Смекни!
smekni.com

Экономическое обеспечение культурной деятельности (стр. 4 из 7)

Изначально благотворительность была инструментом спасения души и имела адресный характер. Пословица: "В рай входят святой милостыней, нищий богатым питается, а богатый нищего молитвой спасается", весьма выразительно обозначает взаимный интерес между бла­готворителем и благополучателем. Нищенство считалось в Древней Руси не экономическим бременем для народа, не язвой общественного порядка, а одним из средств нравственного воспитания народа. Помощь (деньги) — благодарность — молитва — (направленные на одного конкретного человека или на содействие общественному благополу­чию) по такой схеме осуществлялись благословленные церковью формы деятельного самосовершенствования. Таким образом, мотивация благотворительности имела религиозную природу.

Однако в отличие от протестантской этики, рассматривавшей богатство, полученное в результате применения своей творческой инициативы как свидетельство избранности — знак богоугодных дел, православие декларировало принцип "нестяжательства" и основывало свои суждения о добре и зле на уверенности в том, что "блаженны нищие духом, ибо они наследуют Царствие Божье". Подозрение, что любое богатство — неправедное и что "легче верблюду пройти сквозь игольное ушко, чем богачу попасть в рай", способствовало созданию негативного отношения к предпринимательству как роду деятельности и к предпринимателям, как членам общества. Отсюда неприятие миром (общиной) деловой расчетливости и предприимчивости, характерных для наиболее удачливых представителей купечества. Благотворительность позволяла символически выравнивать уровни благосостояния, примиряя общество с мыслью об успешности его отдельных членов.

В период Нового времени традиционные царские милостыни трансформировались в императорские пожертвования на организацию богоугодных учреждений. Единичные при Елизавете I и Екатерине II, во время правления императора Павла Петровича, они стали систематической помощью, распределяемой через ведомство учреждений императрицы Марии на нужды приютов, воспитательных домов и богаделен. К 1917 г. в подчинении ведомства находилось 683 благотворительных заведения. Росту благотворительности способствовала ее государственная поддержка. Она имела преимущественно не экономический, а социальный характер. Примеры благотворительности подавали члены императорской семьи: Великий князь П. Г. Ольденбургский основал сеть детских ночных приютов, императрица Александра Федоровна работала хирургической сестрой в госпитале, созданном на ее личные средства и т.д. Общественное признание и возможность перехода из одного сословия в другое делали благотворительность еще более привлекательной для предпринимателей. Около 5 тысяч благо­творительных обществ и более б тысяч благотворительных заведений, действовавших в стране в начале XX века, на три четверти обеспечивались именно из частных источников, среди которых на первом месте шли именно купеческие средства.

Таким образом можно отметить следующее: во-первых, изначальную ориентацию благотворительности на социальную сферу; во-вторых, её природу, основанную на христианской этике; в-третьих, действенный характер социальный мотивации; и в-четвертых, значительный экономический эффект этого вида поддержки общественного благосостояния.

После Октябрьской революции благотворительность была объявлена буржуазным явлением. Государство взяло на себя все социальные расходы на образование, здравоохранение, охрану материнства и детства, сохранение и развитие культуры, на выплату пособий, стипендий, пенсий и т. д. В Советском Союзе благотворительность не имела законного социального статуса. Что же касается милосердия, то в самые сложные для страны годы — годы Великой Отечественной войны — массовый общенародный патриотизм породил различные формы гуманитарной помощи, и история хранит бесчисленное количество подвигов советского народа, совершенных на ниве милосердия.

"Реанимация" благотворительности произошла в 1985—1991 гг. С принятием в 1995 году закона "О благотворительной деятельности и благотворительных организациях" благотворительность в России получила официальный юридический статус.

Возрождающееся и достаточно активно развивающееся благотворительное движение в современной России имеет ряд особенностей, среди которых можно выделить следующие:

— многообъектность благотворительной деятельности. Среди объектов благотворительности — дети, женщины, пенсионеры, сироты, безработные, инвалиды, вынужденные переселенцы и т.д.

— четко выраженная социальная направленность. Благотворительность направлена прежде всего на помощь остро нуждающимся, социально обездоленным.

— значительно меньшие масштабы содействия развитию культуры и искусства, чем в дореволюционной России, ориентированность благотворительности на добровольные пожертвования не столько отдельных лиц, сколько различных коммерческих структур.

2.2 Спонсорство

В отличие от благотворительности и меценатства, термин "спонсорство" появился в нашем лексиконе недавно. Хотя, как было сказано выше, меценатство, имеющее несколько вековую традицию, до сих пор не получило определения в отечественном законодательстве, а понятие спонсорства дано в законе "О рекламе" (1995). Точка зрения российских юристов на это явление вполне совпадает с позицией их западных коллег. Спонсорство, как модель поддержки культуры, отличается от меценатства наличием коммерческой заинтересованности спонсора, просчитыванием экономического эффекта вклада, тогда как меценатство ориентировалось на личный вкус и общественную пользу.

При разумном подходе спонсорство может являться взаимовыгодным коммерческим соглашением, учитывающим и интересы общества, и тенденции развития культуры. Однако для России спонсорство пока явление новое, применяемое на уровне западных методов 70-х годов XX века — разовые взносы, финансирование отдельных проектов.

2.3 Государственная поддержка благотворительности и спонсорства

Меры государственного стимулирования анализируемых мной видов деятельности, направленных на привнесение дополнительных средств в сферу культуры, разработаны недостаточно.

Государственную поддержку благотворителей (меценатов) и спонсоров можно подразделить на материальную и моральную. В ряду материальных стимулов первое место занимают налоговые льготы. Они не одинаковы в различных странах, однако, сходны по многим принципиальным моментам. Особые правила предусматриваются в большинстве стран для спонсорских вложений, которые при надлежащем обоснова­нии вычитаются из облагаемой налогом прибыли и полностью без ограничений относятся на себестоимость продукции спонсора. В нашей стране спонсорский взнос также разрешено включать в себестоимость продукции (работ, услуг) спонсора, если спонсорская помощь оказыва­ется на условиях распространения рекламы. Однако при этом установлены довольно жесткие предельные размеры расходов на рекламу, которые можно относить на себестоимость продукции. Кроме того, в указанном случае спонсорский взнос облагается налогом на рекламу.

Налоговые льготы благотворителям, оказывающим поддержку культуре в денежной форме, связаны, прежде всего, с налогообложением полученной ими прибыли (дохода). Для благотворителей — юриди­ческих лиц — при направлении благотворительных взносов на восстановление объектов культурного наследия налоговая льгота до последнего времени составляла не более 3% облагаемой налогом прибыли; а государственным учреждениям и организациям культуры — не более 5%. Отметим, что данная льгота не предоставлялась в случае помощи муниципальным и частным (независимым) организациям культуры, а с 2002 года вообще отменена.

Совокупный доход благотворителей физических уменьшается на сумму, перечисляемую на благотворительные цели организациям куль­туры, частично или полностью финансируемым из средств соответст­вующих бюджетов — в размере фактически произведенных расходов, но не более 25% суммы дохода, полученного в налоговом периоде. Льгота не предоставляется в случае помощи частным (независимым) организациям культуры, пусть и некоммерческим.

Уже из приведенных примеров видно, что система налоговых льгот, установленных для участников спонсорской и благотворительной деятельности, не является достаточно гибкой и привлекательной.

Несовершенство действующего налогового законодательства препятствует использованию механизма налоговых льгот для поощрения благотворительности и спонсорства в полной мере. Поэтому, кроме экономических, государство должно искать иные формы поддержки благотворительной и спонсорской деятельности, в частности, поднимать их общественный престиж. Общественное признание является одной из основных мотиваций для тех, кто поддерживает культуру. Оно порождает у субъектов благотворительности и спонсорства осоз­нание всей важности осуществляемой ими деятельности, своей ответственности перед обществом.

К конкретным мерам морального стимулирования благотворительности и спонсорства в нашей стране относятся установление и присуждение почетных званий и государственных наград. Так, с 1998 г. присуждается почетный диплом Президента Российской Федерации за активную благотворительную и спонсорскую деятельность в области культуры и искусства.

Большое значение имеет информационное освещение благотворительной деятельности. Сегодня ей посвящают статьи в прессе, выходят специальные брошюры и подборки. Проблемами отечественной благо­творительности уже занимаются отдельные исследователи, проводятся круглые столы, семинары, конференции и т. п.