ребенка для его родителей и, следовательно, безусловной ценности человека вообще” [35, с. 209].

Человек оказывается независимым от среды, в которой находится, только удовлетворяя свои потребности. Пока сохраняется потребность - сохраняется зависимость. Для агрессивных преступников характерна “хроническая неудовлетворенность жизненно важных (витальных) потребностей, поэтому и возникает столь же хроническая зависимость от объектов, которые могут их удовлетворить" [36].

В связи общим низким уровнем развития и ограниченными адаптивными возможностями для насильственных преступников, по сравнению с более развитыми людьми, резко увеличен круг тех внешних событий и ситуаций, которые они воспринимают как угрожающие, так как угрожающей в общем случае является та ситуация, для приспособления к которой у человека нет необходимых средств и способов, то есть нет программы необходимых в данной ситуации действий. В ситуации, где совершаются агрессивные, насильственные действия, всегда включены люди, от которых преступники находятся в жесткой зависимости. Эта зависимость может преступниками и не осознаваться, но “проявляется она именно в агрессии, в стремлении подавить активность другого человека за счет причинения ему физического вреда или психического ущерба”. [37]

Исследования показывают, что “насильственные формы поведения связаны с некоторыми особенностями психического склада проявляющих их лиц. Основной из этих особенностей является высокая эмоциональная заряженность содержания мыслей, идей, избирательно проявляющиеся в некоторых ситуациях. Для них характерна высокая чувствительность к любым сторонам межличностных отношений, подозрительность, восприятие окружающей среды как враждебной. С этим связаны затруднения в правильной оценки ситуации, склонность к её трудно корректируемым искажениям. ” [38]

Высокая эмоциональная насыщенность мыслей, идей преступников, совершающих убийство и иные насильственные действия, направленные против жизни и здоровья человека, граничит с патологией эмоциональной сферы и в целом свидетельствует об их социальной отчужденности. С этим связана определенная неуправляемость их поведения не только для окружающих, но и для самих преступников. Вместе с тем они “склонны предъявлять, довольно высокие требования к окружающим, обидчивы и эгоистичны, грубы и развязны в поведении, склонны к сильным перепадам настроения, от страстного ликования до смертельной тоски" [35].

Весьма примечательной чертой личности некоторых из насильственных преступников является “склонность к очень глубоким и сильным переживаниям” по содержанию сходным с состоянием экстаза" [40] В этом смысле очень символично высказывание одного из преступников - убийц: “Я живу только в минуту смертельной опасности" [6, с 137]. Психологическое содержание этого состояния очень сложно, но в нем захватываются самые глубокие слои личности; в момент совершения насильственных действий возникает чувство духовного освобождения, представляющее исключительную ценность для данного лица. Не исключено, что одним из самых сильных мотивов насильственного преступного поведения, в частности, убийства и является потребность в переживании этого состояния. Но в основе его лежит неосознаваемое стремление к выходу из состояния зависимости, в конкретной ситуации представленное определенным лицом, в отношении которого и совершается агрессия.

Другая категория насильственных преступников решает “проблему выход из-под зависимости путем активного навязывания своей личности другим, вполне конкретным людям. Они движимы потребностью доказать ценность своего “Я” и добиться её признания. Это навязывание нередко носит ярко демонстрированных характер, используются все способы втянуть другого человека в сферу своего влияния, по существу подчинить его себе и использовать в качестве “донора" любых форм “подпитки" - материальной, финансовой, энергетической, идейной" [41]. Зависимость от таких людей оказывается, как правило, непереносимой для других, поэтому рано или поздно они стремятся разорвать её. Здесь и возникает ситуация насилия со стороны описываемой категории преступников с целью предотвращения этого разрыва отношений, так как при этом утрачивается “донор”, без которого существование невозможно.

Ещё одна категория насильственных преступников - это “люди с гипертрофированным чувством должного. Они предъявляют очень высокие и жесткие требования к окружающим с позиции собственных представлений о нормах поведения. По существу они жестко зависимы от своих представлений о должном, незначительные отклонения поведения других людей от этого представления вызывают у них чувство эмоционального дискомфорта, более значительные - внутреннего негодования и действия по насильственной корректировки ситуации в соответствии с их представлениями" [42]. Здесь человек находится в плену собственных идеальных представлений и не воспринимает многообразие жизни; он насильственно подгоняет её под свои представления. Нередко такие люди выступают ярыми поборниками справедливости, борцами за справедливость, основным же способом её установления является насилие.

Одно из форм проявления гипертрофированного представления о должном является чувство ревности. В нем сконцентрирована позиция собственника, присвоившего себе право исключительного пользования благосклонностью другого человека, и различные знаки внимания, оказываемые другим и со стороны других, воспринимаются как унижение собственного достоинства и покушение на указанное право. Мотивированное ревностью насилие - это “защита идеализированного представления о себе и лишение другого человека права иметь такое представление о себе и вести себя в соответствии с ним. ” [43]

Среди насильственных преступников существуют люди, “движимые потребностью утвердится в собственном мнении о себе как о лице, способном на решение, поступок, необычное рискованное опасное действие. Их наиболее характерной личностной особенностью являются постоянная неуверенность в себе, колебания, неспособность к принятию решений. Они испытывают более-менее осознаваемое изматывающее чувство неполноценности и находится, поэтому в постоянной готовности избавиться, преодолеть его. Эта готовность толкает их в ситуации риска, опасных обстоятельств с плохо предсказуемыми последствиями" [44]. Некоторые преступники совершившие убийство, прямо определяют мотив совершенного им тяжкого преступления, как “совершение сильного поступка". Такими действиями они достигают чувство уверенности в собственном существовании, в определенности существования и права на существование.