Смекни!
smekni.com

Анализ причин и мотивов совершения убийств (стр. 2 из 17)

Учеными специалистами было подсчитано, что за время всевозможных войн, начиная с межродовых конфликтов по сегодняшний день погибло более 4, 5 миллиарда человек, а мирных дней в совокупности насчитывается всего 4 года. На сегодняшний день войны и военные действия идут в 40 странах мира. И тенденций к урегулированию этого вопроса с помощью цивилизованных переговоров пока, к сожалению, не предвидится, каждый день где-нибудь погибают, зачастую невинные, жертвы войны, так как жажда власти и подчинения очень часто превалируют над разумом, терпимостью и человеколюбием. Несмотря ни на какие запреты со стороны правоохранительных органов, ставящие жизнь человека самым приоритетным объектом их защиты, тем не менее жизнь индивида не берется в расчет, когда речь заходит о господстве над ним и ему подобных, то есть, в этом случае действует принцип “если ты не с нами, значит ты против нас".

Так было во времена Второй Мировой войны, так есть и сейчас во многих странах мира.

Другие мотивы убийства (месть, ненависть, зависть, злоба, ревность) мы рассмотрим шире.

Во времена, когда существовал первобытно-общинный строй убийства возникали только по причине захвата новых территорий, а такие понятия, как зависть, месть и ненависть - появляются лишь с появлением частной собственности и протогосударств. Эволюционируясь, становясь более рациональным, человек ко всему приобретает еще и негативные навыки, а также способность к самым низменным чувствам, которых, как ни парадоксально, становилось тем больше, чем совершеннее становился сам человек. Естественно, что касается каких-либо статистических данных того времени, а именно сколько, когда и кем было умышленно убито людей, то их нет. Хотя до наших дней сохранились отдельные уголовные дела, целого ряда стран. Так, в Италии, Франции, Германии, Испании - умышленные причинения смерти зачастую происходили при разбое, грабеже, краже (13-16 вв). В России 18 века главными мотивами были ревность, разбой, убийства в состоянии алкогольного опьянения. В странах Азии и Кавказа - убийство из мести и ревности всегда были главными мотивами, так как там существует принцип кровной мести.

Позднее в Европе из-за большого количества дуэлей только в течение 100 лет (18-19 вв) погибло более 100 тысяч человек.

Что касается 21 века, то официальное количество зарегистрированных убийств перевалило за 1 миллион в год.

1.1 Исторический аспект ответственности за убийство

Убийство является одним из наиболее древних преступлений в уголовном законе. Этому преступлению всегда уделялось в теории и истории уголовного права исключительно большое внимание.

Например, в России уже в 10 векедоговор Олега 911г. и Игоря 945г. с греками содержат постановление о порядке ответственности за совершенное убийство. Они ограничивали право частной мести. Договор Олега с греками требовал подтверждения судом права мести, принадлежащего родственникам убитого при задержании убийцы на месте преступления. В таком случае родственники потерпевшего имели право убить преступника. В случае бегства преступника его имущество поступало в пользу родственников убитого, за исключением части, следуемой жене убийцы. При несостоятельности убийцы родственники убитого имели право убить преступника после того как он будет разыскан. Постановления об ответственности за убийство содержится во всех 3-х редакциях “Русской Правды”.1 редакция относится к 1 половине 11 в. “Правда Ярослава” не отменила частной мести за убийство, но в случае согласия родственников убитого, возможно было заменить месть уплатой вознаграждения. Право частной мести отменяет “Правда" 2 половины 11 в., устанавливая за убийство обязательный выкуп: “ После Ярослава собрались сыновья его и отложили убиение за голову и предписали выкупаться деньгами". Последняя редакция “Правды" 13 столетия предполагает уплату штрафа князю за убийство, так называемая вира. Но может взыскиваться только за убийство свободного человека. Интересно, что “правда" разграничивает убийство, совершенное в “сваде” - ссоре, на пиру, открыто и убийство в разбое. Судебники (первый 1497г) содержали в себе преимущественно положения процессуального права. Тем не менее, в них был ряд постановлений, относящихся к материальному уголовному праву, в частности к убийству. Убийство, совершенное “ведомым лихим человеком" влекло за собой смертную казнь. “Ведомым лихим человеком" по приговору общества мог считаться не только тот, кто уличен был ранее в преступлениях, но и кто подозревался в преступлениях, и при опросе ряда добрых лиц был признан лихим, т.е. преступным человеком. Квалификационным видом убийства считалось “государственное убийство", т.е. убийство холопом своего господина и влекло за собой смертную казнь. Уложение 1649г. царя Алексея Михайловича различает виды убийств: мужеубийство каралось зарытием виновницы в землю; отцеубийство и убийство матерью внебрачного ребенка наказывалось смертной казнью; женоубийство судебная практика рассматривала как привилегированное убийство и наказывалось мягче. Не наказуемым убийством считалось убийство вора или грабителя в своем доме. Воинский устав 1716г. вводил ряд новых видов квалифицированных и простых убийств. За простое убийство смертная казнь через отсечение головы, за квалифицированный состав полагалось колесование. К квалифицированным убийствам воинский устав относил: отцеубийство, убийство “дитяти во младенчестве", отравление, убийство по найму, убийство солдатом офицера, убийство на дуэли и самоубийство. По воинскому уставу наказывалось не только самоубийство, но и покушение на него. Покушение на самоубийство наказывалось смертной казнью, но если причиной самоубийства было мучение, досада, стыд или беспамятство, то за покушение полагалось “бесчестное изгнание из полка". При совершении самоубийства наказание обращалось на его труп. В “Уложении о наказаниях уголовных и исправительных", действовавшим вплоть до революции 1917г., убийства предусматривались в первой главе 10 раздела “О преступлениях против жизни, здравия, свободы и чести частных лиц". Уложение о наказаниях выросло на основе той кодификационной работы над русским законодательством, которое началось еще изданием уложения Алексея Михайловича и закончилось изданием в 30-х гг. прошлого столетия свода законов. На основе изменений первой книги 15 тома Сводов законов в 1845г. было издано Уложение о наказаниях уголовных и исправительных.

Уложение о наказаниях впервые ввело в уголовное законодательство деление убийств на умышленные и предумышленные.

Простое предумышленное убийство - с обдуманным заранее намерением или умыслом. В качестве квалифицированных назывались: отцеубийство, родственное убийство, убийство начальника по службе, убийство господина или члена его семьи, убийство хозяина или мастерового, у которого убийца находился в услужении или на работе, убийство воспитателя, убийство священнослужителя, убийство беременной женщины, убийство общеопасным способом, через истязания, убийство изменческое или в засаде, убийство из корысти или в соучастии.

Убийство издревле считалось преступлением против человека и осуждалось как моралью, так и системой норм и правил, имеющих силу закона. Запрет на убийство был одним из первых табу в человеческой культуре. Во многом это объяснялось необходимостью продолжения рода и укрепления общества. Свобода убийства угрожала человечеству истреблением, поэтому сначала убийство было осуждено и запрещено в локальных сообществах - родах, племенах и т.д. По мере становления более крупных человеческих сообществ, вплоть до государственных объединений, табу на убийство приобрело форму закона, обязательного для всех членов сообщества. Известно, что первые законоуложения (как написанные, систематизированные совокупности норм и правил поведения, а также запретов) формируются на основе общепринятых норм морали, формализуемых и закрепляемых в законах.

Убийство трактуется как преступление практически во всех законодательных системах - древних и современных. Посягательство на чужую жизнь может быть оправдано моралью и законом лишь в исключительных случаях. Для разных обществ, культур, политических систем, эти случаи различны. Например, мусульманские нормы и правила, закрепленные в Коране, не предусматривают наказание за убийство неверного: “ И убивайте их, где встретите,... ведь соблазн - хуже, чем убиение". [5] В то время как убийство правоверного по шариату должно караться смертью. Одна из первых заповедей Библейского Моисея, признаваемых как иудеями, так и христианами, гласит: “НЕ УБИЙ! ” Ветхозаветные правила, имевшие для древних иудеев силу закона, очень конкретно определяют убийство как антиобщественное деяние. Если, согласно Библии, первый убийца на Земле Каин был наказан вечным изгнанием, то впоследствии за причиненную другому смерть полагалась смерть: “ Кто ударит человека, так, что он умрет, да будет предан смерти... а если кто с намерением умертвит ближнего коварно (и прибежит к жертвеннику), то и от жертвенника моего бери его на смерть." [6]

В современных системах права убийство рассматривается как одно из самых тяжких преступлений и предусматривает суровое наказание, вплоть до смертной казни в ряде стран.

Уголовно-правовая защита всегда в первую очередь означала защиту жизни и здоровья человека.

История развития законодательства об ответственности за убийство в советский период

В первом советском уголовном кодексе - УК 1922 г. наряду со многими положениями, сходными с нормами об убийствах в Уголовном уложении, имелись и отличия. В гл. V “Преступления против жизни, здоровья, свободы и достоинства личности” все преступления были разделены на пять групп, каждая из которых имела соответствующий подзаголовок.