Смекни!
smekni.com

Бандитизм (стр. 3 из 13)

Наказание за перечисленные в ст. 76 УК РСФСР действия устанавливалось в виде расстрела с конфискацией всего имущества. Снижение наказания допускалось на срок не ниже 3 лет лишения свободы со строгой изоляцией и конфискацией имущества только при наличии смягчающих обстоятельств. Пособничество банде и укрывательство ее членов и банды в целом, а также сокрытие добытого и следов преступной деятельности наказывалось наравне с бандитизмом. Снижение наказания допускалось на срок не ниже 2 лет лишения свободы со строгой изоляцией и конфискацией имущества.

Такая столь чрезмерная трактовка позволяла карающим органам применять максимальное наказание вплоть до расстрела за деяния, угрожающие существованию и нормальному функционированию нового общественного строя.

Уголовный кодекс 1926 г. оставил норму о бандитизме без изменений (ст. 59-3 УК). В 1927 г. было принято положение, которое устанавливало уголовную ответственность за бандитизм в несколько измененном виде. Ст. 59-3 УК 1926 г. приобрела следующий вид: «бандитизм, т.е. организация вооруженных банд и участие в них и в организуемых ими нападениях на советские и частные учреждения или отдельных граждан, остановка поездов и разрушение железнодорожных путей и иных средств сообщений и связи»[14].

Поскольку в уголовном законодательстве вплоть до принятия Уголовного кодекса РСФСР 1960г. существовала аналогия, ст. 59-3 УК РСФСР использовалась с судебной практике для ужесточения ответственности и наказуемости за деяния, обладающие повышенной степенью общественной опасности, хотя и не являющиеся по своей правовой природе бандитизмом. Например, по аналогии со ст. 59-3 УК РСФСР Постановлением Президиума Верховного суда РСФСР от 4 августа 1933 г. предлагалось квалифицировать систематически совершаемые организованными группами или враждебными элементами кражи домашнего имущества колхозников, находящихся на полевых работах, даже если эти преступления совершались невооруженными группами. После коллективизации сельского хозяйства и подавления сопротивления крестьянства уголовная ответственность за бандитизм стала применяться реже, т.к. уголовная преступность была в значительной мере подавлена.

Однако в военные и послевоенные годы широкая трактовка бандитизма вновь возобладала в правоприменительной практике. Об этом свидетельствует хотя бы тот факт, что в системе НКВД и затем МГБ СССР было создано главное управление по борьбе с бандитизмом (ГУПБ). Наиболее широкая практика применения этой статьи имела место в борьбе с вооруженными формированиями организации украинских националистов в Западной Украине и Прибалтике.

УК РСФСР 1960 г. в ст. 77 предусмотрел уголовную ответственность за бандитизм в редакции ст. 14 «Закона об уголовной ответственности за государственные преступления». В этой норме бандитизм определялся как «организация вооруженных банд с целью нападения на государственные, общественные учреждения или предприятия либо на отдельных лиц, а равно участие в таких бандах и в совершаемых ими нападениях». Новая конструкция ст. 77 УК стала более четкой в плане ограничения данного вида преступной деятельности от иных организованных форм. В ней четко оговаривалась цель, с которой создается вооруженная банда - для совершения нападений, а не хулиганства или кражи. Аналогия в новом уголовном законодательстве была отменена, и по ст.77 УК РСФСР квалифицировались только те деяния, которые обладали всеми признаками преступления, описанного в законе. Ст. 77 УК РСФСР просуществовала в уголовном законодательстве практически без изменений до принятия УК 1996 г., который введен в действие с 1 января 1997 г[15].

Уголовный кодекс РФ 1996 г., с одной стороны, сохранил преемственность с ранее существовавшими законодательными актами и традиционные подходы, проверенные десятилетиями, а с другой - претерпел существенные содержательные и структурные изменения по сравнению с УК РСФСР 1960 г. Для него характерна более сложная внутренняя структура. На момент принятия УК 1996 г. состоял из 12 разделов (6 - в Общей части и 6 - в Особенной части), 34 глав (15 - в Общей части и 19 - в Особенной части) и 360 статей (104 - в Общей части и 256 - в Особенной части). Впервые в истории российского уголовного права в Уголовном кодексе выделены специальные статьи - 3 - 7, закрепляющие принципы уголовного законодательства (законности, равенства, вины, справедливости и гуманизма). Характерной чертой является также стремление законодателя дифференцировать уголовную ответственность: при сохранении повышенной ответственности за тяжкие и особо тяжкие преступления, рецидив, проявления организованной и профессиональной преступности предусмотрена возможность применения иных, более мягких мер воздействия к лицам, не требующим столь сурового к ним отношения.

Новый УК РФ 1996 г. в ст. 35 дословно повторил положения ст. 17-1 УК РСФСР 1960 г. относительно организованной группы, т.е. она определяется как «устойчивая группа лиц, заранее объединившихся для совершения одного или нескольких преступлений». (Ст. 17-1 была введена в УК РСФСР 1960 г. Законом РФ от 1 июля 1994 г. о внесении изменений и дополнений в УК. Организованная группа как устойчивое образование, в качестве квалифицирующего признака была включена во многие составы преступлений, в том числе и в те из разряда насильственно-корыстных, которые составляли как бы основание той пирамиды, вершиной которой является бандитизм)[16].

Одним из принципиальных положений Общей части УК является требование обязательной индивидуализации Уголовного наказания лиц, совершивших преступление, особенно это касается преступлений, совершаемых в соучастии. Поэтому судебные органы, выполняя данное положение закона, всегда были обязаны устанавливать степень участия лица в банде и в совершаемых ею нападениях, его значимость в данной преступной организации. Чтобы придать указанному требованию еще более обязательный характер, законодатель в новом УК предусмотрел дифференцированную уголовную ответственность за бандитизм в зависимости от характера и степени участия каждого конкретного субъекта в преступной деятельности банды. Если ст. 77 УК РСФСР 1960 г. устанавливала равную ответственность как организаторов так и других участников банды, то в УК РФ 1996 г. ответственность этих лиц строго ранжирована и предусмотрена в разных частях ст. 209 УК РФ.

Часть 1ст. 209 УК РФ устанавливает ответственность организаторов банды и ее руководителей. Наказание за эти действия лишение свободы на срок от десяти до пятнадцати лет со штрафом в размере до одного миллиона рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до пяти лет либо без такового.

Рядовые члены банды, принимающие в ней участие или в совершаемых ею нападениях, несут ответственность по ч. 2 ст. 209 УК РФ. Наказание в отношении этих лиц несколько мягче – лишение свободы на срок от восьми до пятнадцати лет со штрафом в размере до одного миллиона рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до пяти лет либо без такового.

В ч. 3 ст. 209 УК РФ установлена уголовная ответственность за действия, заключающиеся в организации, руководстве, участии в банде и в совершаемых ею нападениях, но совершенные лицом с использованием своего служебного положения. Наказание за такие действия более суровое – лишение свободы на срок от двенадцати до двадцати лет со штрафом в размере до одного миллиона рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до пяти лет либо без такового, поскольку служебное положение в данном случае облегчает совершение преступления, с одной стороны, и что самое главное, как правило, под категорию подразумевающихся в ней лиц, подпадают те, кто должен осуществлять защиту граждан, учреждений, предприятий или организаций от возможных преступных посягательств, т.е. это работники охранной службы, правоохранительных органов.

Однако санкции различных частей ст. 209 УК РФ недостаточно продуманы и не позволяют в полной мере осуществить поставленные перед ней задачи: достаточно справедливо оценить действия различных участников банды посредством назначения им наказания. Поскольку организация банды и руководство ею, участие в ней и в совершаемых ею нападениях предусмотрены в разных частях ст. 209 УК РФ и представляют собой, таким образом, самостоятельные преступные деяния, действия руководителя и организатора банды, участвовавших в совершаемых ею нападениях, следует квалифицировать по ч. 2 и ч. 3 ст. 209 УК РФ. Суд при назначении наказания за такие действия, руководствуясь правилами назначения наказания при совокупности преступлений, изложенными в ч.3 ст. 69 УК РФ может применить принцип полного сложения наказаний. Если исходить из того, что суд будет складывать максимально возможные сроки наказания в виде лишения свободы, которые можно назначить в подобном случае, то окончательное наказание будет равняться 25 годам лишения свободы. Лицо же, руководившее бандой и участвовавшее в нападениях, используя при этом свое служебное положение, будет нести ответственность только по ч.3 ст. 209 УК РФ, и назначенное ему наказание не сможет превысить 20 лет лишения свободы. Более тяжкие деяния будут наказываться мягче, чем менее тяжкие.[17]