Смекни!
smekni.com

Приватизация и разгосударствление собственности. Мировой опыт 2 (стр. 3 из 6)

В марте 1990 года в ГДР был издан закон об учреждении и деятельности частных предприятий и об участии в капитале, где определялись условия приватизации.

После того как обозначились временные рубежи объединения, понадобилось примерно 4 месяца, чтобы завершить формирование правовой базы для приватизации восточногерманских предприятий. Договор о создании валютного, экономического и социального союза между ФРГ и ГДР от 18 мая 1990 года учреждал Опекунский совет по управлению государственным имуществом. К нему переходил государственный долг ГДР в том объеме, в каком он мог быть погашен будущими доходами от реализации государственного имущества. Оставшаяся задолженность распределялась между новыми восточными землями [8 с. 5].

При анализе деятельности предприятий выяснилось, что лишь 8 % рабочих мест являются рентабельными, а производительность труда в ГДР составляла менее 30 % от западногерманского уровня. Тем не менее, к концу 1994 года, когда попечительское ведомство завершило свою деятельность, удалось приватизировать или вернуть прежним владельцам около 20000 предприятий, преимущественно производственных. При этом в договорном порядке были получены гарантии создания 1,5 миллиона рабочих мест и выделения инвестиций на сумму 210 миллиардов марок. Как показывает текущая проверка выполнения гарантий, данных предприятиями, в среднем было создано больше рабочих мест и вложено инвестиций, чем это предусматривалось договорами [8, с. 6].

После Попечительского совета были созданы другие организации, которые занимаются приватизацией оставшихся в руках государства производственных предприятий и контролируют выполнение договоров, заключенных с инвесторами.

Важным фактором, создавшим предпосылки для довольно быстрого и успешного старта приватизации в Венгрии, стала достаточно высокая степень готовности экономики и общества к радикальным преобразованиям, заложенным реформаторскими традициями 60—70–х годов XX века. В 80–е годы практически 75 % взрослого населения Венгрии наряду с участием в социалистическом производстве было занято в различных формах «второй» экономики. Частный сектор уже в эти годы давал более 50 % предоставляемых населению услуг, обеспечивал 1/3 розничного товарооборота, 15 % объема строительно–монтажных работ.

В Венгрии строго соблюдаются два основных принципа проведения приватизации. Венгрия представляет собой исключение из всех постсоциалистических стран, охваченных идеями всеобщего и бесплатного раздела госимущества. Строго соблюдается закрепленный законодательным порядком принцип проведения приватизации только на основе платности.

В Венгрии считают, что смысл приватизации не просто в смене собственника, а в утверждении слоя новых владельцев, способных к ответственным и заинтересованным действиям ради приумножения капитала. При этом изначально была отброшена, как несостоятельная, модель создания нового слоя собственников на основе административного передела. Это коренное отличие венгерской модели приватизации от российской.

Вторым принципом приватизации в Венгрии является ее подчиненность задачам повышения экономической эффективности. То есть речь не просто о том, чтобы как можно скорее распродать все государственное имущество, а о том, чтобы провести этот процесс наиболее рационально.

В 1990 году из 600 млн. форинтов доходов от приватизации 511 млн., то есть 85 %, были направлены на погашение государственного долга, в 1991 году от приватизации было уже получено 40 млрд. форинтов, из которых 20 млрд., то есть 50 %, поступило в госбюджет.

В Чехословакии каждый взрослый гражданин мог за сумму, равную средней недельной заработной плате, купить книжку купонов. Ценность купонов была выражена не в денежных единицах, а в пунктах. В ходе первой волны приватизации каждый владелец ваучерной книжки мог использовать купоны общим достоинством в 1000 пунктов. Акции каждого предприятия также были оценены в пунктах. 45 % владельцев купонных книжек полностью доверились инвестиционным фондам, 30 % частично передали их в фонды, частично вложили сами. Около 25 % предпочли действовать самостоятельно, не прибегая к услугам фондов. Всего было создано 434 фонда, аккумулировавших 72 процента ваучерных пунктов. Особой популярностью пользовались крупные, известные фонды.

В Польше приватизация основывается на законе, принятом в июле 1990 года. В соответствии с ним было создано министерство по реформе собственности (МРС) и в кратчайшие сроки проведена “малая приватизация” в торговле и сфере бытового обслуживания. Ею было охвачено 60 тыс. предприятий (ранее подчинявшихся в основном местным органам власти), которые были проданы или сданы в аренду частному сектору в 1990—1991 годах. Помимо этого, в торговле и услугах было создано несколько сот тысяч новых частных предприятий.

В промышленности, однако, положение совсем иное. В 1990—1994 годах из 3107 предприятий, действующих в добывающих и обрабатывающих отраслях, приватизировано не больше 100—150. Главный метод приватизации средних предприятий (с числом занятых до 500) — это льготная продажа их трудовому коллективу путем так называемой «ликвидации» (этот термин используется потому, что существующие государственные предприятия формально ликвидируются и вместо них как бы заново создаются предприятия, принадлежащие трудовым коллективам — рабочим и администрации). Еще семь предприятий были приватизированы в конце 1991 года «традиционными» методами: пять крупных фирм — на открытых торгах, одна продана зарубежному инвестору и одна — ее прежней администрации. Несколько десятков госпредприятий были частично приватизированы, приобретя статус совместных (с зарубежными инвесторами) компаний. Однако большая часть крупных промышленных предприятий по–прежнему принадлежит государству. По имеющимся данным, в промышленности действуют теперь около 6400 фирм. Однако на их долю приходится лишь около 1/4 промышленной продукции, 3/4 все еще выпускаются государственными предприятиями.

С конца 1995 года в Польше началась «ваучерная» приватизация. По своей модели она напоминает приватизацию в Чехии. Так же, как в Чехии и Словакии, приватизационные купоны (ваучеры) являются именными, что значительно снижает возможности проведения финансовых махинаций с ними. Как правило, они делимы. По сравнению с российским аналогом значительно более понятной является техника обмена ваучеров (купонов) на акции предприятий. Польское правительство установило жесткий контроль над инвестиционными (приватизационными) фондами, которые играют большую роль в реализации государственной собственности. Одновременно поощряется приобретение предприятий в собственность рабочими и менеджерами.

Глава 3. Этапы приватизации и разгосударствления в России

3.1 Формы приватизации и разгосударствления в РФ

В российской практике различают два основных этапа приватизации и разгосударствления: первый – это этап ваучерной приватизации. По длительности этот этап продолжался в России около 3–х лет. Нормативным актом, свидетельствующим о начале процесса разгосударствления и приватизации в РФ, явился Закон «О приватизации государственных и муниципальных предприятий в РСФСР», принятый 3 июля 1991 года [3].

Государственная программа приватизации разрабатывалась на три ближайших года, и состояла из задания на текущий год и прогноза на два последующих года. В соответствии с этой программой были определены объекты приватизации. Сюда входят: недра, земельные и водные ресурсы, континентальный шельф, железнодорожные, трубопроводные и автомагистрали, объекты, представляющие собой национальное достояние. Сюда же относится подавляющая часть оборонного комплекса, за исключением тех предприятий, которые уже переключились на производство гражданской продукции; объекты немедленной приватизации, где была рекомендована немедленная приватизация: торговля, сфера услуг, коммунальное хозяйство, жилье, мелкие и средние предприятия, муниципальный транспорт и т.п.; объекты, которые остались в собственности государства. В программе также устанавливался перечень государственных предприятий, объединений или их подразделений, не подлежащих приватизации.

Действующая модель приватизации 1992 года предусматривала определенные базовые идеи – упор на бесплатную, льготную приватизацию для трудовых коллективов. Широко распространены были и денежные формы приватизации имущества на начальном этапе – аукционы и конкурсы приватизируемых объектов.

Нельзя обойти и процесс акционирования, как способ приватизации на первом этапе. При этом огромную роль играли созданные в то время инвестиционные фонды, формировавшие первичный рынок ценных бумаг (таких, как акций). С помощью их на сегодняшний день основной преобладающей организационной формой в России стали акционерные предприятия. Фонды давали ориентиры для того, чтобы разобраться в огромном океане ценных бумаг акционировавшихся предприятий. В процессе акционирования нормальной ситуацией считалось, когда все выпущенные акции предприятия проданы гражданам. Часть этих акций передавалась безвозмездно или продавалась на льготных условиях членам трудового коллектива. В целом к 1 июня 1993 г. свыше 17 тыс. крупных и средних предприятий и подразделений находились в той или иной стадии акционирования.

В процессе акционирования немаловажную роль играли и чековые аукционы (например, в декабре 1992 г. – июне 1993 г. на чековые аукционы в 72 регионах страны были вынесены в общей сложности акции 2108 российских АО, представляющих практически все основные отрасли экономики и с числом занятых 2,38 млн. человек.) Суммарный уставный капитал этих предприятий (номинал акций в старых ценах) составил 104 млрд. рублей, в том числе 22,3 млрд. было предложено на чековые аукционы. Среди основных участников чековых аукционов были трудовые коллективы, мелкие инвесторы, чековые инвестиционные фонды и крупные институциональные и частные инвесторы. При рассмотрении понятия чекового аукциона, нужно уточнить саму суть чека (или ваучера). Это понятие связано с источниками платежа при приватизации. В связи с этим нужно сказать, что существовавшая, в свое время, идея бесплатной передачи имущества населению, была связана с Законом о приватизационных счетах. Однако этот Закон никогда практически не был действующим – его цели на практике выполнил Указ о приватизационных чеках (Указ Президента Российской Федерации «О введении в действие системы приватизационных чеков в РФ» от 14 августа 1992 года)[2]. Таким образом, средством платежа при приватизации государственного или муниципального имущества, а также при покупке акций (паев) инвестиционных фондов выступил приватизационный чек. Приватизационный чек – это государственная ценная бумага на предъявителя, которая использовалась гражданами РФ в качестве средства платежа при приватизации государственного или муниципального имущества, а также при покупке акций (паев) инвестиционных фондов. Положительной стороной приватизационного чека явилось то, что чековая приватизация предопределяла крупные масштабы и высокие темпы процесса – ведь чеки розданы всему населению и сроки их реализации были ограничены. Тем самым в процесс приватизации было вовлечено большое количество населения и объектами приватизации стало 90% госимущества. К началу 1994 года, было погашено около половины приватизационных чеков – примерно 90 миллионов.