Смекни!
smekni.com

Государственно-правовое регулирование свободы совести (стр. 3 из 7)

Следует проанализировать текст закона «О свободе совести и о религиозных объединениях» с изменениями на 6 июля 2006 г. Преамбула Закона не менялась со времени принятия. В ней подчеркивается преемственность данного Закона и действующей Конституции РФ и выказывается уважение государства к христианству, исламу, буддизму, иудаизму и другим религиям, которые «составляют неотъемлемую часть исторического наследия народов России». Цель закона - «содействовать достижению взаимного понимания, терпимости и уважения в вопросах свободы совести и свободы вероисповедания». Признается «особая роль православия в истории России, в становлении и развитии ее духовности и культуры».

Это положение после принятия Закона стало предметом дискуссии, которая продолжается и до сих пор. Оно никого не удовлетворило. Русскую Православную Церковь - своей краткостью, скромностью и неопределенностью оценки роли православной церкви в истории России. Кроме того, ничего не сказано о вкладе православия в формирование российской государственности. Другие же конфессии не устроило наличие такого положения в преамбуле. Оно расценено как отступление от принципа равенства религий в России.

Ключевым положением Закона стало юридическое закрепление и регламентация обеспечения права на свободу совести и вероисповедания. Это право трактуется, как «право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать и менять, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними». Оно распространяется не только на граждан России, но и на иностранных граждан и лиц без гражданства (п. 1 ст. 3). Это право может быть ограничено только Федеральным законом в случае необходимости «защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов человека и гражданина, обеспечения обороны страны и безопасности государства» (п. 2 ст. 3).

Статья 3 Закона фиксирует равенство российских граждан во всех областях гражданской, политической, экономической, социальной и культурной жизни независимо от их отношения к религии и религиозной принадлежности. Поправки 2002 и 2006 гг. затронули п. 4 ст. 3, в частности, положения, относящиеся к военной службе в рамках реализации права на свободу вероисповедания.

В 2002 г. была установлена отсрочка от призыва на военную службу священнослужителей. Она предоставлялась по просьбам религиозных организаций священнослужителям, получившим в установленном порядке духовный сан (звание) и занимающим в религиозных организациях соответствующие должности. Специально оговаривалось условие, при котором «религиозные организации не имеют возможности заменить их на этих должностях иными лицами, - на время исполнения обязанности священнослужителя».

Соответствующее положение было внесено в текст Закона «О свободе совести и о религиозных объединениях» поправками 2002 г. Священнослужителям могла быть предоставлена по просьбам религиозных организаций отсрочка от призыва на военную службу и освобождение от военных сборов, но только в мирное время.

Вторая поправка этого года касалась не только священнослужителей, а всех верующих граждан: «Гражданин Российской Федерации в случае, если его убеждениям или вероисповеданию противоречит несение военной службы, имеет право на замену ее альтернативной гражданской службой». В соответствии со ст. 1 Федерального закона 2002 г. N2 113-ФЗ «Об альтернативной гражданской службе» подобная гражданская служба рассматривалась как особый вид трудовой деятельности в интересах общества и государства, осуществляемой гражданами взамен военной службы по призыву. Трудовая деятельность граждан, проходящих альтернативную гражданскую службу, регулируется Трудовым кодексом Российской Федерации.

В июле 2006 г. было серьезно отредактировано положение об отсрочке. Из п. 4 ст. 3 Федерального закона «О свободе совести и о религиозных объединениях» были исключены слова: «По просьбам религиозных организаций решением Президента Российской Федерации священнослужителям в соответствии законодательством Российской Федерации о воинской обязанности и военной службе в мирное время может предоставляться отсрочка от призыва на военную службу и освобождение от военных сборов».

В последней редакции эта категория российских граждан пользуется льготами на общих основаниях: «Граждане, обучающиеся на очных отделениях учреждений профессионального религиозного образования, которые имеют государственную лицензию, пользуются льготами, предусмотренными законодательством Российской Федерации».

Таким образом, поправки 2006 г. лишают священнослужителей льгот по военной службе. Сохранилось общее для всех граждан России право на альтернативную службу. С 1 июля российский гражданин в случае, если его убеждениям или вероисповеданию противоречит несение военной службы, имеет право на замену ее альтернативной гражданской службой (п. 4 ст. 3).

Поправки 2006 г. свидетельствуют о тенденции уравнивания в правах священнослужителей и остальных граждан России. Но все-таки остается сфера, которая сохраняет особое положение священнослужителей. Закон защищает тайну исповеди (п. 7 ст. 3). В соответствии с этим положением «священнослужитель не может быть привлечен к ответственности за отказ от дачи показаний по обстоятельствам, которые стали известны ему из исповеди». Уголовно-процессуальный кодекс РФ запрещает «допрос в качестве свидетеле об обстоятельствах, ставших ему известными из исповеди» (ст. 56).

Принципиальным в обеспечении свободы совести является защита граждан от насилия и принуждения.

В рамках гарантии на свободу совести закон защищает граждан от принуждения при определении отношения к религии, к исповеданию или отказу от исповедания религии, к участию или неучастию в богослужениях, других религиозных обрядах и церемониях, в деятельности религиозных объединений, в обучении религии (п. 5 ст. 3). Запрещается и преследуется в соответствии с Федеральным законом «воспрепятствование осуществлению права на свободу совести и свободу вероисповедания, в том числе сопряженное с насилием над личностью, с умышленным оскорблением чувств граждан в связи с их отношением к религии, с пропагандой религиозного превосходства, с уничтожением или с повреждением имущества либо с угрозой совершения таких действий» (п. 6 ст. 3).

Закон особо оговаривает запрет на проведение публичных мероприятий, размещение текстов и изображений, оскорбляющих религиозные чувства граждан, например, вблизи объектов религиозного почитания.

Нарушение этих положений предусматривает уголовную и административную ответственность. Так, в Кодексе РФ об административных правонарушениях (п. 26 ст. 5) предусмотрена ответственность за воспрепятствование осуществлению права на свободу совести и свободу вероисповедания, в том числе принятию религиозных или иных убеждений или отказу от них, вступлению в религиозное объединение или выходу из него, а также за оскорбление религиозных чувств граждан либо осквернение почитаемых ими предметов, знаков и эмблем мировоззренческой символики. А ст. 148 Уголовного кодекса РФ предусматривает ответственность за незаконное воспрепятствование деятельности религиозных организаций или совершению религиозных обрядов.

Реализовывая свое право на свободу вероисповедания, граждане России имеют право создавать религиозные объединения. Таковыми признаются только добровольные объединения. В них могут входить как граждане российской Федерации, так и иные лица, постоянно и на законных основаниях проживающие на территории нашей страны. Религиозное объединение от других типов объединений отличают следующие признаки: «вероисповедание; совершение богослужений, других религиозных обрядов и церемоний; обучение религии и религиозное воспитание своих последователей» (п. 1 ст. 6).

Ограничения по вхождению граждан в религиозные объединения Законом не предусмотрены. Закон только особо оговаривает участие в них детей: «Запрещается вовлечение малолетних в религиозные объединения, а также обучение малолетних религии вопреки их воле и без согласия их родителей или лиц, их заменяющих» (п. 5 ст. 3).

Предоставляя гражданам право на свободу вероисповедания, государство последовательно реализовывает принцип светскости государства и отделения от него религиозных объединений (п. 1 ст. 4)[12]

По закону надзор за исполнением законодательства Российской Федерации о свободе совести, свободе вероисповедания и о религиозных объединениях осуществляют органы прокуратуры (п. 1.ст. 25). Спорные вопросы регистрации и ликвидации религиозных организаций в современной России решаются в судебном порядке (ст. 12).

Таким образом, по словам В.С. Слабожниковой [13], в Российской Федерации Конституцией России определены основные принципиальные положения таких важных прав граждан, как свобода совести и свобода вероисповедания. Анализ Закона «О свободе совести и о религиозных объединениях» показал, что в нем конкретизированы конституционные основы. Принимаемые почти ежегодно (пять за период 2000-2006 гг.) поправки к данному Закону свидетельствуют о дальнейшем совершенствовании его положений.

По мнению В.С. Слобожниковой, с 1997 г., когда был принят закон «О свободе совести и о религиозных объединениях», его принципиальные основы остались без изменений, несмотря на внесенные поправки, и соответствуют демократическим конституционным положениям. Это позволяет ей утверждать, что на современном этапе в России сформулированы основные принципы решения религиозного вопроса.