Смекни!
smekni.com

Вступление России во Всемирную торговую организацию (стр. 6 из 7)

Так не следует ли для начала привести экономику в порядок, добиться стабильности, развить гражданские институты, поднять на достойный уровень науку, образование, систему управления, а уже потом вступать в ВТО? Да и нужно ли нам будет вступать в ВТО в тот момент?

Нам ставят в пример любую из нынешних стран-членов ВТО, описывают их выгоды от вступления в организацию. Однако следует понимать, что Россия – случай настолько особый, что сравнивать ее ни с кем нельзя.

Когда нас сравнивают с бедными странами Юго-восточной Азии, совершившими скачок в экономическом развитии благодаря выходу на мировой рынок, это сравнение бессмысленно: Россия – страна отнюдь не бедная, да и вклад ее в мировую науку и культуру несравнимо больше, чем у стран, издавна живших сельским хозяйством и экспортом дешевой рабочей силы.

Сравнивать Россию с США и странами ЕС – нелогично, у России социалистическое прошлое, 7 десятков лет страна жила в условиях закрытой экономики, в то время как ЕС и США открыто торговали друг с другом, развивали экономику и в итоге добились стабильности в развитии, без застоев и товарного дефицита, как это было в экономике СССР. Высокоразвитые в экономическом отношении страны как раз получают свою выгоду от членства в ВТО, не теряя в то же время собственной промышленности и не попадая в сильную зависимость от других стран.

Приводить в пример Китай, который жил также при социализме, не менее неверно – китайское общество основательно отличается от российского, как и хозяйственная система.

Часто проводится сравнение России и со странами СНГ – здесь, казалось бы, все логично и обоснованно, страны СНГ пожили при социализме и после распада СССР испытывали те же социально-экономические проблемы, что и Россия. Но и здесь сравнение не совсем корректно – страны СНГ различались по уровню социально-экономического развития еще до распада СССР, у каждой страны имеется своя специфика, свой набор ресурсов и конкурентных преимуществ. По состоянию на октябрь 2010 года, в ВТО числится пять стран СНГ: Армения, Грузия, Киргизия, Молдавия, Украина. Следует заметить, что ни одно из них пока не получило сколько-нибудь значимой выгоды от членства в ВТО – их рынок наводнен иностранными товарами, собственная же промышленность находится в упадке или перешла под контроль иностранного капитала. При этом Беларусь и Казахстан, являющиеся, как и Россия, наблюдателями при ВТО, развиваются гораздо стабильнее.

Длинное отступление на тему некорректности сравнения России с другими странами по поводу вступления в ВТО, а также о несостоятельности аргументации с их помощью и на их примере необходимости нашего присоединения к организации, было сделано с единственной целью – показать, что условия, в которых находится Россия, совершенно особенны, а значит, и рассматривать вопрос о целесообразности вступления в ВТО нужно без опоры на чужие примеры.

Возможно, Россия вообще не имеет объективных причин для вступления в ВТО. Пошлины, которые установлены между Россией и ее торговыми партнерами, на сегодняшний день не являются катастрофически высокими. Потери от их преодоления гораздо ниже, чем прогнозируемые потери в случае их отмены. То есть, в принципе Россия и так достаточно участвует в мировой торговле, и для увеличения доли нашей страны на мировом рынке достаточно развить некоторые отрасли и сделать их конкурентоспособными. Здесь слово уже за наукой и за грамотной экономической политикой государства.

Другая точка зрения – рано России вступать в ВТО. Эта позиция более мягкая в сравнении с предыдущей, поскольку представители этой позиции уверены в том, что ВТО все-таки хорошая организация, и Россия обязательно должна воспользоваться ее плюсами. Но на нынешнем этапе Россия не готова к тому, чтобы получить выгоду от ВТО, гораздо вероятнее как раз-таки потери. Значит, России надо переждать хотя бы немного, буквально несколько лет, развить отрасли до уровня, близкого к мировому, сделать продукцию конкурентоспособной и сделать экономику инновационной. Технологическое отставание от Запада сегодня настолько явно и очевидно, что для России первоочередная задача – ликвидировать это отставание. Для этих целей создается инновационный центр «Сколково», однако сможет ли он работать при скорейшем вступлении России в ВТО, и будет ли в нем необходимость?

Обе точки зрения опровергаются третьей – точкой зрения сторонников «штурма» ВТО. Они уверены, что каждый год отсрочки оборачивается такими колоссальными потерями для российской экономики, что больше ждать нельзя, общество и государство, бизнес и наука должны приложить все усилия для того, чтобы ВТО пополнилось еще одним членом – Россией.

Чем руководствуются эти сторонники на деле – непонятно. Потери для российской экономики – скорее всего завуалированное обозначение потерь для чьего-то кошелька. Власть в России настолько успешно дискредитировала себя последние годы, что верить в ее исключительно благие намерения без капли выгоды для себя очень непросто.

Последствия вступления России в ВТО

Учитывая то, что часть последствий уже изложена выше, я не буду еще раз подробно останавливаться на каждом из них и по пунктам просуммирую все сделанные выводы, попутно дополняя их фактами и прогнозами, еще не указанными в предыдущих параграфах

1. Последствия для отдельных отраслей

1.1. Сельское хозяйство испытает серьезный натиск со стороны иностранных конкурентов, наводняющих российский рынок более дешевой продукцией. В силу не самых благоприятных климатических условий, Россия не является мощным конкурентом на мировом сельскохозяйственном рынке, поэтому от выхода России на глобальный рынок отечественные сельхоз производители практически не получат. Сокращение государственной поддержки сельского хозяйства прервет все положительные начинания, которые имели место в сельском хозяйстве, достижения нацпроекта «Развитие АПК» будут сведены на нет, развитие сельского хозяйства в лучшем случае замедлится, в худшем – прекратится, скептики и вовсе предсказывают полную деградацию российского села.

1.2. Финансовый и банковский сектор. Если в банковской сфере и следует ожидать сохранения позиций отечественных банков (а в некоторых случаях – даже небольшой подъем, впрочем, негарантированный), то страховые компании России переживут серьезный спад и в большинстве своем будут вынуждены уйти с рынка. Открытие прямых филиалов иностранных страховых компаний приведет к перекачке денежных средств из России и поставит под угрозу финансовую независимость страны

1.3. Машиностроение – отрасль, уже сейчас страдающая от иностранной конкуренции. Автомобилестроение до некоторого времени имело одно конкурентное преимущество – цена на отечественные автомобили была ниже, чем у иностранных конкурентов. Однако с открытием в России сборочных производств крупнейших мировых автопроизводителей цены стали сравнимыми, а качество отечественных автомобилей – гораздо ниже. В таких условиях потребитель разумно выбирает иностранный автомобиль, из-за чего отечественный автозаводы несут убытки. После открытия рынков, скорее всего, все отечественные автопроизводители уйдут с рынка. Поскольку полной локализации автокомпонентов в ходе переговоров Россия так и не добилась, большая часть комплектующих будет ввозиться из-за рубежа, соответственно если бывшие работники разоренных автозаводов будут трудоустроены на сборочных производствах, то работники производителей автокомпонентов останутся без работы. Это обещает серьезные социальные потрясения.

Не многим лучше ситуация в станкостроении, грузовом машиностроении, вагоностроении, производстве общественного транспорта. Отличие лишь в том, что небольшой процент предприятий этих отраслей все же конкурентоспособнее автомобилестроения и сможет остаться на рынке, однако этот процент критически мал.

Возможности сохраняются только у авиастроения и военного машиностроения. Да и то – при максимально грамотной государственной поддержки, а это не так уж вероятно.

1.4. Наука и инновации рискуют быть поражены новыми правилами патентования и лицензирования в рамках TRIPS. Из-за огромного разрыва между изобретением и внедрением изделия в производство в России ведущиеся НИОКР будут свернуты, или же изобретения придется передавать иностранным компаниям, способным взять на себя риск организации нового производства. Это будет лишать отечественных ученых интеллектуальной ренты. Кроме того, наши НИОКР будут, в итоге, финансировать чужие преимущества, а не российские.

1.5. Минерально-сырьевой сектор выиграет от вступления в ВТО, точнее, выиграют владельцы предприятий отрасли и крупнейшие их акционеры. Закрепление за Россией сырьевой специализации вследствие того, что на сегодняшний день ТЭК является наиболее конкурентоспособной отраслью России, является губительным и вызовет диспропорции в развитии регионов, кроме того, это поставит Россию в опасную зависимость от мировых цен на сырье.

1.6. Металлургия и металлообработка также могут выиграть от вступления России в ВТО – однако большой необходимости выхода на мировые рынки для этих отраслей нет, Россия и так является значимым экспортером стали, алюминия, никеля, меди. Однако отрасли, занимающиеся более глубокой обработкой металлов, чем выплавка, - наиболее вероятные кандидаты на получение убытков или уход с рынка.

1.7. Легкая промышленность России также неконкурентоспособна и уже сейчас испытывает колоссальное конкурентное давление со стороны максимально дешевой продукции из Китая, Индии, Турции, Вьетнама и других стран. Оставшиеся очаги легкой промышленности будут уничтожены потоком иностранных компаний, который хлынет на отечественный рынок после вступления России в ВТО. Можно надеяться только на стремление потребителя к качеству, которое он иногда ставит выше цены, однако качество отечественной продукции легкой промышленности не намного выше, чем у иностранных конкурентов, зато выше цена.