Смекни!
smekni.com

Медицинская этика в СССР, социальный и морально-этический контекст достижений советской медицины (стр. 3 из 3)

Таким образом, медицинская этика (биоэтика) возникла из соеди­нения философии медицины, но превратилась в практическую фи­лософию, дающую возможность мудрому врачу подняться до божественных высот при решении вопросов жизни и смерти. Она вобрала в себя самые высокие и самые гуманные религиозные установления. Некоторые законы и принципы, выработанные медицинской этикой (биоэтикой), оказались настолько важными для человеческого сообщест­ва, что явились толчком для принятия различных законов. Но от этого медицинская этика не превратилась в юриспруденцию или медицинское право. Нарушение законов, принципов, правил медицинской этики, из­ложенных в международных, национальных, профессиональных этиче­ских кодексах, декларациях, присягах, клятвах, карается моральным осуж­дением коллег, презрением пациентов, их родственников, социального окружения. Нарушение государственных законов по вопросам медицин­ской этики (неоказание помощи, эвтаназия, медицинская тайна и др.) карается по решению суда в рамках гражданского или уголовного права в зависимости от тяжести последствий этого нарушения.

Медицинская этика (биоэтика) как научная дисциплина впитала в себя наработки, методики социологии, психологии, социальной пси­хологии, профессиологии, религиоведения, юриспруденции, менед­жмента, педагогики и множества других медицинских и немедицин­ских дисциплин, имея при этом свой собственный объект изучения профессиональное поведение медицинских работников.

Заключение

Биоэтика, как и медицинская этика, осталась наукой о законах, принципах и правилах регулирования профессионального поведения медицинского работника, которая в условиях новых медицинских техно­логий позволяет не только использовать достижения научно-техниче­ского прогресса на благо человека, но и предупреждать практикующего врача, ученого-медика о недопустимости нанесения вреда челове­ку, его потомству, окружающему нас миру, заставляя испытывать не­вольное "благоговение перед Жизнью".

Обсуждая принципы своего профессионального поведения в меж­дународных и национальных организациях, ассоциациях, медицинские работники принимают декларации, уставы, инструкции, моральные кодексы. Они являются инициаторами принятия государственных за­конов, регулирующих многие проблемы медицинской этики, биоэти­ки, и следят за их исполнением в этических комитетах.

Список использованной литературы:

1. М.Я. Яровинский. Лекции по курсу «Медицинская этика» (Биоэтика). М., 1999.

2. Белкина Г.Л., Корсаков С.Н., Фролов И.Т. и становление отечественной биоэтики // Биоэтика и гуманитарная экспертиза. М., 2008.

3. Силуянова И. В. Биоэтика в России: ценности и законы. (Учебник для медицинских и фармацевтических вузов.) М., 2001.

4. Лопатин П.В., Карташова О.В. / Под ред. В.П. Лопатина. Биоэтика: учебник. 4-е изд. М., 2009.

5. Под ред. В.И. Покровского, Ю.М. Лопухина. Биомедицинская этика. М., 1997.