Смекни!
smekni.com

К вопросу об интеграции России в мировую экономику (стр. 5 из 7)

Сторонники упразднения продажи валютной выручки от экспорта рядятся в тогу борцов за равноправие отечественного и зарубежного биз­неса и ссылаются на неэффективность нынешней системы валютного контроля, называя ее "симво­лом экономического уродства", якобы таящим в себе угрозу реставрации командно-администра­тивной системы хозяйствования и тоталитарного государства[22]. При этом игнорируется очевидная неготовность нынешней российской экономики к либеральному валютному режиму и замалчивает­ся опыт решения этой далеко не простой пробле­мы rдругих странах. Конечно, систему валютно­го контроля можно и, безусловно, нужно совер­шенствовать, но на благо, а не в ущерб отечеству.

Спору нет, валютная либерализация, как и ос­лабление импортных ограничений, безусловно, нужны. По большому счету, это неотъемлемая часть мер по высвобождению предприниматель­ской инициативы. Но всему свое время. Пока же в либерализации нуждается прежде всего внут­ренний рынок, страдающий от засилья монополи­тических структур и бюрократического произво­ла, которые сдерживают и душат конкуренцию, являющуюся непременным условием и движущей силой развития. А до валютной либерализации еще нужно дорасти.

Мировой опыт однозначно свидетельствует, что свобода валютных операций во всех странах вводилась только после их выхода на траекторию устойчивого экономического роста и достижения порогового уровня в развитии в несрав­ненно более благоприятных по сравнению с ны­нешней Россией условиях хозяйствования. Так было в западноевропейских странах, отказавших­ся от обязательных продаж экспортной выручки в середине 80-х годов минувшего века. То есть после трехкратного превышения довоенного Уровня среднедушевого ВВП, в период экономи­ческого подъема и фактически начавшегося пе­рехода в постиндустриальную фазу развития. Взвешенная, не забегающая вперед валютная по­литика, не нарушая интеграционного процесса, помогла укрепить национальные валюты стран ЕС и способствовала обретению ими статуса полноценных денег, свободно обращающихся не только на внутреннем, но и на мировом рынках. Аналогичным образом эта проблема решалась в Японии и в НИС.

Нечто похожее произошло и в наиболее про­двинутых постсоциалистичсских странах - Венгрии, Польше, Чехии, Хотя там в связи с предстоящим членством в ЕС либерализация валютного режима все-таки форсировалась. Обойдется ли этот форсаж без негативных последствий, еще неизвестно. Как бы то ни было, отмена валют­ных ограничений во всех вышеназванных странах произошла при несравненно более глубокой и перспективной интегрированности в МРТ и при большей определенности с траекторией дальней­шего развития, нежели в сегодняшней России. К слову сказать, несмотря на повальную моду и не­шуточное давление извне, обязательная продажа валюты еще практикуется в 75 странах и в 42 из них сохраняется 100% норма продажи[23].

Безотлагательное снятие или уменьшение ог­раничений на операции с иностранной валютой, как и поспешно перекроенная структура тамо­женных тарифов, скорее ослабят, нежели упро­чат конкурентные позиции той части отечествен­ного бизнеса, которая обслуживает внутренний рынок, и осложнят возможность его подключе­ния к МРТ. Такие опасения высказываются даже предпринимателями, бизнес которых связан с экспортом и во многом им поддерживается. Так, на конференции, посвященной вступлению Рос­сии в ВТО, глава "Русала" О.Дерипаска недву­смысленно заявил, что форсированное решение этого вопроса не принесет пользы отечественной экономике, поскольку "откроет российские рын­ки в первую очередь для товаров, а не для инвес­тиций". А это приведет к резкому замедлению экономического роста и закрепит сырьевую спе­циализацию[24].

Чтобы избежать подобного исхода и обеспе­чить полновесную интеграцию России в МРТ, опирающуюся на его верхние этажи, нужен прин­ципиально иной подход к этой проблеме. Но прежде необходимо осознать, что свободная игра рыночных сил узловых проблем развития в сколько-нибудь короткие по историческим мер­кам сроки не решала и решить не может. Как по­казывает мировой опыт, более или менее быстро преодолеть сырьевую специализацию и совер­шить восхождение к вершинам индустриального способа производства можно только при осмыс­ленной промышленной и внешнеторговой поли­тике государства, помогающей становлению но­вых видов и форм экономической деятельности, Такая политика может проводиться различными путями и методами. Главное, чтобы госрегулиро­вание не ломало рынка и не душило рыночные силы, а использовало их созидательный потенци­ал для достижения заданных целей. Иначе говоря, нужно поддерживать производства, важные для жизнеобеспечения и роста, не выходя из системы рыночных координат. Очевидно, что достигнуть приемлемого баланса между силами рынка и го­сударства и обеспечить их эффективное взаимо­действие совсем не просто. Но иного не дано.

Это требует, помимо прочего, увязки и син­хронизации мер, направленных на модернизацию и развитие мирохозяйственных связей, со струк­турными реформами и рыночными преобразова­ниями в целом. Без надежных гарантий прав собст­венности и выполнения всеми субъектами рынка контрактных обязательств, без действительного равенства всех перед законом и честной конкурен­ции, разумных условий хозяйствования, адекват­ных реальному состоянию экономики и общества, едва ли можно рассчитывать на более достойное место в МРТ, позволяющее использовать его пре­имущества для динамизации и стабилизации вож­деленного экономического роста. В нынешней ситуации либерализация валютного режима чре­вата увеличением оттока капиталов, резким па­дением курса рубля и ухудшением платежного ба­ланса со всеми вытекающими из этого негатив­ными последствиями для экономики, которая еще пребывает в состоянии глубокого структур­ного кризиса. В сложившихся условиях более уместным представляется не ослабление, а сохра­нение или даже ужесточение валютных ограни­чений. Разумеется, временное. Но до тех пор, по­ка не нормализуется положение на внутреннем рынке, не приподнимутся связанные с ним произ­водства и он не станет достаточно привлекатель­ным для солидных долгосрочных инвестиций.

Валюта нужна не только экспортным, но и об­служивающим внутренний рынок производствам. Причем, быть может, не меньше, а даже больше, чем экспортным. Она необходима и для поддержки потребления. Тем более что существенно возрос­шая его часть в связи с глубоким экономическим спадом и непомерным износом преобладающей ча­сти отечественных основных фондов (машин и производственного оборудования) покрывается импортом. Уменьшить импортную составляющую потребления можно, наращивая импортзамещающие и импортупреждающие производства, так что для импортзамещения тоже нужна валюта. Пред­лагаемое сохранение валютных ограничений на­правлено не на зажим частной инициативы, а на выравнивание условий развития экспортного и импортзамещающего производства подобно то­му, как в свое время это практиковалось в ныне индустриально развитых государствах. Обуслов­ленные же этим дополнительные трансакционные издержки экспортного сектора представляют не­избежную плату за ускорение общего экономиче­ского подъема. Решение этой задачи предполага­ет создание разумного правового порядка в эко­номике и жесткие санкции за его нарушения. Рыночная экономика в отличие от командно-ад­министративной в принципе покоится не на запретах, а на стимулах и разного рода поощрениях. И в этом ее сила. Но рынок не исключает санк­ций, угроза неотвратимого применения которых необходима для поддержки установленного по­рядка.

Преодолеть затянувшийся структурный кри­зис и выйти на траекторию устойчиво высоких темпов роста без более широкой и глубокой интеграции в МРТ невозможно. Такая интеграция нужна как для подкрепления восстанавливающе­гося производства рынка сбыта, так и для увеличе­ния инвалютных доходов, чтобы наряду с беспере­бойным импортом всех требующихся товаров и ус­луг обеспечить своевременное обслуживание и погашение нашего нешуточного внешнего долга.

Надежды на экономический подъем России часто связывают с отечественным ВПК, которо­му приписывается роль чуть ли не единственного поставщика современных технологий и оборудо­вания. В "оборонке" действительно накоплено немало отличных идей и наработок, о которых гражданская экономика может только мечтать. Эти наработки и предполагается использовать в гражданских целях. Нельзя, однако, забывать что идеи, родившиеся в "оборонке", изначально нацелены на решение военно-технических вопро­сов. Технологий же двойного назначения в прин­ципе не так много. К тому же для их конверсии требуются огромные средства. Где такие средст­ва взять и сколько на это потребуется времени – вопрос далеко не праздный. Неясно также, на­сколько конкурентоспособны такие технологии Ведь не секрет, что бытовая техника, выпускав­шаяся на их основе еще в советское время, в ры­ночных условиях проявила себя далеко не лучшим образом.

Наверное, многое от накопленного "оборон­кой" действительно можно с успехом применить и в гражданском секторе. Но очевидно и то, что без масштабного импорта технологических новинок не обойтись. В таких условиях гражданскую составляющую военно-технологического потен­циала, по-видимому, целесообразно использовать не только и не столько для импортзамещения сколько для облагораживания и развития экспор­та. Особенно в случае с оригинальными продук­тами и технологиями. Ибо решение внешнеэко­номических проблем в конечном счете упирается в наличие адекватных экспортных ресурсов.

Очевидно, что в такой большой стране, как Россия, экспорт вряд ли может стать основным мотором экономического роста. Его главной дви­жущей силой по определению должен быть внут­ренний платежеспособный спрос. Но как показы­вает опыт других больших экономик, экспорт не только можно, но и необходимо использовать для поддержки и ускорения роста. Такая поддержка особенно важна на начальных этапах, когда им­пульсы, исходящие от внутреннего рынка, еще слабы и сфера их действия ограничена.