Смекни!
smekni.com

Производительность труда 5 (стр. 4 из 10)

Соответственно, размер выплат зависит от роста или снижения прибыли. Индивидуальная заработная плата в виде определенной сверхтарифной надбавки устанавливается руководителем на основе достижений и оценки сотрудника. Такая индивидуальная надбавка служит личному стимулированию работника.

Для оплаты нетарифицируемых руководящих работников применяется система окладов, построенная на использовании оценки требований к их рабочему месту и должности и их производительности. При этом устанавливается ряд критериев, по которым производится оценка работы и начисляется заработная плата. Все руководящие работники подразделяются на пять разрядов. В соответствии с этими разрядами и устанавливается заработная плата.

Оценка работы сотрудников ведется с применением балльного метода. По ряду параметров вычисляется общее количество баллов для каждого сотрудника. Оценка работы ведется по трем направлениям: качество работы, личный трудовой вклад и производственное сотрудничество. Устанавливается общее суммарное количество баллов на все производственное подразделение. Распределение средств ведется на основе соотношения количества баллов, набранных отдельным сотрудником, к общему количеству баллов на все подразделение. Изменение количества баллов в ту или другую сторону является основанием для беседы с начальником. Обычно оценка сотрудников проводится ежегодно.

При оценке руководящих работников для установления разряда оплаты оценивается должность работника по нескольким критериям, таким как характер решаемых задач, уровень профессиональных знаний, необходимых для работы, ответственность и др. На основании комплексной оценки должности устанавливается разряд оплаты. При переводе руководящего работника в более высокий разряд обычно придерживаются принципа, что количество сотрудников более высокого разряда не должно быть более 1/3 от сотрудников предыдущего разряда. Причем при повышении руководящего работника в должности его оклад увеличивается до максимального размера не сразу, а в течение нескольких лет.

1.2 Производительность труда в Российской Федерации.

В последние годы наши политики и экономисты оценивали развитие страны по темпам роста ВВП, часто забывая о том, что в основе долгосрочного экономического роста лежит производительность труда. Низкая производительность труда становится основным сдерживающим фактором и риском российской экономики.

Рост ВВП и инвестиций в России. Оптимистические прогнозы на фоне мирового финансового кризиса

Российской экономике предсказывают светлое будущее. По итогам 2007 г. ВВП России вырос на 8,1%, что превысило ожидания, в ближайшие три года его рост может составить 6,5-7%. Сегодня это самый высокий показатель среди стран G8. Как ожидают, к концу 2009 г. ВВП удвоится. Минэкономразвития не без основания прогнозирует, что объем прямых иностранных инвестиций в экономику страны в 2010 г. Составит $ 51 миллиард против $ 41 миллиарда в 2007 г.

По словам А.Кудрина, высказанных на экономическом форуме «Россия 2008», нынешние показатели притока инвестиций позволяют говорить о том, что в России наблюдается «инвестиционный бум». Даже планируемый в 2009г. рост инвестиций на 14%, по мнению Министра финансов, является консервативным прогнозом.

Аналитики прогнозируют, что в 2009 г. инвесторов, вкладывающих в российский рынок, ожидает доходность порядка 30%. Россия может превратиться для них в «тихую гавань», где можно «пересидеть» очередной мировой финансовый кризис.

К сожалению, в «тихой гавани» есть «подводные камни». Главный из них – рост нашей экономики происходит в условиях низкой производительности труда.

По оценке РАН в стоимости российского ВВП 82% составляет природная рента, 12% - амортизация промышленных мощностей, созданных еще в советское время, которые уже изнашиваются и создают новые техногенные угрозы и только 6% ВВП являются результатами производительного труда. Как видно, 94% нашего национального дохода образуется за счет «проедания» прежнего наследия и природных ресурсов, которые, как известно, не бесконечны (а нефти, например, по разным оценкам, осталось на 20-25 лет).

Есть и еще более тревожные симптомы – темпы прироста производительности труда, которые в 2006 г. по сравнению с 2005 г. снизились: 5,8% против 6,5%. При этом темпы прироста заработной платы, напротив, выросли почти в 1,5 раза.

Другими словами, Россия продолжает получать сверхдоходы от дорогой нефти, но до сих пор не научилась их целенаправленно использовать. Такая экономика не имеет реальных перспектив, что признается и руководством нашей страны.

Россия существенно отстает по уровню производительности труда от промышленно развитых стран.

Международная организация труда (МОТ) в сентябре 2008 г. опубликовала отчет «Ключевые показатели рынка труда». Согласно отчету, первое место в мире по производительности труда занимают США (см. Рис.1). В первом полугодии 2008 г. вклад среднестатистического американца в ВВП составил $63885. За США следует Ирландия ($55986), Люксембург ($55641), Бельгия ($55235) и Франция ($54609).

Производительность труда в Индии и Китае, а также некоторых восточно-азиатских странах за последние 10 лет удвоилась. Однако из-за отсутствия развитой инфраструктуры, недостатка передовых технологий и квалифицированной рабочей силы в этих странах она составляет лишь одну пятую от производительности труда развитых стран.

Производительность труда в России почти в четыре раза ниже, чем в США. В 2008 г. вклад каждого россиянина в ВВП составил $15563 В СНГ Россия заняла четвертое место по производительности труда (см. Рис.1), позади Армении ($22763), Беларуси ($21527) и Казахстана ($18688).

Рис.1. Лидеры производительности труда в мире и СНГ (по данным МОТ)

Из-за высокой конкуренции с более качественными и дешевыми иностранными товарами, отечественные производители оказались на пределе рентабельности и перед угрозой закрытия многих обрабатывающих производств. Так, в 2007 г. рентабельность продукции в сфере добычи полезных ископаемых в среднем находилась на уровне 26—27% (еще в 2006 г. она составляла 34,7%), в отраслях машиностроения рентабельность ниже 9%, в пищевой промышленности – около 10%, в текстильной и швейной — менее 5%.

Если учесть, что тенденция в 2008 г. сохранилась, то рентабельность перечисленных отраслей, кроме добычи полезных ископаемых, оказывается ниже уровня инфляции (12%).

Производительность труда находится в прямой зависимости от численности и структуры экономически активного населения страны. Население России стремительно сокращается и стареет. По прогнозу ООН, к 2025 г. численность населения РФ сократиться до 131 млн. человек. К этому времени доля жителей страны старше 65 лет составит, по различным оценкам, 18-20% от общей численности (каждый пятый россиянин). При такой перспективе возникает элементарная нехватка трудоспособного населения для поддержания систем жизнеобеспечения, и особенно для обеспечения роста производства.

Уже в настоящее время главная проблема многих российских предприятий заключается в нехватке рабочих рук. Из-за этого предприятия не справляются даже с государственным оборонным заказом, который в 2009 г. составит около 1 триллиона рублей. Первый вице-премьер С. Иванов подтвердил, что эта проблема связана с нехваткой квалифицированных кадров и низкой производительностью труда.

В сложившейся экономической и демографической ситуации для нашей страны жизненно важен действенный механизм роста производительности труда.

На расширенном заседании Госсовета 08.02.2008 г. Президент России В. Путин заявил о необходимости достижения четырехкратного роста производительности труда к 2020 г. в основных секторах экономики. Это чрезвычайно сложная задача. Потребуется поддерживать темпы роста производительности труда на уровне 12% в год на протяжении 12 лет.

В свете этой и других неотложных задач, сформулированных на заседании Госсовета, Минэкономразвития приступило к доработке Концепции развития России до 2020 г., а также к подготовке плана ее пошаговой реализации.

По информации министерства, в Концепции усилен акцент на социальном измерении экономического развития. В документ предполагается включить специальный раздел, посвященный развитию человеческого потенциала, в частности, демографической политики и развитию рынка труда.

Как успешно выполнить долгосрочную перспективу до 2020, по мнению специалистов, я попытаюсь объяснить в следующей главе данной работы.

1.3 Проблемы рынка труда в Калмыкии.

Республика Калмыкия относится к группе слаборазвитых субъектов РФ, ее душевой ВРП в 2004 г. составлял 46% от среднего по регионам России (с корректировкой на стоимость жизни). Особенность экономики республики в начале 2000-х гг. – статус внутреннего офшора, благодаря которому показатели ВРП существенно выросли в связи с регистрацией на ее территории компаний из других регионов. Однако с утратой этого статуса после изменения федерального законодательства в 2003 г. объем ВРП Калмыкии резко снизился. Среди регионов Северного Кавказа Калмыкия, наряду с Ингушетией и Адыгеей, входит в группу аутсайдеров по совокупной динамике экономического роста за 1996-2004 гг.

Структура экономики Калмыкии подтверждает наличие серьезных проблем развития. Доля нерыночных (бюджетных) услуг в экономике достигает трети, второй по значимости отраслью экономики остается экстенсивное сельское хозяйство. Даже на фоне слаборазвитых республик Северного Кавказа Калмыкия выделяется недоразвитостью промышленности и сектора рыночных услуг.

Промышленность в Калмыкия и ранее была слаборазвитой, а за переходный период объемы производства сократилось почти в 4 раза. В 2005 г. они составляли 27% от уровня 1990 г., в то время как в среднем по РФ – 74%. На территории республики ведется незначительная добыча нефти, которая дает более трети промышленного производства. При отсутствии крупных электростанций половина промышленного производства приходится на электроэнергетику - это явный индикатор слаборазвитости. Не развиты местные предприятия по переработке сельскохозяйственного сырья: на долю пищевой промышленности приходится менее 5% промышленного производства, легкой – менее 1%. Ситуация почти не улучшается: в годы экономического подъема рост промышленного производства в Калмыкии был минимальным, его объемы восстановились до уровня 1997 г., худшую динамику на Юге имеет только Ингушетия.