Смекни!
smekni.com

Международное разделение труда 8 (стр. 5 из 6)

Сложившаяся модель участия России в международном разделении труда, основанная преимущественно на экспорте энергоносителей, не сможет стать основой для укрепления позиции России на расширяющихся мировых рынках. Даже при условии выхода на устойчивый рост внешнеторговых поставок энергоносителей и сырья в 1-2% в год, общее расширение российского экспорта будет существенно уступать ожидаемой динамике мировой торговли (6-8% в год). Соответственно, доля России в мировом экспорте при такой модели участия в среднесрочной перспективе будет снижаться. Без прорыва на новые рынки товаров и услуг с высокой долей добавленной стоимости Россия обречена на уменьшение своей роли в развитии мировой экономики и вытеснение ее из эффективного участия в мировом разделении труда.

Что касается участия России в международном разделении труда со своей готовой продукцией, то пока перспективы мало обнадеживающие. Определенные возможности просматриваются только у не электротехнического машиностроения, включая общее машиностроение и производство специализированного промышленного оборудования, в рамках расширения технического содействия и производственной кооперации с традиционными партнерами в регионах СНГ и Восточной Европы, а также среди развивающихся стран.

Помимо развития эффективного экспорта Россия должна идти по пути широкого развития международного внутриотраслевого кооперирования. Этот вид МРТ открывает существенные возможности для вовлечения в мировое производство различных отраслей российского машиностроения.

Следует отметить, что Россия оказывает недостаточное воздействие на МРТ и на интеграционные процессы в международной хозяйственной жизни, поскольку наша страна оставалась в течение значительного периода времени в стороне от главных мирохозяйственных процессов, хотя является самой большой в мире и владеет обширными стратегическими ресурсными запасами. Экономика России – неотъемлемая часть мировой экономики, а ее внешнеэкономические связи составляют звено международных экономических отношений.

Достаточно сказать, что на зарубежных рынках ныне реализуется основная часть продукции базовых отраслей отечественной промышленности (60-70% жидкого топлива, металлов, химических удобрений, свыше 1/3 природного газа и лесоматериалов)[3], а за счет импорта обеспечивается около 45% потребительского и более 20% инвестиционного спроса внутреннего рынка.

За последние несколько лет темпы увеличения российского экспорта заметно опережали среднемировую динамику, что привело к повышению доли России в мировом экспорте с 1,8% в 2003 г. 2,2 % в 2007 году, но лишь за счет энергоресурсов и сырья.

По степени интенсивности участия в международном разделении труда (отношение доли в мировом экспорте товаров и услуг к доле в мировом паритетном ВВП) Россия сегодня превосходит Индию, странами Латинской Америки и находится примерно на одном уровне с США.

Среди стратегически наиболее важных внешнеэкономических, в т.ч. экспортных, проблем выделяются две: конкурентоспособность наших товаров и предстоящее вступление России в ВТО.

Низкая конкурентоспособность большинства видов отечественной готовой продукции сдерживает расширение экспорта и благоприятствует экспансии импорта. На внешнюю торговлю России и процессы обмена капиталом с внешним миром негативно влияют незавершенность у нас рыночных преобразований и особенности реализуемой в переходном периоде макроэкономических проблем России, таким образом, находятся не за пределами национальных границ, внутри российской экономики.

Представляется, что Россия располагает возможностями изменения нынешней однобокой энергосырьевой специализации. В ближайшее время наиболее реальным вариантом такого изменения может стать диверсификация сфер внешнеэкономической специализации страны за счет более активного использования экспортных возможностей лесного хозяйства, аграрного сектора (доля России в мировом экспорте продовольствия) металлургии и отраслей высоких технологий. Более широкое включение в международное разделение труда станет возможным при условии реализации активной промышленной политики, учитывающей тенденции развития международной внутриотраслевой специализации и стимулирующей преимущественное развитие обрабатывающих отраслей.

Таким образом, повышение конкурентоспособности отечественного производства является общенациональной задачей. От способности национального хозяйства, отдельных его отраслей и предприятий добиться преимуществ в экономическом соревновании с конкурентами будут зависеть динамика производства товаров и услуг, уровень занятости и доходов населения и, в конечном итоге, перспективы экономического роста.

Для того, чтобы наша страна, сохраняя традиционный экспорт, могла предложить на внешних рынках более широкий спектр готовой продукции, а также рационализировать импорт, требуется модернизировать и диверсифицировать экономику, обновить ее технологический базис, который стремительно устаревает морально и физически. Износ основных фондов в промышленности составляет 52,7%, коэффициент их обновления крайне низок-1,7%. располагая такими фондами, вряд ли можно выпускать конкурентоспособную продукцию.

Таким образом, успех в модернизации и диверсификации экономики, условием которых является перелив капитала из добывающих в перерабатывающие отрасли и аграрный сектор, не возможен без совместных усилий исполнительной власти и бизнес-сообщества. Только их слаженные действия позволят создать базу для изменения профиля внешнеэкономической специализации страны и стабильного экономического роста в перспективе.


2.2. Перспективы углублении участия России в международном разделении труда за счет научно-технического прогресса

Сегодня конкуренция в мире базируется на научно-техническом прогрессе и инновационной деятельности. Для обеспечения стабильного экономического роста и укрепления позиций в мировой экономике нашей страны жизненно необходимо расширить источники конкурентных преимуществ за счет включения в их число инвестиций и инноваций. Данный факт подчеркнул президент России Медведев Д.А. в своем послании Федеральному Собранию РФ. «Наш приоритет – это производство (а в перспективе – и экспорт) знаний, новых технологий и передовой культуры. А значит, достижение лидирующих позиций в науке, в образовании, в искусстве. Мы обязаны быть на переднем крае инноваций в основных сферах экономики и общественной жизни»[4].

В начале XXI века знания характеризуются тремя ключевыми параметрами. Во-первых: создание новых знаний представляет собой капиталоемкий процесс. Например, разработка каждого следующего поколения микрочипов требует инвестиций на сумму более одного миллиарда долларов США. Во-вторых, результативность и коммерческая жизнеспособность большинства разработок практически непредсказуема. И, наконец, происходит ускорение процесса устаревания знаний (особенно практически реализованных разработок, поддающихся копированию). Следовательно, интеллектуальный капитал выступает в качестве одного из наиболее сложно управляемых активов, который во многих случаях принадлежит группе компаний.

Наукоемкие товары - наиболее быстро растущий сегмент мировой торговли. Темпы роста производства и экспорта таких товаров в два-три раза выше соответствующих показателей традиционных отраслей - текстиля, продовольствия, металлов. Лидеры последних лет - информационные технологии (ИТ) характеризуются двузначными показателями прироста ежегодных объемов торговли. Мировой экспорт ИТ (полупроводники и оборудование для их производства, системы электронной обработки данных, телекоммуникационное оборудование и услуги, компьютеры и программное обеспечение) за последнее десятилетие превосходил объем мировой торговли сельскохозяйственными товарами, автомобилями и текстилем, вместе взятыми. Основные экспортеры - США, ЕС и Япония, причем ЕС и США одновременно и крупнейшие импортеры. Эти страны контролируют 80% глобального рынка. Нетто-экспортерами являются, по данным ВТО, Япония, Ю. Корея, Сингапур, Гонконг, Малайзия, Мексика и Таиланд.

Положение российских технологий на мировом рынке высоких технологий оценивается как неудовлетворительное - сегодня доля наукоемкой продукции России не превышает 0,3% от его объема.

Насовременном этапе Россия значительно отстает от мировых нанотехнологичных лидеров – США, Японии и ЕС как по показателям развития НИОКР, так и по коммерциализации изобретений. Об этом свидетельствует и число международных нанотехнологических патентов – в 2008 году их было всего около 30 (удельный вес российских изобретений - менее 0.2%).

Подобная ситуация складывалась под влиянием многих факторов. Первый и наиболее важный среди них - низкий уровень финансирования научных исследований и инновационной деятельности.

В последние десятилетия глобальные расходы на НИОКР быстро росли и в 2007 г. достигли примерно 775 млрд долл. Глобальные расходы на НИОКР отличаются очень высокой степенью концентрации как в страновом, так и в отраслевом разрезе. На 10 ведущих стран во главе с США приходится свыше 4/5 мировых расходов на НИОКР. В ведущую десятку входят лишь 2 страны из группы развивающихся стран - Китай и Республика Корея. Компании, занимающие в мире ведущее место по затратам на НИОКР, сконцентрированы всего лишь в нескольких отраслях, в первую очередь в отрасли по производству информационно-телекоммуникационного оборудования, в автомобильной промышленности, фармацевтике и биотехнологической отрасли. ТНК традиционно занимались НИОКР в основном в странах базирования в рамках национальных инновационных систем развитых стран, поскольку НИОКР представляют собой такую форму услуг, которая требует высокой квалификации, знаний и поддержки, в ходе НИОКР создаются знания, имеющие стратегическую ценность как для отдельных компаний, так и для страны в целом. В настоящее время в процессе интернационализации НИОКР впервые ТНК выносят НИОКР за пределы развитых стран, и Россия становится привлекательной для ТНК с точки зрения проведения высокосложных НИОКР.