Смекни!
smekni.com

Правоотношения (стр. 4 из 8)

Немыслимо положение, когда субъект обладал бы, к примеру, брачной, трудовой, избирательной правоспособностью, но был бы лишён аналогичной дееспособности. Здесь оба эти качества выступают как единое целое. Напротив, в имущественных правоотношениях кредитор может взыскать причитающийся ему долг не обязательно лично, равно как и что-то купить, продать, исполнить обязательство, совершить ту или иную сделку. Здесь правоспособность и дееспосодность могут не совпадать в одном лице.

Правосубъектность—собирательная категория. По мнению некоторых учёных, она включает в себя 4 элемента: 1) правоспособность; 2) дееспособность; 3) деликтоспособность, т.е. способность отвечать за гражданские правонарушения (деликты); 4) вменяемость—условие уголовной ответственности. Хотя последние два слагаемых охватываются в конечном счёте вторым, такое расчленение понятия может способствовать более глубокому его уяснению.

В целом правосубъектность является одной из обязательных юридических предпосылок правоотношений. Правосубъектность—это возможность или способность лица быть субъектом права со всеми вытекающими отсюда последствиями.

Глава 4.

Правовое отношение имеет материальное, вволевое и юридическое содержание. Материальное, или фактическое, составляют те общественные отношения, которые опосредуются правом; волевое—государственная воля, воплощённая в правовой норме и в возникшем на её основе правоотношении, а также волевые акты её участников; юридическое содержание образуют субъективные права и обязанности сторон (субъектов) правоотношения. Остановимся подробнее на последнем.

Правовое регулирование осуществляется главным образом через механизм субъективных прав и юридических обязанностей, именно этим оно отличается от любого иного нормативного регулирования, нпример морального. Указанные права и обязанности, корреспондируя друг друга в рамках определённого правоотношения, и выступают его юридическим содержанием.

Субъективное право определяется в правовой науке как гарантируемые законом вид и мера возможного или дозволенного поведения лица. А юридическая обязанность—как вид и мера должного или требуемого поведения. В основе субъективного права лежит юридически обеспеченная возможность; в основе обязанности—юридически закреплённая необходимость. Носитель возможности называется управомоченным, носитель обязанности—правообязанным. Первый может совершать известные действия; второй обязан их исполнять. Перед нами два полюса правоотношения как взаимной юридической связи.

Субъективное право—определённая правовая возможность, но эта возможность многоплановая, она включает в себя, как минимум 4 элемента: 1) возможность положительного поведения самого управомоченного, т.е. право на собственные действия; 2) возможность требовать соответствующего поведения от правообязанного лица, т.е. право на чужие действия; 3) возмож- ность прибегнуть к государственному принуждению в случае неисполнения противостоящей стороной своей обязанности (притязание); 4) возможность пользоваться на основе данного права определённым социальным благом.

Иными словами, субъективное право может выстцпать как право-поведе- ние, право-требование, право-притязание и право-пользование.

В зависимости от характера и стадии реализации того или иного субъективного права на первый план в нём может выходить одна из указанных возможностей, как правило—первая. В целом же все четыре компонента в их единстве составляют содержание и структуру субъективного права как общего понятия. Оно служит средством удовлетворения интересов управомоченного.

Характерной чертой субъективного права является мера поведения, обеспеченная не только законом, но и обязанностями других лиц. В противном случае перед нами не субъективное право, а простая дозволенность (разрешённость, незапрещённость), которая вытекает из действующего в обществе правопорядка по принципу: «что не запрещено, то разрещено».

Таких дозволений в повседневной жижни—бесчисленное множество. Никому, например, не возбраняется ходить на прогулки, любоваться природой, купаться в море, слушать музыку, заниматься спортом, петь, читать, писать, ездить на велосипеде и т.д., но всё это не субъективные права, и они не составляют содержания правоотношений.

Каждая из дробных составных частей субъективного права обычно именуется правомочием. В разных правах их больше или меньше. К примеру, в праве собственности три: владение, пользование и распоряжение имуществом. В социальных и политических правах—до пяти-семи. Скажем, право на свободу слова включает в себя возможность гражданина выступать на различных собраниях и митингах, публиковаться в печати, иметь доступ на радио и телевидение, критиковать недостатки, вносить предложения, заниматься литературным и художественным творчеством и т.д. Однако общая структура субъективного права остаётся четырёхчленной, ибо она, отвлекаясь от множества видов прав, отражает главные и наиболее типичные их свойства.

Структура юридической обязанности соответствует структуре субъективного права и тоже включает в себя 4 компонента:1) необходимость совершить определённые действия либо воздержаться от них; 2) необходимость для правообязанного лица отреогировать на обращённые к нему законные требования управомоченного; 3) необходимость нести ответственность за неисполнение этих требований; 4) необходимость не препятствовать контрагенту пользоваться тем благом, в отношении которого он имеет право.

Юридическая обязанность устанавливается как в интересах управомоченного, так и в интересах государства в целом. Она—гарант их осуществления.

Субъективное право—право субъекта правоотношения. Эпитет «субъективное» отражает здесь, во-первых, принадлежность права субъекту и, во-вторых, зависимость его от субъекта—в отличие от нормы права, которая никому лично не принадлежит и не зависит от воли конкретного индивида.

В этом смысле юридическую обязанность также можно квалифицировать как субъективную. В рамках правового отношения право и обязанность субъектов в равной мере субъективны. Слагаемые юридической обязанности—это своего рода отдельные долженствования—наподобие правомочий в субъективном праве.

Важно подчеркнуть, что юридическим содержанием правоотношений являются не сами реальные действия сторон, а лишь соответственно возможные и должные, т.е.предусмотренные законом. Они выражают состояния связанности. Как заметил ещё Г. Ф. Шершеневич, «субъективное право есть средство для обеспечения пользования благами, но последние так же мало принадлежат к понятию права, как сад к садовой ограде».*

Большинство правоотношений по своей юридической природе таково, что каждый из их участников одновременно обладает правом и несёт обязанности (например, в договоре купли-продажи, подряда, аренды, поставки, трудовом соглашении и т.д.),где стороны взаимно управомочены и

*Шершеневич Г.Ф. Общая теория права.М., 1912. С. 613.

Правообязаны, их права и обязанности обеспечиваются и реализуются друг через друга. Такая корреляция заложена уже в правовой норме, которая носит предоставительно-обязывающий характер.

При этом заметим, что в специальной литературе структура юридической обязанностидолгое время не раскрывалась—внимание концентрировалось главным образом на структуре субъективного права. Однако, как показано выше, субъективное право и юридическая обязанность—это парные и равноэлементные категории, которые в рамках конкретных правоотношений строго соответствуют друг другу.

Список использованной литературы.

1.1.Действующее международное право. В 3-х томах. Составители Ю.М.Колосов и Э.С.Кривчикова. Том 2.—М.: Изд-во Московского независимого института международного права, 1997.—832с.

2.1.Алексеев С.С. Теория права.—М.: 1994. С.11.

2.2.Алексеев С.С. Общая теория права. Том 2.—М., 1982. С.85.

2.3.Венгеров А.Б. Прямое действие Конституции: правовые, социальные и психологические аспекты// Общественные науки и современность, 1995.№5. С.50.

2.4.Додонов В.Н., Панов В.П.,Румянцев О.Г. Международное право. Словарь-справочник/Под общей ред.акад. МАН, д.ю.н. В.Н.Трофимова.—М.: ИНФРА-М, 1997.—368с.

2.5.Лазарев В.В. Теория права и государства.—М.: Юристъ, 1997.

2.6.Мушинский В.О.Основы правоведения (для учеников старших классов средних школ).—М.: Международные отношения, 1994.—304с.—(Центр гуманитарного образования).

2.7.Общая теория права: Учебник для юрид. вузов / Под общ. ред.А.С. Пиголкина. 2-е изд., испр. и доп.— М.: Изд-во МГТУ им. Н.Э.Баумана, 1996.—384с.

2.8.Основы государства и права: Учебное пособие /Под ред. В.А.Ржевского

и В.Т.Гайкова.—Ростов-на-Дону.: Изд-во «Феникс», 1995.—512с.

2.9.Основы знаний о государстве и праве. Пособие для абитуриентов. Ответ. редакторы: проф. Пугинский Б.И., доцент Рогачёв А.А.—М.: Издательская группа ИНФРА~М—НОРМА, 1997.—208с.

2.10.Теория права и государства. Под ред. проф. Г.Н.Манова.Учебник для вузов.—М.: Изд-во БЕК, 1996.—336с.

2.11.Теория государства и права. Курс лекций /Под ред. Н.И.Матузова и А.В.Малько.—М.: Юристъ, 1997.—672с.

Введение.

В обществе существует множество различных отношений: экономические, политические, юридические, моральные, духовные, культурные и д.р. Собственно, само человеческое общество есть совокупность отношений, продукт взаимодействия людей. При этом все виды и формы отношений, возникающих и функционирующих в обществе между индивидами и их объединениями, являются (в отличае от взаимосвязей в природе) общественными или социальными.

Юридическую науку, естественно, интересуют прежде всего юридичес- кие или правовые отношения. В чём их специфика? Кратко говоря, в том, что они органически связаны с правом.

Право — особый, официальный, государственный регулятор общественных отношений. В этом его главное значение. Регулируя те или иные отношения, оно тем самым придаёт им правовую форму, в результате чего эти отношения приобретают новое качество и особый вид—становятся правовыми, облекаются в юридическую оболочку.