Смекни!
smekni.com

Приватизация и разгосударствление собственности. Мировой опыт 2 (стр. 4 из 6)

Таким образом, особенностями начального этапа приватизации в России (1991-1994 гг.) являлись: приоритет политических целей процесса, введение системы приватизационных чеков; сверхвысокие темпы приватизации; преимущественно формальный характер приватизации при акционировании крупных предприятий; аукционная продажа малых объектов; низкая доходность приватизации. Эти черты сближают российскую практику приватизации с восточноевропейской.

За несколько месяцев до конца чековой приватизации правительством была разработана новая программа приватизации на 1994 год. Новым этапом стала денежная приватизация, программа которой ставила своей целью, как и прошлая, формирование широкого слоя частных собственников как экономической основы рыночных отношений. Это предопределило преемственность ее идеологии, главных принципов, методов реализации. Сохранены были все основные способы приватизации.

Однако в новой программе стало больше ведомственных запретов, введены дополнительные жесткие бюрократические процедуры. Вместе с тем, удалось отстоять в правительстве и закрепить документально все важные для чековой приватизации процедуры, существенно расширить перечень приватизируемого имущества.

Программой было также ограничено применение Указа Президента о вексельном обращении: из сферы его действия исключены предприятия с государственной долей имущества свыше 25%. Таким образом, имущество этих предприятий реализовывалось за ваучеры и лишь после завершения чековой приватизации могли действовать иные принципы. Через приватизацию должны были пройти и все предприятия–банкроты.

Новый раздел об иностранных инвестициях практически снял все ограничения для участия зарубежных предпринимателей в аукционах и при покупке акций как за деньги, так и за чеки. Другое дело, что реализация этого не была стабильной из–за нестабильности политической ситуации в России.

Программа также предусматривала значительное укрепление роли инвестиционных фондов. Им разрешено было увеличить долю акций одного предприятия в своих активах до 25 %, вместо прежних десяти, что позволило фондам реально участвовать в управлении акционерными обществами.

Значительное место в Программе 1994 года было уделено защите прав акционеров. Среди главных ее постулатов – защита акционерного «меньшинства», которому обеспечена возможность «коммулятивного» голосования.

Государственная программа приватизации на 1994 год, Указы Президента о новом статусе Фонда федерального имущества и мерах, активизировали механизм действия Закона о несостоятельности (банкротстве) предприятий. Однако нельзя было забывать о главном принципе приватизации – предотвращении банкротства. Таковую проблему двух параллельно действующих процессов – приватизации и банкротства, удалось решить. Это стало возможным, когда были найдены ключевые идеи и принципы, позволяющие не только не наносить ущерба приватизации, но и решительно ускорить процесс смены собственности, причем именно через приватизацию избежать массовой ликвидации предприятий–банкротов. Было несколько вариантов, которые государство как собственник могло реализовать еще в досудебной процедуре. Например, если у государства не было возможности содержать предприятие–должника, кредитором которого и собственником выступало оно само, в этом случае государство должно было, решив ряд социальных вопросов, ликвидировать предприятие и продать его имущество на аукционе. Второй способ, когда предприятие само добровольно признавало себя банкротом (правда, не без помощи Федерального управления). Тогда собственник–государство в досудебной процедуре принимало решение о внешнем управлении этим предприятием, если оно запрещено к приватизации – снимало директора, приводило реорганизацию и т.д. Само же предприятие продолжало существовать и функционировать.

Третий путь – это была обязательная (принудительная) смена собственности, срочная приватизация, если финансовый крах неизбежен. Такая норма была заложена в Указе, который поручал Федеральному управлению по делам о несостоятельности принимать решения о принудительной приватизации. Причем ее план, принятый управлением, был обязателен для реализации. В этом случае трудовой коллектив уже не получал всех льгот, предусмотренных при обычной приватизации. Ведь речь шла не о перераспределении собственности, а об экономическом оздоровлении предприятия. Ему необходимо было находить инвестора, продавать на инвестиционном конкурсе необходимый пакет акций по тем условиям, которые одобрит потенциальный покупатель. Конкурсные и аукционные торги были в таких случаях необходимы: это предотвращало возможную коррупцию и позволяло одновременно более четко и взвешенно форсировать процесс принудительной приватизации.

Следует отметить и рассмотреть «Отчет об основных итогах чековой приватизации» Госкомимущества. Сжатый конспект «Отчета» звучит так: «Население России получило 146,064 млн. приватизационных чеков. Владелец ваучера имел четыре возможности: использовать свой чек при закрытой подписке на акции своего предприятия (в ходе закрытой подписки было принято почти 26 млн. чеков); участвовать в чековом аукционе; купить акции чекового фонда (их было создано 640 штук: собрали они свыше 60 млн. приватизационных чеков); продать чек (такая судьба постигла «ориентировочно» четверть выданных чеков). 40 млн. граждан России стали акционерами созданных в ходе приватизации АО или чековых фондов»[2].

Затрагивая вопрос о влиянии приватизации на работу предприятий, а также и на ведущие промышленные отрасли, из «Отчета» следует сказать то, что: «В результате приватизации более половины ВНП стало производиться в негосударственном секторе. Спад производства на приватизированных предприятиях был на 10% меньше, чем в среднем по промышленности» [4].

Об иностранных инвестициях в экономику России, в том числе в отраслевом разрезе с разбивкой на портфельные и прямые, говорится следующее: «На 1.10.94 в Государственный реестр внесено 15204 предприятия с иностранными инвестициями. Доля иностранных инвесторов в уставном капитале указанных предприятий составляет свыше $ 1,5 млрд. Наибольший интерес иностранных инвесторов за 9 месяцев 1994 года вызвали предприятия, находящиеся в Архангельской, Московской, Тюменской и Иркутской областях и в г. Москве» [7].

Таблица 1

Отрасли, вызвавшие наибольший интерес иностранных инвесторов в 1994году [10]

Вид отрасли

Млн. $
Топливная промышленность 350,9
Строительство 22,8
Торговля и общественное питание 12,7
Другие промышленные производства 9,9
Черная металлургия 7,6
Транспорт и связь 6,9
Пищевая промышленность 5,2
Деревообрабатыв. промышленность 4,7
Услуги 4,0
Наука и научное обслуживание 4,0

6 февраля 1995 года Президентом Российской Федерации был издан Указ «О втором этапе приватизации в г. Москве». С этим Указом возникает начало действия нового этапа в приватизационной компании – этапа так называемой денежной приватизации (платежным средством при покупке недвижимого имущества становятся деньги, а не приватизационные чеки). Московская городская дума 18 января приняла «Основные положения приватизации государственных и муниципальных предприятий города Москвы» [2].

Что же касается этапа денежной приватизации не только в Москве но и по России, то уже в ноябре 1994 года Госкомимуществом было начато составление плана–графика денежных аукционов. По замыслу его составителей, все акции крупных предприятий, предназначенные для реализации на инвестконкурсах, должны были продаваться на денежных аукционах.

Таблица 2