Смекни!
smekni.com

Развитие орфографической зоркости на уроках русского языка (стр. 12 из 13)

Начнем объяснения-рассуждения с письма наизусть отрывка из “Полта­вы” А. С. Пушкина:

Из шатра

Толпой любимцев окруженный

Выходит Петр. Его глаза

Сияют. Лик его ужасен.

Движенья быстры. Он прекрасен.

Он весь, как божия гроза.

Попутно повторяем по лексике все, что так явно “напрашивается” на повторение: сфера употребления слов, употребление слов в переносном зна­чении и т. д. После анализа записан­ных строк, которые ученики сами про­верили по тексту учебника литерату­ры, они списывают строки, рисующие портрет Карла. Этот текст мы всесто­ронне лингвистически анализируем.

В заключение урока проводится предупредительный диктант (портрет Марии).

На последние 5—7 минут приходит­ся самостоятельная работа на листоч­ках по вариантам:

I вариант: II вариант:
серебряный голосокветреный день утиная стая безветренная погода
деревянная скамейка карманный фонарик стеклянная веранда искусственный цве­ток
оловянный жучок французский язык украшенный сапо­жок раненый перевозчик матросский костюм
вязаные перчатки слышимые песни
увлекаемый ветром листик дремлющая соба­чонка
скачущая лошадка еле слышимый шо­рох грушевый сучок едва различимый шепот
священная война

Эффективными приемами закрепле­ния могут быть письмо наизусть с по­следующей само- или взаимопровер­кой текстов, выученных на уроках литературы, или работа под назва­нием “Восстанови текст!”. Например:

Веселым треском

Трещит... (затопленная печь).

Напрасно ждал Наполеон...

(Последним счастьем упоенный,

Москвы коленопреклоненной

С ключами старого Кремля).

И медлят поминутно спицы...

(В твоих наморщенных руках).

Из темного леса навстречу ему...

(Идет вдохновенный кудесник).

И т. д.

На втором уроке, кроме того, про­водим изложение с языковым разбо­ром текста В. Астафьева, удивительно ярко передающего процесс труда.

Иногда он давал мне старый, с облез­лым лаком на колодке рубанок, клал бросовую доску на верстак и пробовал учить “рукомеслу”. Я суетливо тыкал ру­банком в доску, думая, как сейчас завьет­ся и потечет в щель рубанка радостная, шелковистая стружка, похожая на косу од­ной девочки, о которой я знаю, да никому не скажу! Но вместо стружки ножичек рубанка отковыривал щепки, а там щель и вовсе забивало, инструмент начинал ходить по доске вхолостую, как по стеклу. Дядя Миша колотил по торцу рубанка мо­лотком, вынимал клин, ножичек, продувал отверстие, снова собирал инструмент и, показывая, как надо им орудовать, гнал из доски сперва короткую, серую от пыли стружку, но скоро узкий рот рубанка на­чинал швыркать, словно схлебывал с блюдца горячий чай, затем сыто, играючи, без натуги пластал дерево, с веселым озор­ством выбрасывая колечки на стол и на пол. Прыгая, балуясь, как бы заигрывая с дядей Мишей, стружки солнечными зай­чиками заскакивали на него, сережками висли на усах, на ушах и даже на дужки очков цеплялись. А мне доска казалась негодной в дело, бросовой, нарочно, для конфузии моей уделенной.

— Ну, понял теперь, как надо?

— По-о-онял! — бодрился я и снова со всем старанием и силой ковырял доску рубанком, уродовал, мял дерево. На носу и под рубахой у меня делалось мокро от пота. (В. Астафьев).

Когда текст перед глазами, легко перейти к теме урока, задав вопрос, почему одни слова написаны слитно, другие — раздельно, третьи — через дефис, каким орфограммам соответ­ствуют наши вопросы над словами.

Вот теперь и настало время обра­титься к форзацу учебника для V— VI классов по русскому языку и “со­брать” все нужные нам орфограммы.

Обобщение может выглядеть так: учащиеся записывают в три столби­ка (через дефис, раздельно, слитно) эти орфограммы (с примерами); ни в коем случае нельзя давать этот ма­териал готовым.

В заключение урока проводим сочи­нение-миниатюру по опорным словам; набор таких слов с дефисным, раздель­ным и слитным написанием могут сде­лать сами ученики. Темы (которые, кстати, могут предложить и учащиеся) таких миниатюр: “Фестиваль цветов” — репортаж; “Сыпь ты, черемуха, сне­гом...” — письмо о нашей весне;

“Люблю грозу в начале мая” — этюд и т. п.

Тема урока: He” и “ни” с разными частями речи". 7 класс "В".

Обилие и трудность материала и на этом уроке требует предельной четкости в построении урока, в создании спо­собов запоминания зрительного обра­за. Начало работы: всесторонний лингвистический анализ предложения:

Яне мог заснуть не потому, что не устал от охоты, и не потому, что испы­танная мною тревога разогнала мой сон, а уж очень красивыми местами приходилось ехать. (Тургенев).

После анализа проводим устную фронтальную проверку известных све­дений о частице, повторяем значение частицы не и значение частицы ни и записываем таблички в тетради-спра­вочнике:

Значение частицы не.

Отрицательное значение

Положительное

значение

всего

предложения

отдельного

слова

Не рылит дорога(Л.) Здесь звуки не резки.(Н. Рыл.) не + неТарас Бульба не мог не остановиться. (Н.Г.)

Значение частицы ни.

Отрицатеотное значение в предложениях без подлежащего Усиление отрицания Обобщающее значение в предложении
Ни с места!Вокруг ни души. Не видно ни кустика Что ни (-все) делал, все у него получалось.

Работа по выяснению значений частиц не и ни занимает немного вре­мени, главное же внимание уделяем правописанию не и ни с разными частя­ми речи. Повторение этого раздела нуждается в обобщении, в умении уча­щихся “собрать” общие по опознава­тельным признакам орфограммы. Это не с существительными, прилагатель­ными и наречиями на (е); не с гла­голами и деепричастиями; не в неопре­деленных местоимениях и отрицатель­ных наречиях; не в отрицательных местоимениях; не с причастиями. После такого “собирания” мы снова обра­щаемся к “Справочнику” и работаем с таблицей на с. 232.

Анализируем примеры, постоянно обращаясь к таблице-обобщению, т. е. проводим комментируемое письмо.

1) Здесь некогда, могучий и прекрасный,

Шумел и зеленел волшебный лес,—

Не лес, а целый мир разнообразный,

Исполненный видений и чудес.

(Ф. Тютчев).

2) Чему бы жизнь нас ни учила,

Но сердце верит в чудеса:

Есть нескудеющая сила,

Есть и нетленная краса.

(Ф. Тютчев).

Понятно, что все примеры записать не представляется возможным, часть из них комментируется устно. На этом же уроке мы проводим словарную диктовку с последующей взаимопро­веркой:

Длительное нездоровье, сказать не­правду, неробкий человек, вызывает недо­умение; не легко, а трудно; неширокая ре­ка, ниоткуда не получал помощи, никто бы не пришел, шел не переставая, совсем не освещен, некому сказать, нежареная рыба, невдалеке, нераспустившееся расте­ние, собрались не сговариваясь, никогда не расти, негде расположиться, некого искать; не далеко, а близко; не росток. Проводим и изложение-миниатюру:

На небольшой поляне пасся теленок, привязанный к сосновому пеньку. И вот посреди полянки встретились двое ребят: сын человеческий и рыжий младенец бычок.

Хотя Комарову было столько же лет, сколько теленку месяцев, они могли счи­таться ровесниками. Но только теленок знал, кто такой Комаров, а Комаров не знал, кто такой теленок. Мальчик смотрел на бычка с изумлением, готовым перейти в пылкую любовь.

— Ты кто такой? — спросил Комаров. Теленок молчал, шевеля мягкими губа­ми и перекатывая во рту жвачку. Тогда

Комаров ответил сам себе:

— Ты большая собака.

Он протянул руку, чтобы погладить “большую собаку”, но теленку не хотелось, чтобы его гладили.

...Теленок терпел все нежности победи­теля и только вздыхал.

— Что, боишься? — спросил Комаров.— Я тебя тоже боялся, а теперь не боюсь.

Он хитро прищурился: “А ты не большая собачка. Не-ет! Ты, ты маленькая коров­ка”. (По Ю. Нагибину).

В данном тексте следует особое вни­мание обратить на последнее предло­жение: в нем отрицание не относится к словосочетанию большая собачка, поэтому не пишется раздельно. Кроме того, логическое ударение выделяет это отрицание. Очень нужно сравнить со словосочетанием небольшая собач­ка, где не — приставка, образующая новое слово — “маленькая” (в тексте есть небольшая поляна, можно cо­поставить эти написания).

Для любых уроков, а для обобщаю­щих особенно, нужны задачи-"раз­думья”, на доске написано: “Почему?" и в два столбика примеры: '