Смекни!
smekni.com

Мировое хозяйство современное состояние, закономерности и тенденции развития (стр. 5 из 25)

Столкнувшись с ограничениями импорта и невысокой платежеспособностью развивающихся стран, корпорации, чтобы удержать перспективные рынки, идут на частичную замену экспорта товаров вывозом капитала для налаживания соответствующих производств на месте.
В местах же своего базирования ТНК делают упор на развитие наукоемких производств. «Азиатские драконы» оказались готовы воспринять эти изменения международной экономической конъюнктуры и использовать их в своих целях.

Как пишет Е.Ф.Авдокушин: «Важную роль в привлечении транснациональных корпораций именно в азиатский регион сыграли следующие обстоятельства:

– Выгодное географическое положение «новых индустриальных стран». Все они находятся на перекрестке мировых торгово-экономических путей, вблизи от центров мирового хозяйства - США, Японии.

– Почти во всех «новых индустриальных странах» сложились автократические или близкие к таковым политические режимы, лояльные к промышленно развитым странам. В них была обеспечена политическая стабильность, демократические и политические преобразования были отложены в пользу экономических реформ. Иностранным инвесторам была обеспечена высокая степень гарантий безопасности их инвестиций.

– Определенную роль сыграли такие неэкономические факторы, как трудолюбие, старательность, дисциплинированность, бережливость населения «новых индустриальных стран» Азии[14].

В определенной степени эти факторы оказались решающими в своеобразном соревнований между двумя моделями «новых индустриальных стран» – азиатской и латиноамериканской.

Первая модель предполагает развитие национальной экономики с преимущественной ориентацией на внешний рынок, на экспорт.

Вторая – ориентирована на импортозамещение. Первой модели, как указывалось выше, следовали в конце прошлого века США, после 2-ой мировой войны - западноевропейские страны, Япония, а затем и «новые индустриальные страны» Азии.

Вторая модель в значительной степени свойственна латиноамериканским «новым индустриальным странам».

Мировой опыт показал, что стратегия развития импортозамещающего производства сыграла важную роль в экономическом прогрессе ряда развивающихся стран.

Стратегии импортозамещения способствовали диверсификации хозяйственной структуры. Во многих развивающихся странах был создан ряд новых и важных для них производств, вырос уровень самообеспеченности по многим ключевым позициям.

Однако при длительной опоре на принцип импортозамещения происходит консервация отставания, возникают препятствия для появления в экономике отраслей-локомотивов, обеспечивающих достижение прогресса мирового уровня.

Протекционизм как мера защиты внутреннего рынка и бизнеса, ведет к тому, что отечественные предприятия, зачастую работая неэффективно, тем не менее получают прибыли, пользуясь своим монопольным положением и взвинчивая цены.

Новые индустриальные страны Азии, развивая трудоемкие экспортоориентированные производства, по мере накопления опыта и капиталов перешли к капиталоемким отраслям с использованием высоких технологий, уделяют больше внимания развитию инфраструктуры.
Главным направлением принятой в этих странах экономической стратегии остается выпуск наукоемкой продукции. Трудоемкие и малорентабельные производства «доверяются» «новым индустриальным странам» «второй волны», а также Китаю, Вьетнаму и некоторым другим странам. В результате фактически повторяется процесс переноса этих производств, который был в свое время осуществлен из промышленно развитых стран в НИС первого поколения.

Бурное развитие базовых отраслей в этих странах не идет в ущерб, а наоборот дает новый импульс развитию традиционных производств (текстильная, швейная промышленность и др.). Все отрасли активно работают на внешний рынок, но структура неуклонно растущего экспорта меняется в пользу обрабатывающихотраслей.

Таким образом, в странах Азии экспортоориентированная политика сочетается с эффективным импортозамещением, обеспечивая экономический прогресс региона.

Опыт развития НИС Азии свидетельствует об активном использовании ими закона сравнительных преимуществ в системе международного разделения труда. Основные особенности этого опыта можно Е.Ф.Авдокушин сводит к следующим составляющим:

– Экспортная политика НИС Азии представляет конкретный пример политики, ориентированной на всемерное удовлетворение потребностей партнеров на мировом рынке.

– Приоритет в ориентации на внешние рынки поначалу отдается наиболее развитым странам мира, поскольку их рынки наиболее устойчивые и емкие. В процессе развития происходит постепенная диверсификация рынков, продвижение на рынки других развитых и развивающихся стран.

– Постоянное обновление экспортной номенклатуры товаров, неустанный поиск собственных ниш и приоритетов на мировом рынке.

– Активное использование инвестиционного, налогового и других режимов свободных экономических зон[15].

Экономический взлет ряда азиатских го­сударств, пришедшийся на вторую полови­ну XX века, во многом изменил их культуру, коренным образом преобразовал основопо­лагающие ценности. Помимо роста нацио­нального благосостояния эти страны, что еще более важно, приобрели ценнейший нематериальный актив - менталитет, пред­полагающий постоянную генерацию стра­тегий «на опережение», - неиссякаемый ис­точник новых конкурентных преимуществ.

Современная Корея – яркий тому при­мер. «Азиатское чудо» – вчера, центр дело­вой активности Азии – завтра. Ворвавшись однажды в сообщество государств-фронтменов, Корея стабильно занимает место в первой десятке наиболее развитых экономик мира и, несмотря на некоторое замедление в последние годы темпов роста ВВП (в сравнении со среднемировыми показателями), не намерена сдавать свои позиции.

В последней трети XX века в Корее сформирова­лась своего рода национальная идея, направленная на повсеместное внедрение новейших технологических решений. Из-за ограниченности собственных произ­водственных ресурсов страна наращивала промыш­ленную мощь прежде всего за счет активного при­обретения зарубежных технологий. На протяжении 1962-1982 годов Корея совершила более двух тысяч закупочных сделок суммарной стоимостью около 1.8 млрд долл., что едва ли не превышает половину объема всех прямых инвестиций за тот же период[16].

Регулярное обновление промышленной базы поз­волил стране вступить в новый этап индустриали­зации – этап постепенного перехода к высокотех­нологичному производству. Правительство обязало частные компании обмениваться зарубежными тех­нологиями, имевшимися в их распоряжении. Логич­ным результатом такого подхода стало формирование высокотехнологичных кластеров, технопарков, науч­ных центров и венчурной индустрии. Продуманная система льгот способствовала установлению благо­приятного инвестиционного климата.

Подобная экономическая политика свойственна скорее западной модели развития. Тем не менее Сеул добавил к ней «восточные» элементы: лоббирование стратегически важных для государства отраслей, регу­лирование импорта, поддержку чеболей – многопро­фильных семейных корпораций, а также искусствен­но ограничил прямые иностранные инвестиции.

На определенном этапе комбинированная страте­гия сыграла ведущую роль в экономической транс­формации Кореи, позволив снизить зависимость местных производителей от зарубежных корпораций, нарастить собственный технологический потенциал и перейти к инновационной модели развития. И все же сохранение подобной политики не могло служить гарантом успеха в долгосрочной перспективе, о чем предупреждали многие эксперты. Из-за всемерной поддержки государством крупных национальных кор­пораций развитие малого и среднего бизнеса, особен­но высокотехнологичного, отошло на второй план. Более того, искусственная монополизация чеболей привела к очевидному неравенству инновационного потенциала компаний различных размеров и стала препятствовать здоровой рыночной конкуренции, что в свете глобальных перемен ставило под угрозу стабильность экономического развития страны. Два крупных экономических кризиса, потрясшие Корею в 1997 и 1998 годах, стали тому подтверждением, вы­явив несовершенство национальной инновационной системы (НИС).

Корее удалось быстро компенсировать снижение темпов экономического роста: от падения на 6.6% в 1998 году до быстрого подъема на 10.8% уже в 1999 году[17].

Замедление роста национальной экономики с 6.2% в 2002 году до 4% в 2007 году произошло потому, что рас­смотренная выше экономическая стратегия, в свое вре­мя обеспечившая подъем страны, практически себя ис­черпала. Вновь избранная модель развития оказалась нелинейной, имеющей свои фазы подъема, стагнации и упадка. Стало очевидным, что, несмотря на видимое благополучие и неугасающую деловую активность, для поддержания режима устойчивого роста Корее се­годня вновь требуется серьезная трансформация. Это касается прежде всего национальной инновационной системы как ключевого инструмента экономического развития в рамках новой парадигмы. Инновационная система Кореи имеет свои уникальные сильные сто­роны, однако не лишена ряда серьезных недостатков.

Воз­действие глобального кризиса на экономику азиатских стран оказалось более значительным, чем предпола­галось первоначально. Проблемы с американскими секьюритизированными активами влияют на экономи­ческую ситуацию в Азии гораздо меньше, чем на положение в стра­нах – членах ЕС. Позитивные изме­нения в макроэкономике и относи­тельная устойчивость банковского и корпоративного секторов в Азии дол­жны были создать надежный анти­кризисный барьер. Тем не менее с сентября 2008 г. дестабилизирующие тенденции возобладали во всем ре­гионе. Спад в экономике Японии в IV квартале 2008 г. составил относи­тельно того же квартала 2007 г. 12%, ВВП НИС (Республики Корея, Синга­пура, Тайваня и особого админист­ративного района Китая Гонконга) также весьма заметно сократился -на 10 - 25%. Китай и Ин­дия понесли ущерб от падения спро­са на их экспортную продукцию, тем не менее позитивный экономический рост в этих странах сохранился, так как инициативы центральных влас­тей позволили в существенной мере самортизировать негативные по­следствия кризиса. Кроме того, в Ки­тае в I квартале 2009 г. произошел благоприятный поворот в экономике, что дает основание местным эконо­мистам быть уверенными в преодолении кризисных явлении. Во многих азиатских странах заметно ослабло инфляционное давление вследствие снижения темпов развития и падения мировых цен на сырьевые товары[18].