Смекни!
smekni.com

Русский язык в Интернете. Тенденции развития (стр. 3 из 14)

 

Этапы формирования лексики контр-культурного течения.

 

1.2.1. Тролли

 

«Сидела старуха

в Железном Лесу

и породила там

Фенрира род;

из этого рода

станет один

мерзостный тролль

похитителем солнца». (Андерсон, 2005)

Троллинг – течение, основанное на размещении провокационных сообщений в сети Интернет с последующим разжиганием споров, конфликтов и религиозных войн. Зародилось в начале 90-ых годов в сети Usenet (см. словарь).

Основными принципами поведения «сетевого тролля» является внесение разлада в коллектив/общество. Существует ряд сообществ, активно занимающихся применением данного стиля общения в Интернете (на форумах, в комментариях новостных лент и т.д.).

Официальной версией происхождения названия данного течения считается заимствование из англ. выражения «trolling for suckers», имеющее прямое отношение к одному из видов спортивной рыбалки. Судя по всему, имеет место ассоциативное уподобление: «trawling» - «травля». Игра слов заключается в том, что присутствует дополнительная ассоциация – тролли. В фольклоре стран Скандинавии (главным образом в детских сказках), это большие (горные тролли) и маленькие (болотные) творения, злобные и неприятные на вид, творящие зло и вред. Тролли – обитатели гор, лесов и болот – не любят посторонних, пытающихся нарушить их покой. В России эти создания довольно известны благодаря книгам писателей-фантастов (П. Андерсон «Три сердца и три льва», «Сломанный меч», «Буря в летнюю ночь», Руэл Толкин «Хоббит», Дэвид Эддингс «Эления», «Тамулия», Роберт Линн Асприн «Санктуарий», Терри Прэтчетт, Клиффорд Саймак «Заповедник гоблинов», Туве Янсон «Муми-тролль»). Также в компьютерных он-лайн и офф-лайн играх (Lineage, World of Warcraft, Нeroes of Might & Magic, Warhammer: Mark of Chaos, Wizards & Warriors) и др.) это одна из самых распространенных рас.

«Не кормите троллей» - часто встречаемая в Интернете фраза. Обусловлена тем, что провоцируя тролля, который выступает инициатором конфликтов и споров, тем самым, создается почва для их развития. Показательна фраза одного пользователя сети: «Вы так далеки от того, чтобы быть в состоянии понять что-либо из того, о чём кто-либо здесь говорит, что от этого всего никакой пользы. Вот что действительно грустно — то, что Вы искренне убеждены, что берёте верх. Вы всего лишь пустая трата природных ресурсов — будьте любезны, верните себя в круговорот питательных веществ. Идите умирать во сне, Вы бесполезный напыщенный тролль» (Mark Miller, февраль 1990 г.).

1.2.2. ТВН-щики

Эхоконференция была создана 19 октября 1994 года Дмитрием Орлом из Москвы. Среди знаменитых ТВНщиков - Forever, Dead J. Dona, Oles, Gnut, Братский, Селезнёв. Название течения ТВН является аббревиатурой от эхоконференции Фидо «TYT.BCE.HACPEM». Прослеживается визуальное сходство с грубым выражением «тут все насрем».

Основными принципами поведения «ТВН-щиков» является широкое использование грубых и нецензурных слов и выражений на форумах, конференциях, новостных лентах и других комментариях. Многие слова и выражения «ТВН-щиков» были заимствованы «кащенитами» и «падонками». Например, написание приставки «ф» вместо «в» (оглушение): «в топку – ф топку» впервые появилось именно в этой конференции и позднее нашло отклик в других контр-культурных течениях в Интернете.

1.2.3. Кащениты

«All, вы антисемит?
Так закалялась дурь.
МедБрат (2:5095/28)
Однажды, в один великолепный весенний вечер, вдоволь наладившись новыми припадками ламеризма, криворукости, и необыкновенно широко раскинувшейся во все пространства необъятной сети FidoNet тупизны, я решил создать нечто препятствующее таким пагубным явлениям человеческого разума...»

( Google search, 2007 )

Истоки этого течения ведут к эхо-конференции Фидо (приобрела популярность приблизительно в конце 1998 года, до этого была популярна в основном среди жителей г. Подольск) SU.KASCHENKO.LOCAL (участников которой и их последователей называют кащенитами), берущая своё название от знаменитой «Кащенки» (психиатрическая больница имени Алексеева № 1, г. Москва). Участники конференции, в основном, были анонимны. Основателем считается Владимир Тимофеев (псевдоним: Медбрат).

Объектами глумлений становились люди с разнообразными интересами: музыкальные исполнители и их поклонники (М. Круг, Децл, Л. Зосимова, «Металлика», «Ария» и «Тату»), фашисты, сатанисты, а также сетевые националисты и т.п.

Фанаты погибшего солиста группы «Кино» Виктора Цоя были предметами насмешек с последующим возникновением ряда анекдотов (по типу серии анекдотов про представителей чукотской национальности), где фамилия исполнителя стала именем нарицательным.

Все эти волны последовательно обогащали фольклор разными словами и выражениями, некоторые из которых выплескивались за пределы SKL в Фидо и далее, в Интернет. Основная тематика: больничный юмор. В конференции существовала единая манера общения. Типичными чертами являлись: провоцирующее поведение, искажение грамматики, пародизийность в отношении евреев (антисемизм), «черный юмор».

Провоцирующее поведение (т.н. «травля») заключалось в том, что «кащениты» нарушали обсуждение определенной темы, создавая «оффтопы» (см. словарь), пытаясь разжечь дебаты на темы, не имеющие четкого ответа (например, христианство и атеизм) – «религиозные войны» (см. словарь).

«Кащениты» придумали свой образ: «Шушпанчик» - вымышленное создание, первоначально являвшееся прозвищем одного из участников конференции, Александра Шушпанова. Само понятие возникло в 2001 году. А. Шушпанов активно критиковал «кащенитов» в других эхоконференциях, вызывая тем самым активное обсуждение (позднее он присоединился к «кащенитам»). Один из основоположников данного течения, МедБрат, стал приветствовать его «О, Шушпанчик!». Эта фраза вызвала появление ряда последующих т.н. «шушпанишад». «Шушпанишады» - слово, возникшее при игре слов – на ассоциативном сравнении со словом «упанишады» (древнеиндийские произведения, подробнее см. словарь ). Некоторые из них полностью совпадают с буддистскими коанами. В практической части мы рассмотрим примеры «шушпанишад».

 

 

 

 

 

 

1.2.4. Падонки

1.2.4.1. Язык «падонков», откуда есть пошел язык сей.

Падонок, по определению словаря Ожегова, - «ничтожный, вызывающий презрение человек» (Ожегов, 2003).

Одним из прародителей языка «падонков» считается петербуржец Дмитрий Соколовский (36 лет), в сети известный как Удав. В начале пробовал себя в качестве писателя для сайта fuck.ru, позднее создал свой собственный проект udaff.com, где опубликовывает свои и чужие тексты в духе Буковского и Рабле. В них, как выразился бы литературовед Бахтин, превалирует телесный низ: секс, еда и испражнения. Как в незапамятные времена – «секс, наркотики, рок-н-ролл».

В принципе верно отмечено: «Здесь нет запретных тем: все искажено, оголено, опошлено, высмеяно. Но среди грязи, скабрезности и слов «из трех или пяти грустных букв» можно найти настоящие литературные жемчужины» (Трапезникова О., 2006)

Дмитрий Соколовский (Удав).

Фото: Дни.Ру/Михаил Просмушкин

Если последователи Рабле называли себя «раблезианцами», то новоиспеченные авторы почтительно довольствуются определением «падонки». При анализе возникают также ассоциации с Франсуа Вийоном и Жаном Жене, из русских писателей – Ф. Ерофеевым, Ю. Мамлеевым.

«Этот ресурс создан для настоящих падонков, - так и сказано в их манифесте. - Кому не нравятся слова х** и п****, могут идти на х**. (Ресурс Удава, 2007, 1) Остальные пруцца». «Пруцца», «падонки» - такими словами написаны целые рассказы, или «криатиффы», как их называют сами «аффтары». Это мы рассмотрим далее, в практической части нашей работы.

«Аффтары» начали творить, а «каментатары» - оценивать. Произведений появлялось все больше, и было очень тяжело читать их все. Возможно, именно этой предпосылкой стало желание «каментатаров» экономить время и усилия, которые отныне ограничивались небольшой фразой типа: «аффтар жжот, пешы ищо» (автор хорошо преподнес тему, советую продолжать в творении), «ниасилил» (не смог прочесть весь текст), «ф топку» (сжечь рукописи, не достойно опубликования), «аффтар, выпей йаду» (отрицательная оценка произведения), «зачот», «низачод».

Сейчас, на основании комментариев, администраторы и модераторы порталов составляют средний балл текстов. Чем выше, тем авторитетнее выглядит автор и тем большую читательскую аудиторию он собирает. «Удафф.ком» - своего рода «самиздат» виртуального мира, платформа для творчески настроенной публики с чувством юмора.

Выражения, возникавшие на почве ресурса udaff.com, нашли отклик среди посетителей «живого журнала». Живой журнал – один из крупнейших интернет-ресурсов, где каждый желающий может завести собственный дневник, оставляя другим возможность читать и комментировать им изложенные мысли. Русскоязычная аудитория насчитывает более десятка сотен тысяч пользователей.

Если посмотреть историю развития данного источника нашего исследования, то можно проследить приблизительный пошаговый путь. Раньше международный «живой журнал» был местом интеллигентного слоя населения, где разные люди оставляли свои заметки, мысли, творения на суд публике. Как замечает главный редактор сайта kultprosvet.ru, Михаил Расташанский, тоже публиковавшийся раньше на udaff.com, «раньше «ЖЖ» считался площадкой для рефлексирующих «интеллигентов», а «падонки» позиционировали себя как самоуверенные молодые циники, которые смогли устроиться в жизни» (Расташанский М., 2006).