Смекни!
smekni.com

Этика и эстетика (стр. 6 из 10)

Недовольство мыслителя вызывает то обстоятельство, что в процессе развития общества нравственность рабов стала господствующей, подчинив себе и лидеров. Распространение и абсолютизация рабской морали привели к возникновению христианской религии, а в наше время — к демократическим и социалистическим теориям, требующим всеобщего равенства. Такое положение дел, считает Ницше, противно самой природе, наносит ущерб естественным потенциям сильных личностей, а через них и самой жизни. Отсюда становится понятен смысл борьбы Ницше против традиционных ценностей, призыв к их переоценке.

Антропологический метод, используемый Ницше в исследовании нравственности, а также критика современных ему концепций морали стали стимулами для дальнейшего развития этической теории.

13.Этика «благоговения перед жизнью» А. Швейцера

Альберт Швейцер считал, что по критерию нравственной ценности человек не выделялся среди живых существ. Его этику можно назвать виталистской. Швейцер придерживался мнения, что нельзя навязыватьдругим людям своих мнений и оценок, считал безнравственным вторжение в чужую душу. И чем лучше человек послужит себе в первой – эгоистической, «языческой» половине жизни, тем лучше он сможет служить другим людям во второй - моральной, «христианской» ее половине. Первую половину жизни Щвейцер посвятил самоутверждению, вторую - самоотречению. Этика возможна не как знание, а как действие, индивидуальный выбор, поведение.

Этика, в понимании Швейцера, и научное знание - разнородные явления: этика есть приобщение к вечному, абсолютному, а научное знание всегда конечно, относительно, этика творит бытие, а научное знание описывает его. Этика в ее практическом выражении совпадает со следованием основному принципу нравственного, с благоговением перед жизнью. Любое отступление от этого принципа - моральное зло.

14. Этическая мысль XX-начала XXI веков (этика экзистенциализма, неопозитивизма, психоанализ

Экзистенциализм — популярное философское течение 20 в. Его приверженцы представляли собой серьезную оппозицию классической философии. Так, например, экзистенциалист М. Хайдеггер делил философию на две части, а именно традиционную и экзистенциальную. К. Ясперс считал экзистенциализм «коперниканским» переворотом в философии.

Экзистенциализм отказывается от принципа монизма, т.е. единства бытия. До 20 в. монистический принцип был доминирующим в философии. В основе мира философы видели некую единую сущность. Такая сущность могла иметь идеалистический (Бог, мировая воля) или материалистический (материя, природа) характер, в данном случае это не считалось принципиальным. Принципиальным было то, что единая сущность первична, а порождаемое ей множество единичных существований — вторично. Исключения из правил были крайне редки (например, атомизм Демокрита, монадология Г. Лейбница).

Экзистенциалисты достаточно определенно заговорили о плю-ролистичности бытия. Термин «бытие» они использовали, чтобы описать способ существования человеческого существа. Иными словами, они онтологизировали единичное (и поэтому иррациональное, не охватываемое общим понятием) человеческое существование. В результате центральными проблемами экзистенциальных философов стали не проблемы Бога, мира или общества, но проблемы человека, а значит, нравственные проблемы.

Психоанализ является популярным психологическим учением, основанным на интерпретации бессознательных процессов и мотиваций человека. Представители этого направления видят в фундаментальных принципах учения этико-философский смысл, близкий к философии жизни.

15. Этическая мысль XX - началу XXI веков (этика прагматизма, глобализма, экологическая и другие)

Этика прагматизма- предполагала постепенное улучшение общественного устройства Этика глобализма отчуждает национальную элиту от этических установок, своего общественного и гражданского долга.

Основателями экологической этики можно назвать амеpиканского эколога и пpиpодоохpанника Олдо Леопольда (1887-1948) и немецкого вpача и философа Альбеpта Швейцеpа (1875-1965). Классический тpуд О. Леопольда "Календаpь песчаного гpафства" был издан в 1949 г., после смеpти его автоpа. В 1953 г. вышли дpугие его книги под заглавием "Кpуговая pека". В этих pаботах О.Леопольд pазвил свои взгляды по экологии, экологической этике (этике земли) и пpиpодоохpанной эстетике. Этика благоговения пеpед жизнью (унивеpсальная этика) pазpаботана Альбеpтом Швейцеpом в классических тpудах "Культуpа и этика" (написаной в начале 20-х годов и изданой в 1923 г.), а также в "Учении о благоговении пеpед жизнью", (написанной в больнице в 1961 г. и вышедшей в ГДР в 1963 г.), (эта последняя книга великого гуманиста до сих поp не пеpеведена на pусский язык).

Большой толчок в pазвитии экологической этики дали также экологическая теология (изучение экологических этических взглядов pазличных pелигий), а также пpистальное внимание к экологическим этическим тpадициям pазличных наpодов, в частности, амеpиканских индейцев (экологическая этногpафия).

16.История этической мысли в Украине

При исследовании теоретических проблем истории этической мысли, выявлении диалектики этических идей, генезиса их развития особая роль выпадает на долю так называемых «переходных периодов», представляющих начало смены старых, устойчивых художественно-эстетических систем, с устоявшимися художественными традициями, сложившимся стилем, отработанной многими поколениями художников техникой исполнения и т. д. Одним из таких периодов в истории украинской этической культуры был XVII век, в особенности вторая его половина, когда медленно, но неуклонно начала меняться древнерусская художественно-этическая система, на протяжении веков создавшая непревзойденные шедевры во всех сферах художественной деятельности.

Век крупных экономических и общественно-политических изменений, открытых народных восстаний, войн, государственно-политических и церковных реформ, сопровождающихся расколом церкви, развития связей с Западом — вся интенсивнейшая политическая, экономическая и духовная жизнь того времени породила острую борьбу идей во всех сферах культуры, в том числе и в области этической мысли. Глубокие противоречия присущи этому сложному переходному периоду, с которого начинается «новый период русской истории». В этической сфере эти противоречия связаны в первую очередь со стремлением примирить начавшийся активный процесс «обмирщения» культуры, появления светской оригинальной литературы, светского обучения, усиление роли науки с господством церковной идеологии и культуры. XVII век явился одновременно и завершающим этапом древнерусской культуры и началом культуры нового времени. Из новых острых потребностей времени рождалось исторически обусловленное требование изменения старых канонов, религиозной этики, возникновение новых форм художественной культуры, а также новых понятий в этическом сознании и новых критериев оценки.

Из многочисленных факторов, влиявших на развитие украинской этической мысли, так или иначе определявших характер ее развития и особенности, природу этических идей, выделяются следующие: активизация социально-политической мысли, связанная с событиями так называемого «смутного времени» и их осмыслением в философском, социологическом, этическом и эстетическом аспекте, особенности реформы церкви и старообрядческого движения (раскол церкви), попытки теоретического обобщения потребностей художественно-эстетического движения века, начавшееся «обмирщение» культуры, развитие светских начал, первых шагов «просветительской» философии и культуры в целом.

Эстетическая мысль первой половины XVII века связана с попыткой теоретически объяснить события «смуты», критикой правителей, утверждением чувства ответственности всех и каждого за судьбу родины. Поворот социально-общественной мысли в критическую сторону, смелость многих авторов в исследовании реальных исторических событий, оценка действий конкретных исторических лиц, участие в литературном процессе не только представителей господствующих классов, духовенства, но также представителей посада, служилых людей привели к открытиям и новых эстетических ценностей. На первый план среди различных видов литературы и искусства выступают исторические повести, а в них — характеристика, часто весьма противоречивая, многосторонняя, действительных исторических лиц и событий.

«Начало XVII века было временем, — по мнению Д. С. Лихачева,— когда человеческий характер был впервые «открыт» для исторических писателей, предстал перед ними как нечто сложное и противоречивое» . До XVII в. проблема «характера» вообще не стояла в повествовательной литературе. Глубокий интерес к человеку, его внутреннему миру, мотивам поведения, его личной ответственности за все происходящее пронизывают мировосприятие авторов «Повести 1606 г.», сочетающей стиль официальных исторических грамот с впечатляющими чертами живого психологического анализа. «Иное сказание», «Плач о пленении и о конечном разорении превысокого и пресветлейшего московского государства», «Сказание» Авраамия Палицына, где дана глубоко психологическая, противоречивая характеристика царя Бориса, сочинения Шаховского, «Хронограф» (второй редакции), «Временник» Ивана Тимофеева, «Словеса» Ивана Хворостинина, «Повести» князя И. М. Катырева-Ростовского и другие книжные памятники и исторические повести сохранили живой, ощутимый облик эпохи.