Смекни!
smekni.com

Экономические последствия расширения Европейского Союза (стр. 5 из 9)

2. Ограничительный иммиграционный режим с квотированием (Австрия, Италия, Нидерланды, Португалия).

3. Общий доступ к рынку труда с ограниченным доступом к системе социальной защиты (Ирландия, Великобритания). Безработица может являться основанием для отзыва разрешений на проживание.

4. Применение общих правил ЕС к доступу на рынок труда (Швеция).

Трудовая миграция между новыми членами правилами ЕС не ограничивается. Тем не менее, действует основной принцип, что граждане третьих стран не должны рассматриваться предпочтительней, чем граждане ЕС.

Таким образом,по итогам прошедших лет, после расширения ,уже можно сделать некоторые выводы:

1.Отмена ограничений на трудовую миграцию полезна для экономики стран ЕС. Как показывает опыт стран, где сняты ограничения на трудоустройство (Швеция, Британия, Ирландия), мигранты работают в отраслях, где не желают работать свои граждане (здравохранение, сельское хозяйство, туризм). Такая трудовая миграция позитивно влияет на экономику страны, а демографическая ситуация обеспечивает растущий спрос на рабочую силу. Более того, наличие ограничений не позволяет в полном объеме реализовать идею общего внутреннего рынка Европейского Союза.

2.Отмена ограничений не окажет существенного влияния на динамику миграционных потоков. По прогнозам в долгосрочной перспективе мигрировать собирается не более 1% экономически активного населения, что составит до полумиллиона человек в течение 5-10 лет. Соответственно, прирост в 50-100 тыс. человек в год не способен оказать существенного влияния на ситуацию на рынке труда стран ЕС. На практике эти цифры будут меньше, что показывает опыт наблюдений за трудовой миграцией из Испании и Португалии после их вступления в Европейский Союз.

3.Наличие ограничений негативно влияет на гражданство Европейского Союза. Свобода перемещений одно из основных прав относящихся к правам граждан Европейского Союза, без него общество острее осознает деление на граждан первого и второго сорта. Наличие свободы трудоустройства имеет политическое значение: после сложного многолетнего периода интеграции связанного с изменениями национальных законодательств в соответствии с требованиями ЕС, общественное мнение этих стран формулирует запрос на признание наравне с гражданами «старой» Европы, подтверждением чему и становится равноправие граждан всех стран Европейского Союза.

2.2 Влияние расширения на экономическую ситуацию в мире

Расширение Европейского союза, по мнению ведущего аналитика компании Merrill Lynch Дэвида Боверса, «один из самых мучительных экономических процессов в истории человечества».

Нет сомнений, что для Европы и всего мира 1 мая 2004 года – важная историческая и политическая дата. Однако влияние расширения Евросоюза на сферу бизнеса и инвестиций не так очевидно.

Те, кто ждет немедленных глобальных изменений и появления новых грандиозных возможностей для инвестиций, скорее всего, будут разочарованы. Это точно подметил бывший премьер-министр Польши Тадеуш Мазовецкий, «единственное значимое для меня изменение – это то, что мне, возможно, придется больше платить за сигареты».

Но сказать, что повышение цен на сигареты – самое важное последствие расширения границ Евросоюза, значит чрезмерно упростить ситуацию. Все больше людей задаются вопросом, что же в действительности принесет расширение Евросоюза: станет ли обещанное ужесточение контроля за финансовыми операциями и повышение политической стабильности в Европе реальностью? Возрастет ли инвестиционная привлекательность акций европейских компаний из стран, только что вошедших в ЕС? Получат ли европейские компании реальную пользу от расширения Евросоюза?

Расширение ЕС уже сказалось на рынке акций. Что касается инвестиций, то есть очевидные основания полагать, что экономические преимущества расширения ЕС были заранее учтены в стоимости акций восточноевропейских компаний. В поисках быстрой и высокой отдачи от инвестиций стоит отправляться в другие регионы, возможно, дальше на восток.

Если говорить о деловой активности в целом, новые члены Евросоюза, теоретически, должны привлекать западноевропейские государства дешевой и мобильной рабочей силой и низкими налоговыми ставками. Но большинство компаний давно осознали эти преимущества Центральной и Восточной Европы и уже активно работают на этом рынке.

В сфере торговли расширение Евросоюза большим бумом не грозит. Это подтверждает последний отчет ЕС. На самом деле, торговля между Евросоюзом и его новыми членами либерализована уже более чем на 95 процентов. По результатам исследований компании Grant Thornton UK, менее 20 процентов компаний считают, что вступление в ЕС новых членов окажет какое-либо влияние на деловую активность на новых европейских рынках.

Объясняет ли это, почему, казалось бы, важное событие не вызывает большого ажиотажа? Для многих расширение ЕС уже свершившийся факт. И британцам можно простить их заблуждение, когда они полагают, что даже Россия и Украина уже давно вступили в Евросоюз, не говоря уже о Латвии, Чехии, Польши и так далее.

Так что же все-таки означает расширение ЕС для западноевропейского бизнеса? Конечно, появятся новые возможности, но время больших рисков и баснословной прибыли прошло. Финансовая лихорадка 1990-х годов в прошлом, и это, возможно, к лучшему. В странах, вступивших в ЕС, уже установился демократический режим, и пришло время серьезных игроков, а не тех, кто готов рисковать по-крупному ради случайной, но большой выгоды.

Заманчивые перспективы на этом рынке по-прежнему есть, но это бизнес для тех, кого отличает вдумчивый и долгосрочный подход. Это те западноевропейские компании, которые уже активно работают в странах, только что вошедших в состав ЕС, прежде всего в секторе потребительских товаров, в розничной торговле и финансовой сфере. Президент Европейской комиссии Романо Проди отметил в ноябре прошлого года, что «европейские финансовые институты уже вложили значительные средства в недавно приватизированные банковские структуры восточноевропейских стран. Десяти новым членам ЕС потребуются финансовые ресурсы в период адаптации, и это подогреет спрос на европейский капитал и услуги опытных инвестиционных компаний Евросоюза».

Западноевропейские производители смогут сократить расходы, перенося производство на территорию новых членов ЕС, строя новые производственные комплексы с нуля или создавая совместные предприятия. Возможность снижения производственных расходов всегда привлекало и будет привлекать таких гигантов, как Volkswagen, Bosch и др.

Таким образом, явных и немедленных свидетельств расширения ЕС будет немного. Те же, кто действительно понимает все тонкости и особенности новой объединенной Европы, будут пожинать плоды расширения ЕС в течение многих лет.

Глава 3 Экономические последствия расширения Европейского союза

3.1 Необходимость расширения

Вопрос расширения ЕС неразделимо связан с вопросом углубления данной организации. До 1990-х гг. Европейский союз в своей практике следовал принципу: "Сначала углубление, затем расширение". В начале 1990-х гг. после подписания Маастрихтского договора ЕС вышел на качественно новый этап интеграции, который совпал с коренными изменениями в ЦВЕ, требовавшими незамедлительного реагирования. Вопрос очередности и соотношения процессов углубления и расширения приобрел жаркую дискуссию внутри ЕС. Немецкий исследователь Вольфганг Весселс различает в своих исследованиях четыре "школы" внутри ЕС, каждая из которых или придерживается одной из двух опций — "расширение" или "углубление" или высказывается за их одновременную реализацию[8].Эти четыре "школы" соответствуют реальным позициям важнейших членов ЕС — Великобритании, Германии и Франции.Позиции остальных государств — членов ЕС совпадают с представлениями одной из "школ" и могут быть приравнены к точке зрения Великобритании, Франции или Германии.

Первая школа, согласно Весселсу, считает приоритетным расширение Европейского союза. Такая позиция основывается на следующих аргументах. Во-первых, после изменений, произошедших в Центральной и Восточной Европе, должен быть использован шанс для преодоления разделения континента на два лагеря, так называемого состояния "Европы после Ялты". Подсчеты потерь-приобретений, указывающие на финансовую и институционально-политическую цену, которую, без сомнений, придется заплатить за быстрый прием стран ЦВЕ, являются проявлением западноевропейского эгоизма. Принадлежность к Западной Европе после 1945 г. является не заслугой членов ЕС, а только исторической случайностью. Во-вторых, быстрый прием в ЕС будет содействовать стабилизации экономических и политических трансформационных процессов в ЦВЕ. ЕС обладает значительной организационной силой и способностью воздействовать на внутриполитическое развитие данных стран. Это должно обеспечить невозможность возврата к ксенофобии, авторитаризму, политическому и экономическому отставанию. В-третьих, отвергается возможность продолжения процесса углубления до расширения вследствие того, что дальнейшее углубление, с одной стороны, усилит "непрозрачность" функционирования и процедур ЕС для стран-кандидатов, а с другой стороны, увеличит фактический объем требований для последующего вступления, так как будет постоянно возрастать объем общесоюзного законодательства ЕС, который нужно будет имплементировать странам-кандидатам.

Такой позиции придерживается Великобритания. Однако в научной литературе ставится под сомнение "настоящее чувство ответственности" за единение Европы, которое пытаются продемонстрировать британцы. Так, быстрое расширение ЕС сделает намного труднее или даже недоступным в краткосрочной перспективе достижение политической цели интеграции в виде наднационального федерального Европейского союза. Великобритания попытается использовать предстоящее расширение для реализации своих интересов в европейской политике по формуле "расширение вместо углубления". С помощью такой линии британская европейская политика при определенных внешних обстоятельствах, к которым в первую очередь относятся возможные кризисные обострения экономической и политической ситуации в Центральной и Восточной Европе, требующие увеличения потребности в реагировании со стороны ЕС, сможет играть активную роль в ЕС и вынудит уйти в оборону сторонников более сильной внутренней консолидации ЕС.