Смекни!
smekni.com

Внешнеторговый договор купли-продажи 2 (стр. 6 из 9)

В то же время использование потребителями энергоресурсов неденежной формы расчетов ограничено определенными объемами, в основном месячной нормой потребления энергоресурсов. Право определения соотношения денежной и неденежной форм расчетов предоставлено предприятию «Белтрансгаз», концерну «Белэнерго», организациям концернов «Белэнерго» и «Белтопгаз».

В ряде случаев оплата товара по внешнеторговым договорам предусматривается ценными бумагами, в частности векселями. Резидент имеет право рассчитаться своим векселем с нерезидентом, а также получить вексель от самого нерезидента. Кроме того, постановлением Правления Национального банка Республики Беларусь от 27.11.2001 № 311 сняты ограничения по расчетам с нерезидентами векселями белорусских банков.

Резидент, получая от нерезидента вексель в оплату за товар, в том числе и в иностранной валюте, обязан обеспечить поступление денежных средств от погашения векселя в срок, установленный для получения экспортной выручки, или продлить срок проведения внешнеторговой операции в Министерстве торговли Республики Беларусь. Данный вопрос, конечно же, вызывает массу споров. Баталии по нему никогда не затихают между юристами и контролирующими органами.

Хотелось бы обратить внимание на то, о чем обычно забывают при расчетах векселями – порядок заполнения паспорта сделки. Если оплата по экспортному контракту производится путем передачи нерезидентом векселя, то в графе 28 паспорта сделки заполняется только третья строка, в которой указывается планируемая дата поступления денежных средств, которая не должна превышать 90 календарных дней с даты отгрузки товара. К сведению, перерасчет валюты цены контракта в валюту номинала векселя производится по официальному курсу Нацбанка на дату составления акта приема-передачи векселя.

Как отмечалось выше, расчеты в наличной форме используются только при совершении экспортной сделки, т.е. оплату за поставленный товар резидент может получить наличной иностранной валютой. В контракте обязательно должны содержаться условия о возможности применения именно этой формы расчетов. Наличная инвалюта может быть сдана непосредственно самим плательщиком-нерезидентом на счет экспортера в банке либо передана экспортеру, который впоследствии самостоятельно зачисляет ее на счет.

Наличными белорусскими рублями в сумме, превышающей 50 минимальных (базовых) заработных плат, нерезиденты могут рассчитаться с резидентом Республики Беларусь за купленный товар только при условии снятия этих рублей со счета типа «Т», открытого представительству, о чем должно быть представлено письменное подтверждение в банк резидента в момент зачисления средств. Если сумма сделки не превышает указанного размера, то белорусские рубли получает резидент без каких-либо подтверждений источника их приобретения.

ГЛАВА 3 ОТВЕТСТВЕННОСТЬ СТОРОН ПО ВНЕШНЕТОРГОВОМУ ДОГОВОРУ КУПЛИ-ПРОДАЖИ

3.1 Ответственность сторон по внешнеторговому договору купли-продажи в международном праве

Каждая сделка международной купли-продажи имеет самостоятельное юридическое значение. Права и обязанности сторон по ней, содержание сделки устанавливаются по соглашению между сторонами, поэтому на практике точная и четкая формулировка условий сделки и ответственности сторон по ней имеет особо важное значение.

Обязательства продавца по договорам международной купли-продажи, в частности касающиеся поставки товара и передачи документов, количества и качества товаров, а также обязательства покупателя, в том числе относительно цен и принятия товаров определяются в части 3 «Купля-продажа товаров» Венской конвенции ООН 1980 г.[12]

В Конвенции говорится, что продавец обязан поставить товар (ст. 30) к оговоренной в договоре дате или в течение определенного времени (ст. 33), передать относящиеся к товару документы и право собственности на товар в соответствии с требованиями договора и настоящей Конвенции. Кроме того, поставляемый продавцом товар должен соответствовать требованиям договора «по качеству, количеству и описанию» и иметь «такую тару или упаковку, которая требуется по договору» (ст.35).

В соответствии со ст. 36 Венской конвенции «продавец несет ответственность по договору и по настоящей Конвенции за любое на соответствие товара, которое существует в момент перехода риска на покупателя, даже если это несоответствие становится очевидным только позднее». Продавец несет также ответственность за любое несоответствие, которое является следствием нарушения любого его обязательства, включая все данные гарантий. Подобная гарантия, как правило, состоит в том, что поставленный товар в течение определенного срока будет оставаться пригодным для обычных целей или каких-нибудь конкретных целей, либо сохранять необходимые качества или свойства. В то же время продавец не несет ответственности за любое несоответствие товара, если во время заключения договора покупатель знал или не мог не знать о таком несоответствии (ч.3 ст.35).

Таким образом, в соответствии с требованиями Конвенции, продавец, поставляя товар, обязан принять необходимые меры для того, чтобы товар был в наличии (куплен или произведен), соответствовал всем заявленным характеристикам (по качеству, количеству, упаковке, маркировке) и требованиям договора. Продавец обязан также передать покупателю все относящиеся к товару документы - страховой полис при страховании товара» сертификат качества, подтверждающий соответствие товара условиям договора, и. т.п.

Передать покупателю право собственности на товар - важнейшая обязанность продавца, которая совершается в зависимости от действующих правовых систем и договоренности.

Обосновывая право покупателя требовать возмещения убытков Венская конвенция вводит такое понятие, как «существенное нарушение договора». Так, покупатель вправе требовать замены товаров только в том случае, когда их несоответствие является существенным нарушением договора; (ст. 46) заявить о расторжении договора он может только в том случае, если неисполнение продавцом любого из его обязательств составляет «существенное нарушение договора» (ст. 49).

«Нарушение договора», допущенное одной из сторон, представляет собой - по смыслу статьи 25 - неисполнение или ненадлежащее исполнение одной из сторон своих обязательств, причем это может быть как нарушение самого договора, так и положений. [13]

Конвенции, а также - применимых норм соответствующего закона, общепринятых обычаев и практики сложившихся взаимоотношений.

Под существенным нарушением в данном случае понимается наличие у противоположной стороны «вреда», причем не любого, а лишь такого, в результате которого она в значительной степени лишается того, на что рассчитывала на основании договора, то есть речь идет, фактически, о невозможности достичь «конечную цель договора».

Понятие «вреда», причиненного одной из сторон, также упоминается в ст.25. Следует отметить, что под «вредом» здесь понимаются не только возникшие убытки, т.е. расходы лица, право которого нарушено, утрата или повреждение имущества (реальный ущерб), но и неполученные доходы, которое это лицо получило бы при обычных условиях оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода). Ущерб может быть и моральным: вред может быть нанесен и деловой репутации юридического лица, а возмещается он путем опровержения порочащих сведений, возмещения убытков и морального вреда.

Венская конвенция предусматривает, что и продавец может заявить о нарушении сделки и расторжении договора при наличии «существенных нарушений» со стороны покупателя (ст.64).

Понятие «убытков» за нарушение договора одной из сторон в Конвенции трактуется как сумма, равная ущербу, включая упущенную выгоду, который понесен другой стороной вследствие нарушения договора. Такие убытки не могут превышать ущерба, который нарушившая договор сторона предвидела или должна была предвидеть в момент заключения договора как возможное последствие его нарушения, учитывая обстоятельства, о которых она в то же время знала или должна была знать (ст. 74).

Помимо требований о расторжении договора или возмещения убытков покупатель имеет право требовать уценки товара в тех случаях, когда продавец поставил товары, несоответствующие договору (ст. 50). Для этих целей в Конвенции предусмотрено требование, в соответствии с которым продавец и покупатель должны заранее оговаривать сроки, в течение которых покупатель может извещать продавца о несоответствии товара (ст. 39).

Наконец, Конвенция обязует продавца поставить товар свободным от любых прав и притязаний третьих лиц, «которые основаны на промышленной или другой интеллектуальной собственности, о которой в момент заключения договора продавец знал или не мог не знать» (ст. 42).