Смекни!
smekni.com

Гражданско-правовой статус акционерного общества (стр. 9 из 11)

Арбитражный суд рассмотрел дело по иску прокурора о признании недействительной сделки, связанной с внесением открытым акционерным обществом-учредителем вклада в уставный капитал создаваемого нового хозяйственного общества, в связи с тем, что решение о ее совершении было принято с нарушением требований ст. 79 ФЗ "Об акционерных обществах".

Арбитражный суд в удовлетворении иска отказал, не признав указанную сделку (с учетом суммы вклада) крупной.

В кассационной жалобе истец просил решение отменить, а иск удовлетворить, считая, что суд сделал неправильный вывод, не признав сделку крупной, поскольку при определении балансовой стоимости активов общества и сопоставлении с нею суммы сделки не исключил из стоимости активов сумму долгов (обязательств) общества.

Суд кассационной инстанции, рассмотрев жалобу, оставил решение суда первой инстанции без изменения. Отказ в ее удовлетворении суд мотивировал ст. 78 ФЗ "Об акционерных обществах", устанавливающей критерии определения крупных сделок исходя из соотношения суммы сделки и балансовой стоимости активов общества в целом, а не стоимости чистых активов. Поэтому при вынесении решения суд обоснованно не исключил из общей стоимости активов часть, которая составляла сумму его долгов (невыполненных обязательств)[6].

Цена отчуждаемого или приобретаемого обществом имущества определяется советом директоров общества в соответствии со ст. 77 ФЗ "Об акционерных обществах" (п. 2 ст. 78). Аналогичная норма была и в прежней редакции Закона. Но помимо указания о цене отчуждаемого или приобретаемого имущества появилось упоминание о цене услуг, предоставляемых или получаемых обществом. На наш взгляд, это служит основанием для расширения круга сделок, к которым должны применяться правила статей о крупных сделках.

В порядке, предусмотренном ст. 77 ФЗ "Об акционерных обществах", определяется рыночная стоимость имущества, являющегося предметом сделки. Именно эта стоимость сопоставлялась с балансовой стоимостью активов общества. Но в действующей в настоящее время ст. 78 ФЗ "Об акционерных обществах" появился новый абзац, в котором говорится, что в случае отчуждения или возникновения возможности отчуждения имущества с балансовой стоимостью активов общества сопоставляется стоимость такого имущества, определенная по данным бухгалтерского учета, а в случае приобретения имущества - цена его приобретения.

В связи с этим дополнением возникает несколько вопросов. Во-первых, стоимость имущества по данным бухгалтерского учета может не совпадать с рыночной стоимостью того же имущества. Кроме того, рыночная стоимость объектов недвижимости нередко в несколько раз превосходит ту, которая значится по балансу (с учетом амортизации), и, следовательно, предусмотренное Законом сопоставление может в некоторых случаях выводить из-под контроля действительно крупные сделки.

Во-вторых, допускается использование разных критериев при принятии решений об отнесении сделки к крупной в зависимости от того, касается это приобретаемого или отчуждаемого имущества. При совершении сделки, связанной с приобретением имущества, с балансовой стоимостью активов будет сопоставляться действительная рыночная стоимость имущества, т.е. более высокая в отличие от сделок по отчуждению имущества.

В постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 18 ноября 2003 г. N 19, а также в судебно-арбитражной практике определены некоторые подходы к разрешению споров, связанных с установлением суммы (размера) сделки, которая может быть отнесена к крупной, сохраняющие свое значение и в нынешних условиях.

Сумма (размер) соответствующей сделки должна определяться исходя из стоимости реально отчуждаемого или приобретаемого имущества без учета дополнительных начислений (неустоек, штрафов, пеней и т.д.), требования об уплате которых могут быть предъявлены к соответствующей стороне в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства.

Напомним, что решение об одобрении крупной сделки принимается либо советом директоров (наблюдательным советом) общества, либо общим собранием акционеров, при этом цена отчуждаемого или приобретаемого имущества (услуг) определяется советом директоров (наблюдательным советом) общества.

Статья 79 ФЗ "Об акционерных обществах" определяет единый порядок одобрения совершаемых обществом крупных сделок для всех видов имущества.

Совет директоров (наблюдательный совет) общества принимает решение об одобрении сделки, предметом которой является имущество, стоимость которого составляет от 25 до 50% балансовой стоимости активов общества. В императивном порядке ФЗ "Об акционерных обществах" (п. 2 ст. 79) определяет, что подобное решение принимается всеми членами совета директоров (наблюдательного совета) общества единогласно, при этом не учитываются голоса выбывших членов совета директоров (наблюдательного совета).

Обратим внимание на последнюю часть этого предложения. В качестве иллюстрации того, как правильно применять данное положение, приведем следующий судебный спор.

Организация-акционер обратилась в арбитражный суд с иском о признании недействительным решения совета директоров о совершении обществом крупной сделки ввиду того, что один из членов совета отсутствовал на заседании и не принимал участия в голосовании, а за другого, также отсутствовавшего члена совета директоров, проголосовало иное лицо на основании выданной им доверенности. Истец, оспаривая указанное решение, сослался на п. 1 ст. 79 ФЗ "Об акционерных обществах", согласно которому решение о совершении крупной сделки может считаться законным, если за него проголосуют единогласно все члены совета директоров, а не только присутствовавшие на заседании совета*(322).

Арбитражный суд в иске отказал, считая, что в соответствии с п. 3 ст. 68 ФЗ "Об акционерных обществах" решения на заседании совета директоров принимаются большинством голосов членов совета директоров, присутствующих на заседании, если законом или уставом общества не предусмотрено иное. Суд отнес понятие "иное" лишь к определению количества голосов, необходимых для принятия решения (квалифицированное большинство, единогласно), а не к числу присутствующих. Исходя из наличия кворума на заседании совета (присутствовало более половины членов совета директоров), арбитражный суд признал оспариваемое решение принятым без нарушения требований законодательства.

Суд апелляционной инстанции решение отменил, отметив в постановлении следующее.

Пунктом 1 ст. 79 ФЗ "Об акционерных обществах" предусмотрены исключения из общих правил принятия решений советом директоров акционерного общества, установленных п. 3 ст. 68 рассматриваемого Закона. Решение совета директоров о совершении крупной сделки может считаться согласно п. 1 ст. 79 Закона принятым при условии, если за него проголосовали единогласно все члены совета директоров, за исключением выбывших. Выбывшими являются члены совета директоров, полномочия которых прекращены досрочно решением общего собрания акционеров (подп. 4 п. 1 ст. 48 ФЗ "Об акционерных обществах"), и умершие.

Исходя из этого, наличие кворума для принятия решения о совершении крупной сделки предполагает участие в заседании совета директоров (голосование за решение) всех действующих членов совета. При этом каждый член совета директоров должен принять личное участие в голосовании и не может передавать свои полномочия по доверенности какому-либо иному лицу.

Постановление суда апелляционной инстанции является правильным[7].

В том случае, если единогласие совета директоров (наблюдательного совета) общества по вопросу об одобрении крупной сделки не достигнуто, возможно развитие ситуации по двум сценариям.

Первый - констатируется факт отсутствия одобрения крупной сделки, что исключает ее совершение исполнительным органом от имени общества.

Второй - по решению совета директоров (наблюдательного совета) общества вопрос об одобрении крупной сделки выносится на решение общего собрания акционеров, при этом решение считается принятым, если за него проголосовало большинство голосов акционеров-владельцев голосующих акций, принимавших участие в собрании акционеров.

Общее собрание акционеров принимает решение об одобрении крупной сделки, предметом которой является имущество, стоимость которого составляет более 50% балансовой стоимости активов общества. При этом решение считается принятым, если за него проголосовало большинство в 3/4 голосов акционеров-владельцев голосующих акций, принимавших участие в собрании акционеров.

Необходимо иметь в виду, что Закон не содержит никаких изъятий из этой нормы. Даже в том случае, когда члены совета директоров акционерного общества, являясь акционерами, в совокупности обладают 3/4 голосов, они не могут принять решение об одобрении крупной сделки вне процедуры собрания.

Рассмотрим пример. Закрытое акционерное общество обратилось в арбитражный суд с иском о признании недействительным договора купли-продажи, по которому истец приобрел у общества с ограниченной ответственностью недвижимость на сумму более 10 млн. руб., и применении последствий недействительности ничтожной сделки.