Смекни!
smekni.com

Государственно-правовое регулирование свободы совести (стр. 2 из 7)

Но, исходя из законодательной конструкции ст.28 Конституции РФ, не следует соглашаться с предложенным мнением, так как свобода выбора убеждений и возможность действовать в соответствии с ними также предусматривается статьей Конституции РФ, регулирующей право на свободу совести, утверждает Гусаева К.Г.[8]

Развитие демократии, свободной конкуренции, институтов гражданского общества существенно изменило представления о свободе вообще и свободе совести в частности, считает А.С. Лавинюков. Следствием этого является то, что современная личность обладает значительной степенью негативной свободы, которая проявляется в экстремистских действиях. Экстремизм представляет собой одну из форм радикального отрицания существующих общественных норм и правил в государстве со стороны отдельных лиц или групп. Его причины лежат в социальной дезориентации части граждан, их недостаточном образовании, кризисном состоянии общества, слабых институтах общественного контроля и неэффективной правовой системе. Некоторые формы экстремизма зачастую имеют и исторические корни.

Проявления экстремизма в том или ином виде видны практически повсеместно. В России экстремизм многолик, носит массовый характер. Особенно это справедливо для терроризма как одной из наиболее опасных форм экстремизма. Таким образом, свобода как демократическое завоевание общества не всегда конструктивна. Н.Н. Семенюта, считает, что наиболее значимым проявлением свободы является «наличие возможности для каждого члена общества строить свою жизнь по собственному усмотрению, руководствуясь исключительно личными мотивами, интересами, желаниями. Очевидно, что такая свобода не может быть беспредельной. Наряду с религией, моралью необходимым ограничителем свободы выступает право». [9]

На сегодняшний день не существует действенной системы противодействия экстремизму, и прежде всего нормативно-правовой системы. Конкретные принципы государственной политики по отношению к рассматриваемому явлению не сформулированы, что создает трудности в выработке региональных стратегий, а также затрудняет объективную оценку контртеррористической деятельности Российского государства в целом.

Отсутствие на федеральном уровне соответствующих законов, которые являлись бы правовой основой для эффективного противодействия экстремизму, не позволяет на практике осуществлять полноценное обеспечение государством защиты своих граждан и российского общества от воздействия его проявлений. Субъекты Российской Федерации вынуждены самостоятельно решать данные проблемы путем установления соответствующих ограничений и запретов. Так на пример, приняты законы «О запрете ваххабитской[10] и иной экстремистской деятельности на территории Республики Дагестан», «0 противодействии политическому и религиозному экстремизму на территории Карачаево-Черкесской Республик», в Ивановской области «Об ответственности за разжигание расовой и национальной розни, иные проявления фашизма и политического экстремизма» и другие аналогичные акты некоторых субъектов Российской Федерации. [11]

§2 Конституционные основы свободы совести

Современное законодательство по правам человека в целом и о свободе совести и свободе вероисповедания граждан в частности представляет собой мноогоуровневую систему правовых актов, в состав которой входят Конституция РФ, международные акты, федеральные законы, подзаконные нормативные акты.

Основным законом Российского государства, как известно, является Конституция, принятая в 1993 г. на референдуме. Перед тем как рассматривать базовые нормы, регулирующие соблюдение свободы совести, хотелось бы обратить внимание на два важных момента.

Во-первых, в Конституции РФ есть положение, которое объявляет принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации частью ее правовой системы. «Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее право вой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора» (п. 4 ст. 15).

Это открывает возможность прямого действия и применения норм международного права органами государственной власти и местного самоуправления, должностными лицами. Так как «В Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права» (п. 1 ст. 17), граждане России «вправе в соответствии с международными договорами Российской Федерации обращаться в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека, если исчерпаны все имеющиеся внутригосударственные средства правовой защиты» (п. 3 ст. 46), Т.е. могут в установленном порядке обращаться в Европейский Суд по правам человека.

Во-вторых, пункт 1 ст. 15. гласит: «Конституция Российской Федерации имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации. Законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции Российской Федерации».

Статья 28 Конституции РФ объясняет смысл права свободы совести. Каждому гражданину РФ «гарантируется свобода совести, свобода вероисповедания, включая право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними». Права и свободы, предусмотренные в этой статье,не подлежат ограничению даже в условиях чрезвычайного положения (п. 3 ст. 56). В продолжение этого положения ст. 29 каждому гарантирует свободу мысли и слова. Каждый имеет право на объединение, и государством гарантируется свобода деятельности общественных объединений (п. 1 ст. 30).

Свобода вероисповедания гражданами реализовывается не только в свободе выбора религии, но и в праве создавать религиозные организации. Среди норм Конституции Российской Федерации 1993 г., регулирующих правовое положение религиозных организаций, можно выделить прежде всего п. 5 ст. 13, ст. 14; п. 2 ст. 19, ст. 28, 29, 31 и ряд других. Конституция РФ утверждает базовые положения современной российской государственности, особенно для религиозных организаций. Согласно ей «Российская Федерация - светское государство. Никакая религия не может устанавливаться в качествегосударственной или обязательной» (п.1 ст. 14). Пункт 2 этой же статьи фиксирует, что «религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом». Эти два положения для многоконфессионального государства и религиозных организаций носят принципиальный характер, так как они задают правовые параметры государственно-конфессиональных отношений.

Религиозные организации в своей деятельности должны исходить из того, что по Конституции Российской Федерации «осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц (п. 3.ст.17). Кроме того, современное государство «гарантирует равенство прав и свобод» независимо «от отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям». Эта же статья запрещает «любые формы ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности» (п. 2 ст.19).

По действующей Конституции также запрещается создание и «деятельность общественных объединений, цели или действия которых направлены на насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности Российской Федерации, подрыв безопасности государства, создание вооруженных формирований, разжигание социальной, расовой, национальной и религиозной розни» (п. 5 ст. 13). Ст.9 не допускает пропаганды или агитации, возбуждающей социальную, расовую, национальную или религиозную ненависть и вражду. В России запрещена пропаганда социального, расового, национального, религиозного или языкового превосходства (п. 2 ст.29).

Кроме Конституции государственно-конфессиональные отношения регулируются целым рядом других правовых актов. 26 сентября 1997 г. был принят Федеральный закон «О свободе совести и о религиозных объединениях». В современной России он является основным нормативным актом в регулировании религиозных вопросов.

Со времени принятия в 1997 г. в этот Закон были внесены поправки в 2000 г., 2002 г., 2003 г., 2004 г., 2006 г. При таком количестве поправки, по мнению В.С. Слабожниковой , не затрагивали базовых, принципиальных основ обеспечения права граждан России на свободу совести и вероисповедания. Это положение специально оговорено в тексте Закона 1997 г.: «Законы и иные нормативные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации и затрагивающие реализацию права на свободу совести и свободу вероисповедания, а также деятельность религиозных объединений, должны соответствовать настоящему Федеральному закону. В случае противоречия настоящему Федеральному закону нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации по вопросам защиты права на свободу совести и свободу вероисповедания и по вопросам деятельности религиозных объединений действует настоящий Федеральный закон» (п. 2 ст. 2).