Смекни!
smekni.com

Лоскутная пластика. Панно "Кармашки" из текстильных материалов (стр. 3 из 7)

Холст, рогожка, мешковина

Холст служит плотной основой для аппликативных панно, но он может стать и главным действующим лицом. На гладкой фактуре холста с хорошо выраженным плетением нити прекрасно смотрятся объемные цветы, композиции из сукна, замши, гобелена.Из холста и мешковины, крашеных или подкрашенных самостоятельно, получатся стильные вазы и корзины с фруктами. Холст прекрасно клеится ПВА и фиксируется на клею в жесткие объемные складки. Скроив детали из более мягкой мешковины и рогожки, прострочите их прямые края жесткой корсажной лентой или брючной тесьмой. Тогда эти ткани будут лучше держать нужную форму.Прожелатинив холст крепким раствором, вы получите жесткую, «стеклянную» ткань. Ей можно придать любую форму и объем, который будет держаться после высыхания.

Вельвет, особенно с широкими рубчиками, станет подходящим строительным материалом для бревен избушки, ската крыши или ступенек лестницы. Отдельно вырезанные полосы рубчика вельвета — хорошая отделка к работам с городским пейзажем.

Гобелен обычно красив и интересен сам по себе, как специальная декоративно-интерьерная ткань. Взятый в большом количестве, он вызовет недоумение зрителя. Зачем делать картину из ткани с готовыми картинами? Поэтому обыграть лучше лишь отдельно выкроенный маленький фрагмент гобелена — лист, цветок, узор. Они органично впишутся в составляемый вами букет и обогатят его своим скромным присутствием. Такой выкроенный фрагмент необходимо обработать по краям клеем, так как гобелен очень сыпучий материал. (3 с 24) [Приложение]

Трикотаж и синтетика

Разнообразие этих тканей очень велико, но у них есть общие свойства, которые необходимо учитывать в работе с аппликацией. Часто это ткани с ярким, активным рисунком, поэтому важно «не переборщить». Встречаются привлекательные, но сомнительные цвета, использовать которые не стоит. Они могут придать всей работе оттенок плохого вкуса. Вместе с тем масса синтетики с оригинальными расцветками поможет вам в работе. Так же, как и трикотаж, это ткани мягкие, хорошо драпирующиеся, слабо или мало сыплющиеся.

Кожа и замша

Кожа материал эластичный, тянущийся, в отличие от тканей, во все стороны. Если вам не хватает ее на нужную деталь, намочите кусок с лицевой стороны теплой водой и растяните на картоне или пенопласте кнопками, булавками или мелкими гвоздиками до нужного размера и оставьте до высыхания. Конечно, кусок не может растягиваться до бесконечности, но по несколько сантиметров со всех сторон прибавится.Старую кожу можно подновить кремом для обуви, а радикально — покрасить морилками, анилином или тушью. Покрашенную этими красителями кожу нужно покрыть сверху жирной смазкой, например, вазелином. Такое окрашивание придаст коже яркость и цвет, не меняя ее фактуры. Если вам нужно сделать кожу блестящей, под лак, покрасьте ее цветной нитроэмалью. Эти способы годятся только для декоративного использования кожи. Красить замшуможно анилином, морилкой и акварелью, не покрывая потом жирной смазкой.Давленая поверхность делается на коже следующим образом: смочите водой тонкую кожу и положите на жесткую поверхность с выпуклой фактурой.( 3 с 22)

Это могут быть насыпанные зерна гороха, пшена, бисер и другой рельеф. Поверх кожи наложите слой тонкого поролона и все прижмите плоскостью не очень тяжелого груза (книгой). Высохнув, кожа останется рельефной.

Скроенную из кожи деталь, например, лепесток цветка, лучше сделать объемной. Подержите ее пинцетом над горящей свечой или «поджарьте» на сковороде (без масла). Такой поджаренный лепесток округлится, и будет сохранять эту форму в дальнейшем.Детали из кожи и замши органично впишутся в работу, собранную из других материалов. Обычно в аппликации используется тонкая кожа, так как толстая будет «выпадать» из общего ряда тканей. Кожа прекрасно сочетается с тесьмой, бусами, бисером, и на этом интересно построить всю работу.Замша хорошо передает фактуру шерсти животных, стволов деревьев, деревянных кораблей и лодок.Вырезанные из кожи и замши тонкие ремешки служат для оформления декоративных сосудов, скрепляют между собой лоскуты плотных тканей, широкими же можно окантовать небольшую работу. Из нарезанных из цветной кожи геометрических фигур выкладываются узоры и орнаменты.

Таким образом, художественные возможности тканей не ограниченны. Так как они является — наиболее распространенной разновидностью текстиля, основа для шитья. От раскроя ткани при изготовлении швейных изделий остается много разноцветных узорчатых небольших кусочков ткани — лоскутов, которые; являются прекрасным материалом для творчества.В лоскутном творчестве используются и отходы от шитья, и ткань, бывшая в употреблении, и новая ткань. Из текстильных лоскутов (а это могут быть и кусочки трикотажного полотна, обрезки лент, тесьмы и т.п.) делаются одеяла, подушки, панно, салфетки, игрушки, сувениры. Лоскут используется в костюме в качестве декора. Детали одежды могут выполняться полностью из лоскутов (как бы лоскутной ткани) или использоваться в качестве отделки. А так как ткань — это мягкий, пластичный материал. Отсутствие жесткости — то главное, что отличает изделия из ткани и лоскута. И это относится не только к форме изделия, но и к рисунку орнамента.


Глава IIОпытно-экспериментальная работа по изготовлению панно «Кармашки» для интерьера

2.1 Технологические основы лоскутного шитья

Современное лоскутное шитье в значительной степени отличается от традиционного шитья из лоскутов в технической части. С появлением швейных машин практически ушло стачивание деталей вручную, появляются различные варианты стежки, как ручной, так и машинной. Сегодня существует много способов технического исполнения изделий из лоскута с применением различных приспособлений и инструментов, повышающих техническое качество изделий и облегчающих труд исполнителя.

Существуют различные способы подготовки ткани к работе. Представляем некоторые из них.В лоскутном шитье используются как новые, так и бывшие в употреблении ткани. Новые ткани желательно декатировать. Это в особенности относится к тканям, входящим в те изделия, которые впоследствии будут подвергаться стирке.( 4 с 25)

Декатировка — это дополнительная влажно-тепловая обработка с обильным увлажнением материала, которая производится для первичной усадки ткани. Декатировке подвергаются следующие виды тканей: хлопчатобумажные, льняные, шерстяные, из натурального шелка, смесовые ткани.Во избежание окрашивания не рекомендуется декатировать ткани разного цвета совместно. В зависимости от состава волокна ткани декатировка производится следующим образом.Хлопчатобумажные ткани в расправленном состоянии следует на некоторое время поместить в емкость с горячим мыльным раствором. Затем слегка отжать ткань и высушить. Так повторить еще раз и прополоскать ткань. После второй обработки раствором ткань не отжимать, а повесить для стекания воды. Полувлажную ткань высушить прессовыми движениями утюга, т.е. вверх-вниз без скольжения (поставить утюг на ткань, подержать несколько секунд, поднять утюг. И так продолжать до полного высыхания ткани).Для шерстяных тканей процедура декатировки та же, что и для хлопчатобумажных, но температура воды не должна превышать 40°С.

При высушивании шерстяных тканей регулятор утюга необходимо установить на символ "шерсть". (4 с 28)

Тонкие шерстяные и шелковые ткани декатируются только утюжкой через влажную хлопчатобумажную ткань, без замачивания. Влажно-тепловая обработка для таких тканей, как бархат, вельвет, проводится на мягких подушках или специальных щетках, предупреждающих смятие ворса.Смесовые ткани, т.е. ткани, состоящие из различных видов волокон (например, лен с лавсаном), декатируются по типу натурального волокна, входящего в эту ткань.Очень маленькие обрезки тканей разделяют по цвету и помещают в марлевые мешочки, а затем просто стирают.

Некоторые виды тканей желательно подкрахмаливать. К ним относятся крепдешин, штапель, некоторые шелка и другие подобные им ткани. Следует помнить, что на темных тканях крахмал может оставить белые пятна, поэтому в работе с такими тканями лучше использовать тонкий клеевой флизелин.

Крахмаление.

Развести крахмал (1 ст. ложку) в холодной воде (0,5 стакана) и наливать, помешивая, в ки­пящую воду (1 литр). Снять с огня, дать остыть под крышкой (чтобы не образовалась пленка). В таз с холодной водой (3-5 л) вылить остывший раствор. Размешать. Держать ткань в растворе 20 мин, два раза перевернув ее для равномерного насыщения крахмалом. Затем вынуть ткань, слегка отжать раствор, не выкручивая ткань, и повесить для сушки. Утюжить ткань следует полувлажной, очень аккуратно, медленно продвигая утюг по направлению долевой нити. Ткани разных цветов следует крахмалить отдельно во избежание окрашивания.

В современном лоскутном шитье существуют понятия "сетка" и "шаблон". Сетки и шаблоны позволяют выполнить мозаичные лоскутные орнаменты технологично и качественно.

Сетка — простейший чертеж, на линиях и узлах которого можно построить однотипные орнаменты (своеобразный каркас для деталей лоскутного орнамента). Узел — пересечение линий сетки. Введя понятие "сетка", можно классифицировать множество разнообразных лоскутных рисунков. Самые простые сетки прямоугольные.

Основные прямоугольные сетки: 3x3, 4x4, 5X5, 7X7 (по числу квадратов по горизонтали и вертикали) (рис. 4.2). Сетка 6x6 состоит из четырех сеток Зх3. Габаритные размеры сетки определяют соответствующие размеры рисунка.

Шаблон — лекало для выкраивания деталей лоскутного орнамента. Он представляет собой выкройку детали с припусками на шов со всех сторон. Шаблоны бывают сплошные и сквозные. (4 с 56)