Смекни!
smekni.com

Гражданско-правовое регулирование договора финансовой аренды (лизинга) (стр. 2 из 6)

В соответствии со статьей 666 ГК РФ предметом договора лизинга могут быть только непотребляемые вещи, т. е. вещи, которые не теряют своих натуральных свойств в процессе их использования (ст. 607 ГК РФ), за исключением земельных участков и иных природных объектов. Из приведенного определения можно сделать вывод о том, что, помимо земельных участков и иных природных объектов, предметом договора лизинга не могут быть результаты интеллектуальной деятельности (программное обеспечение) и имущественные права, так как эти объекты не являются вещами; сырье и иные расходные материалы, поскольку они утрачивают свои натуральные свойства в процессе использования.

В то же время и программное обеспечение (ПО), и расходные материалы могут быть переданы лизингополучателю в рамках дополнительных услуг по договору лизинга, предметом которого является офисная техника (например, расходные материалы — на стадии ввода оборудования в эксплуатацию, программное обеспечение, установленное на компьютеры, без которого его использование невозможно).

Помимо имущества, прямо предусмотренного законодательством (земля и иные природные объекты), не могут быть предметом договора лизинга вещи, полностью или частично ограниченные в обороте. Так, не может являться предметом договора аренды, а следовательно, и предметом договора лизинга основное технологическое оборудование, используемое для производства этилового спирта и алкогольной продукции1.

Следующим существенным условием договора лизинга является условие о продавце (поставщике) имущества.

По общему правилу, предусмотренному статьей 665 ГК РФ, продавца (поставщика) имущества выбирает лизингополучатель. Договором может быть предусмотрена возможность того, что этот выбор осуществляется лизингодателем. Формулируя положения договора о продавце, необходимо четко указывать его точное наименование, обращая внимание на используемые сокращения.

Еще одно условие, которое неоднократно признавалось арбитражными судами существенным, — уведомление продавца о том, что имущество предназначено для последующей передачи в лизинг2. Говоря об уведомлении продавца, необходимо заметить, что статья 667 ГК РФ, предусматривающая соответствующую обязанность лизингодателя, не предъявляет требований к форме (письменной или устной) уведомления, а также к срокам, в течение которых оно должно быть совершено. Учитывая изложенное, можно сделать вывод о том, что ни последующее уведомление, ни его устная форма не могут быть признаны противоречащими законодательству. Однако во избежание последующих споров желательно уведомить продавца в письменной форме до момента заключения договора купли-продажи. На практике наиболее распространенным и оптимальным вариантом является включение соответствующего условия непосредственно в текст договора поставки.

На стадии заключения договора лизинга немаловажную юридическую роль играет и вопрос очередности заключения договоров лизинга и купли-продажи. Как показывает практика, у арбитражных судов не вызывает сомнения то, что заключению договора лизинга должно предшествовать заключение договора купли-продажи.

На стадии заключения договора лизинга также необходимо учитывать, что основанием для приобретения лизингодателем имущества, предназначенного для последующей передачи в лизинг, может быть только договор купли-продажи (поставки) имущества. Кроме того, статья 670 ГК РФ прямо указывает на то, что «арендатор вправе предъявлять непосредственно продавцу имущества, являющегося предметом договора финансовой аренды, требования, вытекающие из договора купли-продажи, заключенного между продавцом и арендодателем... Однако арендатор не может расторгнуть договор купли-продажи с продавцом без согласия арендодателя».

Таким образом, предмет договора финансовой аренды не может быть приобретен лизингодателем на основании договора мены, дарения (дарение между коммерческими организациями запрещено статьей 575 ГК РФ), а также договора подряда или «договора на инвестирование денежных средств».

На стадии заключения договора лизинга сторонам также целесообразно согласовать алгоритм действий в случае нарушения поставщиком принятых на себя обязательств. По общему правилу, лизингодатель и лизингополучатель являются солидарными кредиторами по отношению к поставщику. Что дает как лизингодателю, так и лизингополучателю право предъявить в полном объеме требования к поставщику предмета лизинга.

Срок договора лизинга

Статья 6 10 ГК дает свободу участникам сделки, предоставляя им право самостоятельно устанавливать срок договора лизинга. ГК не устанавливает конкретного минимального и максимального срока договора аренды, в том числе и договора лизинга.

Однако статья 610 ГК предусматривает, что Законе могут устанавливаться максимальные (предельные) сроки договора для отдельных видов аренды. Пункт 3 статьи 7 Закона предусматривает, что срок договора лизинга должен быть соизмерим по продолжительности с сроком полной амортизации предмета лизинга или может превышать его. Таким образом, Закон установил не максимальный, а минимальный срок договора лизинга.

Необходимо помнить, что если срок лизинга в договоре не определен, такой договор считается заключенным на неопределенный срок. В этом случае каждая из сторон вправе в любое время отказаться от договора, предупредив об этом другую сторону за один месяц, а при лизинге недвижимого имущества – за 3 месяца.

Передача предмета лизинга лизингополучателю

В соответствии со статьей 668 ГК РФ имущество, являющееся предметом договора лизинга, передается продавцом непосредственно лизингополучателю, если иное не предусмотрено договором лизинга. Соответственно, договором могут быть предусмотрены иные условия передачи имущества лизингополучателю. К таким условиям относится: получение имущества от транспортной организации, трехсторонняя (с участием продавца, лизингодателя и лизингополучателя) приемка имущества, поэтапная его передача от продавца лизингодателю и от лизингодателя лизингополучателю.

Приемка имущества оформляется актом. Независимо от того, какой вариант передачи имущества выбран сторонами, необходимо учитывать, что при передаче имущества отсутствие стороны, указанной в договоре, может стать причиной для признания порядка передачи имущества несоблюденным и, как следствие, признание того, что имущество не передано лизингополучателю.

В договоре необходимо подробно прописать алгоритм действий и обязанности сторон, возникающие при передаче имущества лизингополучателю. К таким действиям и обязательствам, в частности, относятся:

• условия транспортировки имущества, на какой стороне лежит обязанность по транспортировке, за чей счет она осуществляется и каким транспортом. Решая вопрос о виде транспорта, целесообразно давать лизингополучателю предложения, рассчитанные с учетом доставки имущества различными видами транспорта, так как при определенных обстоятельствах он будет заинтересован переплатить за транспортировку, чтобы быстрее начать эксплуатацию имущества;

• уведомление лизингополучателя продавцом/лизингодателем о датах отгрузки и прибытия имущества в место его передачи (при транспортировке имущества) или о дате готовности имущества к отгрузке (при получении имущества на складе продавца/лизингодателя).

• условия приемки имущества от транспортной организации, включая ответственность за простой, обязанности по оплате стоимости разгрузочных работ и т. д.

• условия доставки имущества от места передачи до места

• монтажа.

• условия о страховании имущества на период транспортировки.

В отношении имущества, нуждающегося в монтаже (сборке), также существенным является четкое указание обязанностей сторон по выполнению указанных работ. Это условие важно тем, что предоставление продавцом гарантийных обязательств зависит от соблюдения лизингополучателем порядка производства монтажных работ.

В договоре лизинга или купли-продажи (в зависимости от избранной сторонами формы закрепления обязанностей продавца) целесообразно предусмотреть:

• условие о месте осуществления монтажных работ и сроке,

• в течение которого они должны быть произведены;

• перечень лиц, которым продавец может поручить монтажные

• работы (если монтаж осуществляется не продавцом);

• ответственность сторон за нарушение сроков ввода имущества в эксплуатацию.

Кроме того, учитывая, что качество имущества может быть выявлено только после его ввода в эксплуатацию, целесообразно предусмотреть сроки устранения продавцом обнаруженных недостатков, а также ответственность за их нарушение.

Если же продавцом предмета договора лизинга является нерезидент, в первую очередь необходимо учитывать, что практически всегда в таких случаях условия поставки определяются Международными правилами толкования торговых терминов «Инкотермс»1.

Достаточно часто лизингодатели настаивают на том, чтобы таможенные процедуры осуществлялись за счет поставщика-нерезидента. Ситуация, при которой таможенные процедуры и, соответственно, таможенные платежи возложены на нерезидента, экономически нецелесообразна, так как при этом НДС, уплаченный продавцом-нерезидентом, не может быть принят им к налоговому вычету, что, соответственно, влечет удорожание стоимости имущества на сумму таможенного НДС. Отсюда следует, что таможенные процедуры (и уплата таможенных платежей) могут быть осуществлены либо за счет лизингодателя, либо за счет лизингополучателя. Если эта обязанность возложена на лизингополучателя, в договоре необходимо четко указать его наименование, местонахождение и иные реквизиты, требуемые для таможенных органов.