Смекни!
smekni.com

Бандитизм. Понятие, состав и виды данного преступления (стр. 1 из 7)

Уголовное право

Тема:

Бандитизм. Понятие, состав и виды данного преступления


Содержание

Введение

Глава 1. Исторический аспект

1.1 Советский период

1.2 Постсоветский период

Глава 2. Анализ понятия и признаков бандитизма

2.1 Понятие и признаки банды в действующем законодательстве

2.2 Понятие и признаки бандитизма в действующем законодательстве

2.3 Проблемные вопросы отграничения бандитизма от смежных составов преступлений

Заключение

Список использованной литературы


Введение

Актуальность темы исследования. По официальным данным МВД России, количество уголовных дел, возбужденных по фактам бандитизма, увеличивается каждый год[1]. При этом в правоприменительной практике подобные дела нередко вызывают значительные затруднения, обусловленные зачастую многоэпизодностью криминальных деяний, большим количеством участников банд, разнообразием их ролей при совершении преступлений, нередким психологическим, физическим воздействием в отношении потерпевших и свидетелей в целях принуждения их к даче показаний, предпочтительных для членов банды. Анализ следственной и судебной практики по делам о бандитизме показывает, что нередко в процессе предварительного расследования и рассмотрения дела в суде возникают сложности при квалификации преступлений, отграничении бандитизма от смежных составов преступлений.

Различные аспекты бандитизма освещались в научных работах таких известных специалистов в области уголовного права, как С.В. Бородин, Л.Д. Гаухман, П.И. Гришаев, П.Ф. Гришанин, Е.А. Гришко, С.В. Дьяков, Н.Г. Кадников, Н.И. Карпец, М.И. Ковалев, И.Я. Козаченко, Ю.А. Красиков, Ю.Б. Мельникова, Э.Ф. Побегайло, В.С. Устинов и др. Они внесли значительный вклад в научную разработку проблем повышения эффективности противодействия организованной преступности, бандитизму. Однако их исследования осуществлялись в качественно иных социальных, экономических и политических условиях жизни нашего общества. В советский период на уровне официальной статистики наблюдалось стабильное снижение групповой преступности, а об организованной преступности упоминалось фрагментарно, в основном лишь как о необычном для нашей страны явлении. Случаи возбуждения уголовного дела по факту бандитизма были исключительно редкими.

В современных условиях бандитизм исследовался такими учёными как П.В. Агапов, В.М. Быков, М.В. Геворкян, А.И. Гуров, В.С. Комиссаров, Д.А. Корецкий, О.А. Попова, Т.А. Пособина, Т.Д. Устинова, А.В. Шеслер, Т.В. Шутемова и др.

В последние годы, к сожалению, криминальные проявления бандитизма из единичных разрозненных фактов переросли в самостоятельный вид преступности, занимающий в её структуре весьма заметное место как по характеру и степени общественной опасности, так и по удельному весу в общем объёме преступности и особенно в наиболее опасных ее видах – организованной преступности, вооружённой преступности.

Объектом исследования является правовое регулирование уголовной ответственности за бандитизм.

Предмет исследования включает в себя теоретические аспекты развития отечественного и современного зарубежного законодательства об уголовной ответственности за бандитизм, нормы действующего отечественного уголовного законодательства об ответственности за бандитизм.

Цель исследования состоит в разработке теоретических положений и выводов о бандитизме как уголовно-правовом явлении негативного характера.

Данная цель обусловила определение и решение в ходе настоящего исследования следующих задач:

1) ретроспективный анализ отечественного уголовного законодательства об ответственности за бандитизм;

2) сравнительно-правовой анализ современного отечественного и зарубежного законодательства об уголовной ответственности за бандитизм;

3) исследование уголовно-правовой характеристики состава преступления, предусмотренного ст. 209 УК РФ;

4) логико-правовой и сравнительно-правовой анализ проблемных вопросов квалификации бандитизма и его отграничения от смежных составов преступлений.

Методология и методика исследования. Методологическую основу исследования составляет общенаучный диалектический метод познания изучаемых в настоящей работе общественных отношений, социальных явлений, уголовно-правовых норм и криминологических закономерностей, связанных с бандитизмом. При изучении конкретных фактов бандитизма, уголовного законодательства об ответственности за него использовались методы наблюдения, анализа документов, системно-структурного анализа, сравнительно-правовой, статистический, формально-юридический, историко-правовой.

Правовую основу исследования составили положения Конституции РФ, отечественного уголовного, уголовно-процессуального и уголовно-исполнительного законодательства, уголовного законодательства отдельных зарубежных государств, федеральных законов РФ, указов Президента РФ, постановлений Пленума Верховного Суда РФ, относящиеся к теме исследования.

Теоретической основой исследования являются основные положения научных трудов по уголовному, уголовно-процессуальному и уголовно-исполнительному праву, криминологии, философии, логике, юридической психологии, истории государства и права таких специалистов, как А.М. Абдулатипов, Г.А. Аванесов, Ю.М. Антонян, Р.А. Базаров, С.В. Бородин, Д.А. Бражников, Ф.Г. Бурчак, Н.И. Ветров, В.А. Волынский, P.P. Галиакбаров, Л.Д. Гаухман, П.И. Гришаев П.Ф. Гришанин, Г.В. Дашков, А.И. Долгова, Н.Г. Кадников, М.И. Ковалев, И.Я. Козаченко, В.С. Комисаров, Д.А. Корецкий, Ю.А. Красиков, Г.А. Кригер, Н.Ф. Кузнецова, В.Н. Курченко, С.Я. Лебедев, В.И. Морозов, З.А. Незнамова, Б.С. Никифоров, Г.П. Новосёлов, С.Г. Ольков, А.А. Пионтковский, О.А. Попова, Т.А. Пособина, Э.Ф. Побегайло, B.C. Прохоров, Б.Т. Разгильдиев, С.Н. Сабанин, Р.А. Сабитов, Д.В. Савельев, Н.С. Таганцев, П.Ф. Тельнов, А.Н. Трайнин, В.С. Устинов, Т.Д. Устинова, И.Я. Фойницкий, Г.В. Хашимов, М.Д. Шаргородский, А.В. Шеслер и др.


Глава1. Исторический аспект

1.1 Советский период

Рассмотрим вопросы эволюции норм о бандитизме в российском законодательстве. Следует отметить, что их основой является понятие «шайки», которое встречается в Уложении о наказаниях уголовных и исправительных 1845 г. (ст. 923-926 Раздела V). Данное деяние относилось к преступлениям и проступкам против общественного благоустройства и благочиния. В Уложении 1903 г. действия преступной шайки признавались преступлением, нарушающим общественное спокойствие, то есть они признавались направленными против общественной безопасности[2].

В дореволюционный период понятие «бандитизм» не упоминалось. Вместе с тем признаки «шайки», отраженные в законодательстве того периода заложили основу для определения банды и бандитизма в уголовном праве.

В советский период первое упоминание о бандитизме встречается в Декрете СНК РСФСР от 20 июля 1918 г. «О суде», однако его содержание не раскрывалось.

Дефиниция бандитизма появилась в Постановлении ВЦИК от 20 июня 1919 г. «Об изъятиях из общей подсудности в местностях, объявленных на военном положении». Он определялся как «участие в шайке, составившейся для убийств, разбоя и грабежей, пособничество им и укрывательство».

Согласно Декрету СНК РСФСР от 19 февраля 1920 г. «О передаче лиц, обвиняемых в бандитизме, суду Военно-Революционного Трибунала» лица, обвиняемые в вооруженных грабежах, разбойных нападениях и налетах, должны предаваться суду военно-революционного трибунала.

В соответствии с Декретом ВЦИК от 23 июня 1921 г. «Об объединении всех Революционных трибуналов Республики» при губернских трибуналах были созданы специальные отделения для рассмотрения дел о бандитизме.

Постановлением СНК от 19 февраля 1920 г. «О мерах борьбы с бандитизмом» ВЧК и Реввоентрибуналу предоставлялось право утверждать военно-революционные трибуналы в местностях, лежащих вне фронтовой полосы, для предания суду лиц, обвиняемых «в вооруженных грабежах, в разбойных нападениях, в налетах». Признавалась «необходимость объединения военных методов борьбы с бандитизмом с методами подхода советских учреждений к крестьянским массам, сочувствующим бандитизму, в политической работе и организационной деятельности, в целях ... привлечения населения этих местностей на сторону борьбы с бандитизмом».

Декрет ВЦИК от 2 февраля 1921 г. «О борьбе с дезертирством» к числу квалифицированных видов дезертирства относил участие дезертиров в вооруженных шайках (бандах).

В УК РСФСР 1922 г. бандитизм определялся как «организация и участие в бандах (вооруженных шайках) и организуемых бандами разбойных нападениях и ограблениях, налетах на советские и частные учреждения и отдельных граждан, остановки поездов и разрушения железнодорожных путей, безразлично, сопровождались ли эти нападения убийствами и ограблениями или не сопровождались». Законодатель значительно расширил понятие бандитизма, признал оконченным преступлением не только участие в банде и в совершаемых ею нападениях, но и сам факт организации банды[3].

Трактовка бандитизма в 1920-1930 гг. как «одной из острых форм политической борьбы свергнутых господствующих классов» позволяла называть его политическим и даже «кулацким». Другой разновидностью бандитизма являлся так называемый «городской» бандитизм, для которого было характерно «отсутствие каких-либо политических лозунгов и окраски».

В историческом развитии бандитизма после 1917 г. следует выделить три периода:

первый период (1920-1950 гг.) - политический бандитизм. Как криминологический феномен, он стал порождением враждебной по отношению к советской власти идеологии, что обусловило его масштабную криминальную активность;

второй период (1960-1980 гг.) - уголовный бандитизм. Насильственные действия были обусловлены корыстными мотивами;

третий период (1996 гг. по настоящее время) - современный бандитизм, представляющий собой новый качественный уровень деятельности вооруженных преступных групп.