Смекни!
smekni.com

Технологическое прогнозирование (стр. 7 из 7)

6. Случайности и неопределенности, присущие веро­ятностным процессам. Помимо указанных выше недо­статков, следует также учитывать то, что темпы научно-технического прогресса часто до некоторой степени зависят от принципиально непредсказуемых факторов и событий: счастливой случайности или совпадения, вне­запного озарения или причуды какого-либо человека. В истории известно немало примеров, когда какое-то не­большое случайное событие приводило к серьезным последствиям, совершенно не схожим с тем, что пред­полагалось. Как говорится, “не было гвоздя, подкова пропала ...” Имеется большое число беллетристических работ, основанных на условных предположениях типа “Что было бы, если...?”. Например, что было бы, если Ричард III не был бы сброшен с лошади в битве при

• Босуорт Филд? Что было бы, если пистолет Джона Бута' дал бы осечку? История техники также полна подобными примерами.' Предположим, что открытие яв­ления дифракции электронов произошло до того, как Планк объяснил природу спектра излучения черного тела и последовавшего за этим открытия Эйнштейном фото­электрического эффекта. Если бы волновая природа частиц была бы обнаружена до открытия корпускуляр­ной природы электромагнитных волн (а не наоборот), то почти сразу же могла быть создана квантовая меха­ника путем простого обобщения электромагнитной теории Джеймса Максвелла^ Можно было бы также избежать сильных потрясений, которые испытала теоретическая физика в 20-х годах, если бы эти противоречия были бы замечены лишь тогда, когда им уже было бы найдено окончательное объяснение. Таким образом, путь разви­тия современной физики был бы совершенно другим, ес­ли бы два простых эксперимента, ни один из которых никак не зависел от другого, были бы поставлены в иной последовательности.

Есть еще немало примеров подобного рода, которые можно привести для доказательства того (если.это вооб­ще требует доказательств), что счастливое стечение об­стоятельств, совпадения, “человеческие факторы” делают пророчества в значительной степени зависимыми от слу­чая. Что было бы, если Александр Флеминг или один из его коллег обладал бы “предпринимательской жилкой” д-ра Сквибба и сам организовал бы промышленный вы­пуск пенициллина, не дожидаясь, пока это сделают спе­циалисты Рокфеллеровского фонда? Что было бы, если Герман Гансвиндт, который в 1901 г. “летал” на вертоле­те собственной конструкции, имел бы лучшую инженер­ную подготовку, а по своему характеру не был бы фа­натично настроенным мучеником?' Как бы развивались события если Камерлинг-Оннес, которому в 1908 г. впервые удалось получить гелий в жидком состоянии и который открыл явление сверхпроводимости в 1911 г., продолжил бы свои эксперименты и заметил бы явление вытеснения магнитного поля из объема сверхпроводника (эффект Мейснера) и явление сверхтекучести, которые не были открыты вплоть до 1933 и 1938 гг. соответствен­но? Или что бы произошло, если Джеймс Дюар, услы­шав о достижении Камерлинг-Оннеса в 1908 г.. не пре­кратил бы своих собственных исследований в этом же направлении? И, наконец, что бы случилось, если бы эко­номичный однотрубный паровой котел с быстрым разве­дением паров был разработан еще до создания автома­тического пускателя Чарльзом Ксттерипгом, а не СПУСТЯ несколько лет, как это произошло на самом деле? Ко времени, когда был построен первый автомобиль (Доубл) с паровым двигателем (с 1922 по 1930 г. было выпущено небольшое число таких автомобилей), уже было налажено массовое производство двигателей внут-реннего сгорания и конкурировать c ними уже было невозможно.

Заключение

Растущее признание Системной природы всемирной проблемы — “затруднительного положения человечества”— способствовало тому вниманию, которое уделяется сейчас системным подходам к про­гнозированию и планированию, являющимся также необходимы­ми составными чертами полномасштабного процесса нормативного планирования. Развитие методологии прогнозирования получило сильные импульсы от этого направления, что подкрепляется обо­гащением подходов, соответствующих “системному” образу мыш­ления в прогнозировании, и недавними разработками или рас­ширениями более старых концепций в таких методах, как струк­турные модели, анализ горизонтального соответствия, анализ взаимной корреляции, анализ затраты — выпуск, итеративная проектировка систем, комбинация теории решений с понятиями эффективности систем, эвристическое и психоэвристическое про­граммирование, сетевые методы. Целью является переход от поли­мерных подходов, к которому принадлежит основная масса совре­менных “системно-настроенных” методов, к между- п далее к трансмерпому подходам. Единственный известный метод прогнози­рования, имеющий очевидный (будущий) потенциал для трансмер­ного прогнозирования,— имитационное моделирование сложных динамических систем (структурных моделей) в поисковом направ­лении прогнозирования. Соответствующего нормативного метода все еще нет; таковым могут оказаться обучающиеся модели, в кото­рых поисковое и нормативное прогнозирование комбинируется в системные модели с обратными связями.

Выводы

В этом реферате сделаны три важнейших общих вывода: а) технологическое прогнозирование, включающее ярко выра­женный нормативный компонент, во всевозрастающей степени будет определять характер и размах фундаментальных исследова­ний; последние в свою очередь будут давать ответы на вопросы, которые перед ними будет ставить технологическое прогнозирова­ние относительно конечных потенциальных возможностей и огра­ничений;

б) принципы и методы технологического прогнозирования, в особенности методы дерева целей для нормативного прогнозиро­вания, применимы для стимулирования и ориентирования фунда­ментальных исследований, относящихся к социальным целям; в) деятельность Комиссии по науке и социальной политике в США может послужить стимулом для организации аналогичной работы в других странах или регионах, направленной на то, чтобы оценить потенциал фундаментальной пауки в отношении широких социальных целей и соответственным образом сконцентрировать фундаментальные исследования.

Выводы II:

Следующие главные выводы были сделаны в отдельных пара­графах этого греферата о технологическом нововведении, которое занимает центральное место в проблеме технологического прогно­зирования.

Сама природа технологического нововведения в общем благо­приятствует нормативному подходу, который может быть суще­ственно усилен с помощью технологического прогнозирования с четко выраженным нормативным компонентом, что позволяет ускорить процесс перемещения технологии и дать ему нужное направление.

Технологическое прогнозирование является наиболее эффектив­ным из доступных средств преодоления “разрыва” в целях поддер­жания непрерывного быстрого роста.

Технологическое прогнозирование окажет сильное влияние на ход вертикального перемещения технологии, особенно за счет того, что оно серьезно улучшает систематическое использование “общих элементов”, а также направляет и ускоряет развитие ком­плексных технологических систем.

Возможности инженерных разработок, связанных с эксплуа­тацией и обслуживанием, благодаря технологическому прогнози­рованию значительно расширяются, и при этом будет делаться больший упор на горизонтальное перемещение технологии.

Прогнозирование структурных сдвигов в промышленности и, что особенно важно, изменений характера отраслей в результате технологических нововведений — прежде всего в прогрессивных областях, где технология приближается к своим последним пре­делам,— станет одной из главных забот при долгосрочном техно­логическом прогнозировании, возможно также на национальном ц международном уровнях.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.

1. Серия “Техника” номер 2, 1977 г. И.Б. Новик “Человек природа. Технический прогресс.” (65 стр.)

2. “Прогнозирование подготовки инженерных кадров для электронной промышленности” О.Т. Лебедев, Ленинград 1977 г. (230 стр.)

3. “Научно-техническое прогнозирование и долгосрочное планирование” Р.Эйрес, “Мир” 1971г.

4. “Прогнозирование научно-технического прогресса” Эрих Янч, Москва 1974г.