Смекни!
smekni.com

Роль малых предприятий в условиях кризиса (стр. 2 из 5)

В отличие от развитых стран, где доля малого и среднего бизнеса в ВВП составляет от 40% до 70%, в России аналогичный показатель равен не более 15% (см. Приложение 1).

По данным Министерства экономического развития и торговли РФ (МЭРТ), общее число занятых в малом бизнесе составляет не более 25% от общей численности экономически активного населения, что в 2-3 раза ниже уровня развитых стран. Основным работодателем в России сегодня, как и в СССР, является государство – оно обеспечивает более 33% рабочих мест в стране.

Крайне несовершенна и отраслевая структура развития массового бизнеса в России. По данным МЭРТ, сегодня в России структура малого бизнеса выглядит следующим образом: торговля и сфера услуг — более 45% оборота всех малых предприятий, промышленность и строительство составляют только — 13,6% и 11,5%, соответственно, и только 7,8%. приходится на другие отрасли (см. Приложение 2).

Более половины из всех работающих малых предприятий сосредоточены всего лишь в восьми субъектах Российской Федерации, около одной трети из них - в Москве (см. Приложение 3).

Основными факторами низкой конкурентоспособности российских компаний являются высокий уровень изношенности производственных фондов, нехватка квалифицированных кадров, ограниченный доступ к инвестиционным финансовым ресурсам. Малый бизнес постоянно нуждается в заемных средствах. По оценке МЭРТа, потребности малых и средних предприятий составляют $30-40 млрд. При этом, по разным оценкам, реальные потребности малого и среднего бизнеса в кредитовании удовлетворяются в настоящее время лишь на 40-50%. На конец прошлого года объем кредитного портфеля малого бизнеса составил около $8 млрд.

В дополнении ко всему, на авансцену выходят такие инфраструктурные ограничения, как энергетика, подключение к коммунальным сетям и т. д.

И если крупный бизнес в состоянии решить и финансовые и инфраструктурные и кадровые проблемы, то для среднего и малого бизнеса это непосильная задача. В результате, низкая роль малых и средних предприятий сохраняется на фоне продолжающейся концентрации производства и капитала. Так, в 2008 году выручка 500 крупнейших компаний России по данным рейтинга Финанс-500 соответствовала 81% ВВП страны, в то время как в 2005 году – только 58%. При этом среди 500 крупнейших компаний абсолютное число составляют сырьевые гиганты - 52,8% от совокупной выручки, доля компаний производящих услуги - 34,2%, а на долю перерабатывающего сектора приходится всего 13%.

Эта ситуация порождает в российском обществе неверие в развитие рыночной экономики, низкую предпринимательскую активность и отсутствие частной инициативы.

Причины такого неверия следует искать и в негативных последствиях политики шоковой терапии, вызвавшей три экономических кризиса – 1991, 1995 и 1998 годов – которые подорвали доверие граждан к рыночной системе, возможностям честного предпринимательства, в целом к демократическому устройству общества.

Надо отметить, что многие страны с развитой рыночной экономикой проходили схожие периоды в своём развитии. Но понимание роли конкуренции, частной инициативы, выстраивание эффективной системной государственной политики по стимулированию развития широкого бизнеса, привели к тому, что эти страны достигли высоких результатов в развитии экономики и повышении уровня жизни.

1.2Анализ исторической роли малых предприятий в условиях мировых экономических кризисов.

Экономический кризис всегда приводит к одному важному последствию: капиталы из одних секторов, где им не находится должного применения, перетекают в другие, более перспективные с этой точки зрения сектора. Так было во время Великой депрессии в США, то же самое происходило в периоды послевоенных экономических сбоев в Америке и в Европе. И всегда одним из основных проводников этого перетока капитала в новую для себя среду являлся малый и средний бизнес. Именно этот сектор помогает экономике выйти из кризисной ситуации, по простой причине: он очень мобилен — гораздо легче, чем крупные компании, приспосабливается к изменениям; он в меньшей степени подвержен тем долгосрочным негативным процессам, которые воздействуют на большой бизнес.

Для оценки роли малых предприятий в период реструктуризации промышленности необходимо рассмотреть процессы, происходившие в странах - участницах II Мировой Войны, имевших мощную милитаризированную экономику. В первый послевоенный период часть этих стран занялись восстановлением разрушенного хозяйства, а другие страны начали перевод промышленности на мирную продукцию. Затем, с середины 50-х годов и почти до начала 70-х годов шло интенсивное развитие крупных предприятий, компаний и корпораций, сопровождаемое стремлением к созданию многопрофильных мощных промышленных центров. С середины 70-х годов в результате насыщения рынков, последствий энергетического кризиса и снижения эффективности крупных предприятий начался период экономической депрессии. В это время и начинается более интенсивное развитие малых предприятий, специализирующихся в производственной деятельности. Прежде всего, малые предприятия были задействованы в процессе реструктуризации крупных промышленных предприятий. При этом крупные предприятия освобождались от многих вспомогательных и специализированных производств, от технических, ремонтных и обслуживающих функций, которые были переданы предприятиям сектора малых предприятий. Это позволило повысить эффективность реструктурированных крупных предприятий, обеспечить их взаимодействие с малыми предприятиями.

Начиная с 80-х годов многие страны стали постепенно переходить от индустриального к постиндустриальному пути развития экономики. Это привело к закрытию, переспециализации, деконцентрации многих крупных предприятий, особенно в промышленных центрах, больших городах и индустриальных регионах. В таких регионах произошло массовое сокращение занятости, резко возросла безработица и ухудшилась социально-экономическая обстановка. В этих условиях и проявились важнейшие качества малых предприятий - гибкость, способность к быстрой генерации новых рабочих мест и восприимчивость к новшествам. Государственные и региональные программы оздоровления депрессивных районов акцентировали свое внимание на всемерной поддержке развития малых предприятий и в течение относительно короткого периода ситуация там резко улучшилась. Можно обратиться к конкретным примерам.

Во Франции после II Мировой войны было приоритетным восстановление производственных мощностей, затем последовало направление на концентрацию промышленности и создание многопрофильных мощных предприятий. В середине 70-х наступил экономический кризис, выявивший недостатки крупных предприятий и доказавший жизнеспособность малых предприятий. В 80-е началась активная поддержка малых предприятий, проводимая одновременно с децентрализацией государственного управления страной. Местные и региональные администрации получили юридические и ресурсные возможности проводить собственную политику социально - экономического оздоровления, предусматривающую развитие малых предприятий. За период 1980-1990 гг. в целях интенсивного развития малых предприятий во Франции было организовано 160 бизнес-инкубаторов, благодаря которым в последствии было создано 200 тыс. новых рабочих мест. В целях развития взаимодействия крупных и малых предприятий, особенно в части модернизации производства, трансферта (перехода) технологий в сектор малых предприятий с 1993 г. начали реализовываться госпрограммы ANVAR и ATOUT. В 1994 г. начала действовать программа SOFIREM по конверсии крупных кризисных предприятий в металлургической, оборонной и текстильной промышленности с привлечением малых предприятий в депрессивные районы для создания новых рабочих мест. По этой программе во вновь создаваемые малые предприятия инвестировались основные средства крупных предприятий и предоставлялись средне- и долгосрочные кредиты на льготных условиях и без гарантий. Были созданы так называемые "конверсионные общества", которые занимались изменением экономической структуры кризисных районов. Особенно заметны перемены, произошедшие в Бретани и Атлантических Пиренеях. В рамках проводимых преобразований крупнейшая автомобильная компания Франции "Ситроен", наряду с другими известными фирмами осуществляла программу по совершенствованию организации производства, улучшению качества и конкурентоспособности продукции малых предприятий. Это осуществлялось путем вычленения непрофильных производств и подразделений с последующим их преобразованием в дочерние или независимые малые и средние предприятия.

Местные власти играют важнейшую роль в структурных преобразованиях, они разрабатывают стратегию развития и привлекают заинтересованных партнеров, солидаризируют финансовые ресурсы и создают основу местной инфраструктуры (дороги, связь, бизнес-инкубаторы, образовательные учреждения, организации поддержки малых предприятий и др.). В последнее время местные власти делают упор на развитие межфирменной кооперации. Например, в г. Монбельяре было сосредоточено большое количество мелких субконтракторов, поставляющих комплектующие детали и узлы на сборочные заводы автомобильного концерна "Пежо". Местные власти и региональные агентства поддержки МСП способствовали передаче новейшего оборудования с головных предприятий фирмы "Пежо" местным субконтракторам.

В результате предпринятых мер уже в начале 1995 г. 53,2% занятых в промышленности Франции было сосредоточено в малых предприятий и их доля в добавленной стоимости продукции крупных предприятий составила 41,7% процента. Малые предприятия обеспечивали до 63 процентов экспорта промышленной продукции, которая в общем объеме экспорта страны составляла 29,9% .