Смекни!
smekni.com

Государственные и муниципальные предприятия их сущность, отличительные особенности (стр. 2 из 6)

Создание унитарных предприятий на основе объединения имущества, находящегося в собственности публичных образований различных уровней, не допускается.

Глава 3. Случаи и цели создания государственных и муниципальных предприятий.

Закон определил случаи и цели создания государственных и муниципальных предприятий. Первое, что выглядит очевидным, - это схожесть, а в отдельных случаях и тождественность целей создания предприятий, основанных на праве хозяйственного ведения, и казенных предприятий, что оставляет широкие возможности для усмотрения собственника в выборе конкретной формы публичного предпринимательства. Пожалуй, одним из немногих действительно существенных отличий в этой части является то, что в случае необходимости осуществления отдельных дотируемых видов деятельности и ведения убыточных производств предусматривается создание именно казенных предприятий. И хотя на сегодняшний день в подобных сферах действует и достаточно предприятий, основанных на праве хозяйственного ведения, указание на такую специфику именно казенных предприятий послужит лишним аргументом для того, кто отстаивает тезис о некоммерческой сущности данных юридических лиц[2].

Второе, что следует сказать, - это недостаточная определенность целей создания предприятий, а в отдельных случаях - нечеткость используемых понятий. Так, Закон о ГУП отсылает к другим федеральным законам, устанавливающим виды деятельности, предусмотренные только для государственных предприятий. Необходимость создания казенных предприятий в том случае, если преобладающая или значительная часть производимой продукции, оказываемых услуг предназначена для государственных нужд, нужд субъекта Федерации или муниципального образования, также недостаточно ясна. Например, если что такое "преобладающая часть производимой продукции", понятно, то что такое "часть значительная", едва ли можно сказать однозначно. Безусловно, установление закрытого перечня случаев создания государственных предприятий едва ли возможно, да и вряд ли в том есть необходимость, однако более четкое определение используемых понятий было бы не лишним.

Глава 4. Государственная регистрация и уставной капитал предприятия.

Пункт 2 ст. 10 Закона указывает на документы, необходимые для государственной регистрации унитарных предприятий. Таких документов всего три: решение уполномоченного органа о создании; устав; сведения о создании и стоимости имущества. По каким-то причинам не указано о документе об оплате государственной пошлины. Специальной по отношению к ст. 12 ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц" эта статья едва ли может быть в силу противоречия налоговому законодательству, но в таком случае законодателю следовало дать отсылку к ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц".

Закон о ГУП (п. 3 ст. 12) установил минимальный размер уставного капитала государственного предприятия и муниципального предприятия - пять тысяч и одна тысяча МРОТ соответственно. В казенном предприятии уставный фонд, согласно п. 5 ст. 12 Закона, не формируется. Что касается уставного фонда предприятий, основанных на праве хозяйственного ведения, то и здесь есть некоторые изменения по сравнению с ГК. Ранее поэтапное формирование уставного фонда для предприятий не допускалось: в соответствии с п. 4 ст. 114 ГК его уставный фонд должен был быть оплачен полностью до государственной регистрации. Закон же в п. 1 ст. 13 установил правило, согласно которому уставный фонд государственного или муниципального предприятия должен быть полностью сформирован собственником его имущества в течение трех месяцев с момента государственной регистрации такого предприятия. Это нововведение вполне оправданно, поскольку если в уставный фонд вносится недвижимое имущество, то моментом его внесения следует считать момент государственной регистрации права хозяйственного ведения предприятия на недвижимость, на которую, естественно, необходимо время. Здесь, кстати, не вполне корректной представляется формулировка п. 2 ст. 13 Закона о ГУП, устанавливающего правило, согласно которому уставный фонд считается сформированным с момента зачисления денежных средств на счет и (или) с момента передачи иного имущества. Между тем ГК вполне определенно дифференцирует юридические факты передачи и регистрации, ведущие к возникновению права (п. п. 1 и 2 ст. 223).

Единственное ограничение, установленное для предприятий, уставный фонд которых на момент регистрации не сформирован полностью, заключается в том, что предприятие не вправе совершать сделки, не связанные с его учреждением, до момента завершения формирования уставного фонда (п. 2 ст. 3 Закона).

В ст. 15, посвященной уменьшению уставного фонда, законодателю не удалось внести полную ясность в проблему, существовавшую и до принятия Закона о ГУП. Речь идет о п. 5 ст. 114 ГК в его прежней редакции, в котором было сказано, что если стоимость чистых активов становится меньше размера, определенного Законом, предприятие могло быть ликвидировано по решению суда. Редакция указанной нормы с использованием слов "может быть" вызывала ее неоднозначное толкование. Одни исследователи полагали, что в рассматриваемой ситуации предприятие подлежит ликвидации, тем самым, по сути, не допуская иного решения. Другие считали, что учредитель при наличии у него финансовых возможностей вправе выбрать иное решение, исключающее ликвидацию, а именно: пополнить размер чистых активов до необходимого уровня[3]. Попутно заметим, что вторая точка зрения была более оправданной, несмотря на то что такой механизм ГК прямо не предусматривался.

Законодатель подтвердил правоту последней позиции, предоставив в п. 2 ст. 15 Закона о ГУП собственнику возможность пополнить чистые активы предприятия до необходимого уровня в течение трех месяцев по окончании финансового года. На тот случай, если он этого не сделал, в этой же норме установлена его императивная обязанность принять решение о ликвидации или реорганизации предприятия. Однако в п. 3 этой же статьи говорится уже о шести месяцах и указывается на возможность не принимать решения ни об уменьшении уставного фонда, ни о восстановлении чистых активов. Причем последствия и в такой ситуации, и в случае уменьшения уставного фонда установлены одинаковые: право кредиторов требовать прекращения или досрочного исполнения обязательств и возмещения причиненных им убытков. Только в случае уменьшения уставного фонда указанное право кредиторов будет основываться на п. 6 ст. 114 ГК, а в другой ситуации - на п. 3 ст. 15 Закона о ГУП.

Статьей 16 Закона предусмотрена обязанность предприятия (причем безотносительно к его виду) по формированию резервного фонда. Однако, в отличие от ФЗ "Об акционерных обществах", Закон о ГУП не предусматривает никаких параметров его размера и отсылает к уставу предприятия. Указано лишь, что резервный фонд создается из остающейся в распоряжении предприятия чистой прибыли. В случае отсутствия такой прибыли никаких последствий неформирования резервного фонда Закон не предусматривает.

Следует отметить, что в Законе о ГУП наконец-то появился императив о ежегодном перечислении предприятием в бюджет части прибыли. Ранее на законодательном уровне (п. 1 ст. 295 ГК) было закреплено лишь право собственника на получение части прибыли от деятельности предприятия, которое на практике зачастую не реализовывалось. Обязанность же по перечислению части прибыли на федеральном уровне появилась лишь в 2000 г. в распоряжении Мингосимущества N 188-р "Об утверждении примерного устава федерального государственного унитарного предприятия". Чуть ранее, в 1999 г., Правительством Москвы были разработаны и утверждены Типовой устав государственного (муниципального) унитарного предприятия города Москвы и Типовой договор о закреплении государственного (муниципального) имущества на праве хозяйственного ведения за государственным (муниципальным) унитарным предприятием города Москвы. Оба документа содержат положения о перечислении части прибыли предприятия в бюджет города (п. 4.6 Типового устава; п. 2.1 Типового договора).

Распределение прибыли казенных предприятий определяется Правительством РФ, и на сегодняшний день существует порядок, в соответствии с которым прибыль, полученная федеральным казенным предприятием, направляется на производственные цели и социальное развитие по ежегодно устанавливаемым Правительством РФ нормативам. Свободный остаток прибыли, остающийся после ее направления на эти цели, подлежит изъятию в федеральный бюджет.

Глава 5. Ограничение на самостоятельное распоряжение предприятием отдельными видами движимого имущества.

Так, предприятие не вправе без согласия собственника совершать сделки, связанные с предоставлением займов, поручительств, банковских гарантий, с иными обременениями, уступкой требований, переводом долга, а также заключать договоры простого товарищества (ст. 18). И без того широкий перечень дополняется запретом без согласия собственника принимать решение об участии в коммерческих или некоммерческих организациях (любым имуществом, а не только недвижимым, как это было предусмотрено п. 2 ст. 295 ГК), что представляется вполне оправданным, поскольку ранее предприятия, основанные на праве хозяйственного ведения, в отношении движимого имущества могли принимать подобные решения самостоятельно, нарушая тем самым известный принцип гражданского права, согласно которому ни одно лицо не может передать другому право, большее по объему, чем оно имеет само. Однако и существующее положение нельзя принять безоговорочно. Оговорка заключается не только в указанном выше принципе, но и в формально остающихся правах прежнего собственника, которые, хотя и не без затруднения в представлении о возможности их реального осуществления, все же обнаруживают себя при толковании ст. 295 ГК. Распоряжение вкладом (долей), а также акциями, принадлежащими унитарному предприятию, также осуществляется только с согласия собственника. Следует отметить, что в отношении участия в иных организациях законодатель не делает отличия между предприятиями, основанными на праве хозяйственного ведения, и казенными предприятиями. Постановлением Правительства РФ от 30 декабря 2002 г. N 940 "О полномочиях федеральных органов исполнительной власти по осуществлению прав собственника имущества федерального государственного унитарного предприятия", принятым во исполнение Закона о ГУП, детализируется ряд функций органов исполнительной власти. При этом отдельно обращено внимание на то, что согласование сделок с недвижимым имуществом, решение об участии в коммерческих и некоммерческих организациях, заключение договора простого товарищества, согласование распоряжения вкладом (долей) или акциями осуществляется Министерством имущественных отношений.