Смекни!
smekni.com

Россия в мировом производстве и торговле продовольствием (стр. 3 из 7)

В вывозе сырьевых товаров в 90-е годы отмечалась тенденция к снижению эффективности экспорта, особенно топлива. При увеличении физических объемов зарубежных поставок валютные поступления от экспорта сокращались.

Однако современная структура внешней торговли России носит ярко выраженный сырьевой характер (1). В последние годы на мировой рынок поставляется свыше 40% добываемой в стране нефти, более 30% природного газа, около 30% нефтепродуктов, более 35% минеральных удобрений, не менее 25% круглого леса, свыше 60% фанеры (6). Рост экспорта сырьевых товаров из России стимулировался завышенным курсом доллара и низким уровнем рентной платы за природные ресурсы (1).

В 1997 г. резко упали мировые цены на нефть и металлы, что сразу усугубило внутриэкономическое положение страны (6).

В экспорте России, который в 1995 г. составил 64,3 млрд. долл., на долю сырьевых товаров приходилось более половины всего вывоза. При этом всего лишь два товара – сырая нефть и природный газ – давали 35% всей валютной выручки страны.

В середине 90-х годов на экспорт поставлялось 90% общего объема производства алюминия, 85 – минеральных удобрений, 80 – меди, 70 – продукции – продукции черной металлургии, 41 – сырой нефти, 40 – никеля, 35 – алмазов, 33 – природного газа, 31,2 – целлюлозы, 25 – нефтепродуктов, 11,6 – каменного угля, 6,7% - чугуна.

Россия по-прежнему остается ведущим мировым экспортером ряда сырьевых товаров, черных и цветных металлов. В частности, ее доля в мировой торговле алюминием в середине 90-х годов составляла 25%, никелем – 20, медью – 11, цинком – 8,4% (1).

Так, положение России в мировой экономике в конце ХХ века характеризовалось следующими данными:

удельный вес страны в совокупном валовом продукте мира снизился с 3,4% до менее чем 2% - примерно 10-е место в мире;

доля в мировом промышленном производстве не превышала 4% - 5-я позиция в мире;

по уровню производительности труда в промышленности (годовая выработка на одного занятого) страна занимала 64-ю, а в сельском хозяйстве – 77-ю ступень в мировой классификации (9).

Основной причиной уменьшения импорта с началом экономических реформ является прежде всего политика правительства России, направленная на сокращение государственных расходов, включая расходы на централизованный импорт, а также на постепенную ликвидацию системы бюджетного дотирования импорта (1).

2.3. СИСТЕМА ВНЕШНЕТОРГОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ РОССИИ

Вплоть до 80-х годов регулирование внешнеэкономических связей России определялось особенностями советской экономики, основанной на централизованном распределении финансовых и материальных ресурсов.

Система государственной монополии внешней торговли жестко определяла внешний рынок от внутреннего. Главной целью распределения ресурсов было направлено на обеспечение производственных нужд в бывшем СССР. Импорт решал задачу получения недостающих товаров, а экспорт обеспечивал необходимые средства платежа. Все союзные объединения специализировались на экспорте (импорте) отдельных товаров.

Право на внешнеторговые операции было предоставлено исключительно специализированным государственным организациям 95% внешнеторгового оборота страны приходилось на объединения Министерства внешней торговли (позже – Министерства внешних экономических связей).

На внешнем рынке товары продавались по мировым ценам, в то время как на внутреннем они закупались по фиксированным национальным. Возникающие прибыли и убытки покрывались за счет государственного бюджета. Банк для внешней торговли и Государственный банк финансировали торговую деятельность этих объединений.

Монополизация внешнеторговой деятельности, оторванность производителей от мирового рынка, косвенная связь с ним через обязательных внешнеторговых посредников, подчиненность задач внешнеторговой деятельности, призванной компенсировать дисбалансы в национальном хозяйстве, - все это приводило к ухудшению качества производимой продукции, национальной структуре экспорта и импорта.

Таможенный тариф России, действующий в настоящее время, представляет собой перечень товаров, подготовленный на базе международной классификации. Каждому товару соответствуют различные уровни ставок таможенных пошлин в зависимости от режимов, применяемых в отношении стран происхождения товара.

Основой являются ставки, применяемые по отношению к странам, пользующимся в России режимом наибольшего благоприятствования; по отношению к этим 125 странам используются базовые ставки. Для товаров, поступающих из стран, не пользующихся этим режимом, базовые ставки увеличиваются вдвое.

Для товаров, ввозимых из стран, относящихся к развивающимся (по классификации ООН), базовые ставки уменьшаются в 2 раза. Товары, происходящие из 46 наименее развитых государств, ввозятся безпошлинно, точно также, как импорт товаров из стран СНГ.

В среднем базовая ставка таможенного тарифа составляет 20% стоимости изделия. Более высокие пошлины установлены на ряд изделий, которые в российских условиях можно считать предметом роскоши.

Новый тариф предусматривает не только адвалорный порядок начисления ставок таможенных пошлин, но и возможность использования двух новых: в экю за физическую единицу ввозимого товара (за 1 кг, за 1 л или 1 шт.), т.е. специфические пошлины, и комбинированный порядок начисления. На некоторые виды сельскохозяйственной продукции растительного происхождения (овощи, фрукты) введены сезонные пошлины с ограниченным сроком действия.

Вводится также налог на добавленную стоимость, исчисляемый с величины, включающей таможенную стоимость товара, импортную пошлину и сумму акциза.

Итак, наблюдается тенденция к фискальному обложению импорта, а также разработка четко выраженных протекционистических правительственных программ. По сравнению с национальным производством импортные товары ставятся в заведомо невыгодное положение не только потому, что облагаются дополнительными высокими пошлинами, но и в связи с явно завышенной базой для взимания налога на добавленную стоимость.

Особенностью таможенного режима России является применение экспортных налогов, взимаемых с целью уравнивания внутренней и внешней цен, в первую очередь сырьевых товаров, и пополнения госбюджета. Наиболее значительны в настоящее время ценовые диспропорции по сырьевым товарам, и поэтому основными товарами, подлежащими экспортному налогообложению, служат минералы и сырье, на которые приходится более 80% всего экспорта России. Экспортные пошлины взимаются в экю с 1 т (т.е. являются специфическими), лишь в отдельных случаях используются адвалорные пошлины.

Основным методом определения таможенной стоимости товара, закрепленным в таможенном тарифе России, выступает признаваемый и рекомендуемый ГАТТ метод определения по цене сделки с ввозимыми товарами или идентичными (в российской редакции «однородными») по расчетной цене товарами.

Такое построение таможенной оценки приближает Россию к использованию мировых норм и правил. На практике же реальный контроль осуществляется лишь над очень крупными сделками. То, что происходит при заключении небольших сделок, обычно происходит мимо контролирующих организаций, а именно в этой сфере двух - трехкратное занижение контрактной стоимости практически является нормой.

Действующий российский таможенный тариф можно рассматривать как временный. Его основная задача – пополнение госбюджета и протекционистская защита национальных отраслей.

Система таможенно-тарифного налогообложения дополняется широким использованием импортного субсидирования.

Импортное субсидирование представляет собой рудимент прежней распределительной системы с целью выравнивания различий во внешних и внутренних ценах. Завышенный обменный курс в рублях иностранной валюты, в которой происходит оплата импортного товара, дополнительные сборы и в том числе налог на добавленную стоимость – все это делает импортные товары недоступными по цене малоимущим слоям населения.

Источниками субсидирования обычно являются займы, получаемые правительством от иностранных государств, банков или международных организаций.

Неценовые методы регулирования внешней торговли в России широко распространены и включают квоты, лицензии, систему специальной регистрации экспортеров и специальный экспортный контроль.

Наиболее значимый из перечисленных методов – квотирование с целью резервирования определенного количества жизненно важных товаров для внутреннего рынка. Квоты формируются на основе материальных балансов и представляют собой разницу между производством и внутренним потреблением. Таким образом, квотирование выступает своеобразным порождением прежней системы централизованного распределения товаров, при которой экспорт осуществляется только в том случае, если товары производились в избытке по сравнению с требованиями внутреннего рынка, а объем квот обеспечивал получение необходимого количества валюты для оплаты запланированного импорта (2).

2.4. ПОЛОЖЕНИЕ РОССИИ В МИРЕ ПО ИНФОРМАЦИОННОМУ ОБЕСПЕЧЕНИЮ И ЭФФЕКТИВНОСТЬ ЭКОНОМИКИ

Мировое сообщество стремительно переходит от традиционного состояния к так называемому информатизационному обществу – обществу электронной переработки информации и развитых коммуникационных систем, где информатизационные потоки приобретают не меньшее значение, чем потоки материально-энергетические. Место любой страны в современном мире в значительной степени определяется степенью включонности в процесс информатизации общества. Активное участие в нем позволяет повысить эффективность экономики, помогает приобрести преимущества по многим параметрам экономического социального развития.

Россия вступила на путь информатизации в период упадка плано-распределительной системы в рамках СССР, последовавшего затем его распада, сложно протекающей рыночной трансформации общества. Этим в значительной степени объясняется отставание страны в темпах развития информационной индустрии, информационного обновления материального производства, сферы услуг и индустриального устройства. Известно отставание страны и в развитии коммуникационных сетей и средств связи, в частности, следует назвать и низкое качество телефонной сети. Несмотря на то, что положение с компьютерной оснащенностью и развитием коммуникаций в последние годы меняется к лучшему, сегодня задача перевода на качественно новую ступень информационного обеспечения страны стоит как никогда остро, ибо только с ее решением можно связывать расчеты на благоприятные перспективы развития экономики и интеллектуального потенциала.