Смекни!
smekni.com

Экономическая теория (стр. 25 из 36)

В период кризиса во многих странах резко увеличился уровень дефицита бюджета. Так, по странам ЕС отношение дефицита бюджета к ВВП в 1993 г. в среднем возросло по сравнению с 1991 г. в 2 раза (до 7 %). Отношение государственного внутреннего долга к ВВП в этих странах возросло за период с 1989 до 1993г. с 49 % до 66 %. Повысился и уровень задолженности домашних хозяйств. Так, в Норвегии отношение задолженности домашних хозяйств к их располагаемым доходам в 1993 г. составило 170 %, в Финляндии - 84 %, в Германии - 75 %.

Падение курсов ценных бумаг, начавшееся в фазе кризиса, продолжалось и в период оживления и подъема, вплоть до 1997 г.

В 1990-е гг. наблюдалось увеличение временного лага между низшей точкой кризиса и улучшением ситуации на рынке труда до 11 месяцев. В фазах оживления и подъема на прежние рабочие места смогли вернуться только 13 % работников, лишившихся работы, против 45 % в предыдущем экономическом цикле. В 1993 г. численность безработных в странах ОЭСР составила 35 миллиона, то есть наивысшего послевоенного уровня. В 1996-97 гг. уровень безработицы существенно не снижался, а в ряде стран (например, Германия, Япония) даже возрастал. В результате уровень безработицы в период послекризисного оживления и подъема оказался значительно выше, чем до начала кризиса.

Правительства развитых стран активно воздействовали на экономическую конъюнктуру методами финансовой и кредитно-денежной политики, применяя разработки различных учений для преодоления кризисов (кейнсианского, монетаризма, теории экономики предложения). Однако преодолеть цикличность развития экономики им не удалось. Особенно это касается социальной сферы и занятости, где имели место негативные тенденции.

Нарастание неустойчивости в развитии экономики в 1990-е гг. привело к критическому пересмотру методов управления на уровне государства и фирм. Предлагается, например, усилить контроль акционеров над корпорациями, изменить систему вознаграждения высших управляющих, более широко использовать бригадную систему организации труда, отказаться от принципов долгосрочной занятости. В Японии, например, звучат идеи отхода от традиционной коллективистской модели фирмы и повышения роли частного интереса и прибыли. В США набирает популярность концепция сильного государства с его активной промышленной политикой.

Циклические колебания мировой экономики оказали ощутимое воздействие и на состояние российской экономики. Оно выразилось в следующем.

1) Выброс на внутренний российский рынок огромных масс товаров народного потребления, не находящих сбыта в развитых странах. В условиях либерализации внешнеэкономических связей, фактической открытости российского рынка это привело к глубокому спаду и кризису в легкой и пищевой промышленности России, части машиностроения, аграрном комплексе, следовательно, усугубило общий кризис нашей экономики.

2) Падение мировых цен на основные виды экспортных российских товаров (энергоносители, сырье) также нанесло ощутимый урон отечественной экономике.

3) Падение курсов акций государственных ценных бумаг, размещаемых на мировом рынке, обернулось потерями порядка 20 миллиардов долларов (по оценке правительства России).

Все это смягчило последствия циклических колебаний для развитых стран, но за счет российской экономики и в ущерб ей. В том же направлении действовали и такие факторы, как отток капитала из России и долларизация российской экономики, в результате которых Россия стала фактическим донором мировой экономики.

20.4. Особенности экономического кризиса в России в 1990-е гг.

Спад производства в СССР (России) начался уже в 1991 г. Однако экономического кризиса в точном научном понимании в тот период еще не было. Дело в том, что тогда происходили явления, диаметрально противоположные кризису: спрос намного превышал предложение, усиливался товарный голод. Спад в тот период возник не из-за превышения производства над спросом, а из-за разрыва хозяйственных связей, вызванного развалом СЭВ, а затем - разрушением СССР.

Кризис в полном смысле этого слова начался в 1992 г., когда появились трудности со сбытом продукции и неплатежи. Уже весной 1992 г. размер неплатежей оказался столь значительным, что создалась угроза полной остановки производства. Правительство вынуждено было пойти на проведение взаимозачетов на основе централизованных кредитов. С 1992 г. до настоящего времени состояние российской экономики отвечает всем критериям экономического кризиса: усиливаются трудности с реализацией продукции, растут неплатежи (на конец 1997 г. они превысили 700 трлн. руб.), снижается рентабельность продукции, растет число убыточных предприятий, повышается уровень безработицы и т. д.

Кризис в России имеет существенные отличия от обычных кризисов, свойственных капиталистической экономике:

- Он начался не в результате экономического подъема и превышения растущего производства над неуспевающим за ним спросом, а в период падения производства вследствие того, что спрос резко упал, стал меньше предложения и затем снижался быстрее падения производства.

- Он возник не в капиталистической экономике, а в переходной к капиталистической.

- По своим масштабам российский кризис превзошел все имевшие место в истории экономические кризисы в капиталистических странах. Он продолжается седьмой год, производство упало более чем в два раза. Даже во время Великой Отечественной войны максимальный спад производства (в 1942 г.) был равен 32% (от уровня 1940 г.) (А с 1943 г. в советской экономике началось увеличение производства, несмотря на военное время).

- В экономике России не наблюдается массового обновления основного капитала. Напротив, идет постоянное сокращение производственных инвестиций, которые уменьшились уже более чем в 6 раз. Это говорит о том, что необходимые предпосылки выхода страны из кризиса не создаются, что в ближайшее время не стоит рассчитывать на экономический подъем и что выход из экономического спада при сохранении сложившихся тенденций будет очень затяжным.

Основной причиной, вызвавшей экономический кризис, является проведенная рыночная реформа - не только хронологически, не только по форме, но и по существу. Ведь сущность реформы состояла в переходе к капиталистическому обществу в сжатые сроки. Следовательно, в считанные годы требовалось создать класс буржуазии, который должен был стать новым хозяином производства. (То, что в западных странах происходило в течение столетий). Это предполагало коренное перераспределение национального богатства и национального дохода в пользу буржуазии, за счет всего народа. Результатом его стало резкое сокращение покупательной способности сбережений и доходов трудящихся и невиданное обогащение (за счет приватизации, роста цен, теневой деятельности и пр.) класса новых капиталистов.

Доходы же трудящихся формируют платежеспособный спрос на товары массового повседневного спроса. В результате реформы он резко сократился и продолжает падать, поскольку доля трудящихся в общей сумме доходов населения постоянно снижается. (Так, если в 1992 г. доля заработной платы в сумме доходов населения составляла 70 %, а предпринимательского дохода и дохода от собственности - 16 %; то в 1996 г. эти величины соответственно составили 34 % и 52 %)

Снижение покупательной способности трудящихся ведет к сужению емкости внутреннего рынка и вызывает “перепроизводство”. В этом и состоит суть переживаемого Россией экономического кризиса.

Фактором углубления кризиса является высокий уровень монополизма в российской экономике и отсутствие эффективного государственного регулирования цен. Это порождает хроническую инфляцию, которая ведет к обесценению производственных фондов предприятий и вызывает сокращение производства. В результате либерализации цен они выросли в 1992 г. более чем в 26 раз. Затем темпы инфляции снижались. Тем не менее в 1992-94 г. г. в России имела место гиперинфляция (рост цен более чем в 2 раза в год), разрушавшая отечественное производство. В 1995-96 г. г. место гиперинфляции заняла галопирующая инфляция: в 1995 г. – имел место рост цен более чем в 1,5 раза; в 1996 г. – на 23 %. В 1997 г. цены выросли примерно на 12 %, что хотя и ниже, чем в предыдущий период, но говорит о высоком уровне инфляции, сохраняющемся, несмотря на все усилия правительства по ее преодолению.

При этом следует отметить, что с 1997 г. основной формой снижения реальных доходов трудящихся стало не общее повышение цен, а снижение государственного финансирования образования, здравоохранения, жилищно-коммунального хозяйства, транспорта и связи, что привело к их значительному удорожанию для всего населения. Поскольку в 1997 г. денежные доходы в виде заработной платы и пенсии повысились незначительно, то их реальная величина в силу удорожания перечисленных услуг сократилась у большинства тружеников.

Хроническая инфляция затрудняет развитие производства и может вызывать его сворачивание. Она порождает постоянное обесценение оборотных средств предприятий и, как следствие – сокращение спроса последних на средства и предметы труда, усиление их зависимости от кредитно-финансовых учреждений, прежде всего – от банков.

Деятельность финансово-кредитных учреждений, которые в результате рыночной реформы стали частными, коммерческими, направлена прежде всего на увеличение их частной прибыли. Финансово-кредитная система стала гигантским насосом, откачивающим деньги из производственной сферы на спекулятивно-финансовую деятельность. Ее доходы растут значительно быстрее, чем доходы производства. Если в 1992 г. добавленная стоимость, полученная в непроизводственной сфере составляла 84 % от добавленной стоимости в производственной сфере; то в 1996 г. она была уже на 41 % больше ее.

В результате рыночной реформы функция производственных капиталовложений была передана прежним хозяином (государством) новому - классу буржуазии. Государственные инвестиции резко сократились. Однако и частные инвестиции в российскую экономику также резко сократились. Буржуазия предпочитает тратить деньги не на развитие производства, а на покупку предметов и услуг роскоши, прежде всего – импортных, на поездки по престижным курортам, приобретение особняков в иностранных государствах, наконец - вывозить капитал за границу. Как уже говорилось, по официальным источникам вывоз капитала за границу оценивается в 623 млрд. долл. [30, с.43]. В основном это деньги, наворованные у нашего народа. Буржуазия так и не стала рачительным хозяином российского производства. И это неудивительно, ведь основная ее часть сформировалась из теневиков, мошенников, уголовников; для которых на первом месте стоит личная нажива, а не интересы государства.