Смекни!
smekni.com

Украинское морально-этическое наследие и гуманистические ценности (стр. 4 из 4)

стороне границы не было благоприятных предпосылок, которые способные были бы послужить развитию философии Украины.

Условия существования философии и культуры в целом на Советской Украине определялись - учитывая господствующий психологический климат этого существования - атмосферой вечного страха властей перед свободным мысленным взором, талантом, высоким мастерством - всем, что предоставляет человеку независимость. Сама находясь в страсти, властям стремится навеять его каждому. Советский тоталитаризм - это страх системы перед народом и страх народа перед системой. Этим и определялась планомерно осуществляемая политика массовых ссылок, арестов, погромов в культуре и науке, которые направлялись на уничтожение и без того чрезвычайно тонкого слоя интеллектуальной элиты нации и воспитания взамен слоя послушных технологов властей, “инженеров человеческих душ”, что способные были бы обеспечивать обслуживания правящего партийно-номенклатурного слоя. Относительно философии ситуация ухудшалась однозначным утверждением лишь одной философской доктрины - философии диалектического и исторического материализма как единственно возможного типа философской рефлексии. Жесткое навязывание философии с политикой, где отступление от ортодоксальных философских позиций расценивалась как политическое враждебная акция, а смысл любого конструктивного философского решения проблемы определялся лишь учитывая пригодность его для обоснования генеральной линии партии, уводили к преобразованию философии на идеологию вообще. Выданная в середине 30-х лет труд И. Сталин “О диалектическом и историческом материализме”, что входила как раздел к Короткого курса истории ВКП(б), оглашалась вершиной философского достижения, на что должна была сориентироваться любая философская деятельность. Но шлось о максимально примитивном изложении, которые адресовались широким массам, которые не имели достаточной подготовки для восприятия более или менее серьезных соображений. Тем самым искусственно создавались условия для изъятия философии, в том числе и марксистской, вообще со сферы научного, теоретического анализа и преобразования ее на область пропагандистско-агитационной популяризаторской деятельности. Следовательно, даже официально декретованная марксистская философия теряла адекватную почву для своего нормального существования.

Конечно, сказанное не касается условий, из-за которых действовала украинская интеллигенция в эмиграции. Но и здесь, отторгнутая От родной земли, украинская диаспора за возможность избегнуть трагических событий, которые произошли на их бывшей Родине, вынужденная была уплатить высокую цену. Мучительная ностальгия, ощущение психологической несовместимости, отчужденность, дискриминация, - все это привело далеко не однозначный по результатам фон, на что протекает духовная жизнь украинских общин за границей. При таких условиях главные усилия этих общин в духовной сфере направляются на сохранение политических, культурных достояний, народных традиций не советской Украины и осмысления причин, которые привели к краху попытки утверждения независимого государственного существования. Философия в творчества деятелей украинской диаспоры учитывая сказанное значительно суживает простор проблем, которые включаются к орбите ее рефлексии. В сущности, идет о дальнейших усилиях в разработке украинской идеи и связанные с этим исследование истории философии Украины.

И все таки сказанное отнюдь не дает оснований считать 20 - 80-те года XX ст. черным пятном в истории духовной культуры, в том числе и философской, Украины. Жизнь богаче за любую схему. Вопреки жестокий идеологический отбор, установку на серость, несмотря на крайне тяжелых условия существования в инонациональной культуре, отторгнутым от родного народа, на что обреченные были многочисленные представителей украинской диаспоры, культура, наука, философия не умирали ни по тот, ни по эту сторону тоталитарной Границы, которая разрезал единое тело украинской культуры. Чрезвычайно талантливым оказался народ, замечательно мощны были те жизненные нити, которые закаливались в течение многовековой истории его без государственного существования. История философии Украины благодаря этому не останавливался в течение XX ст. Она была в состоянии на новые результаты. Достижения эти давались ценой огромных утрат, они могли бы быть значительно богаче за больше благоприятных условий. Но вопреки им они были и требуют уважительного осмысления, ибо представляют реальную почву современного процесса духовного возрождения украинского народа. Обзора этих достижений и посвящена наша последняя тема, которая завершает изложение истории философии Украины.

Конечно, характеристика развития философии Украины, начиная с 30-х лет XX ст. и до сих пор не может ограничиваться рассмотрением вклада, что принадлежит украинской диаспоре.

Определенные и неоднозначные процессы этого часа происходили и в Советской Украине.

Почти сплошное уничтожение философов, которое осуществлялось на протяжении 30-х лет, постепенно начинает давать себя знать и учитывая потребности функционирования системы тоталитарного государства. Это повлеклось к открытию 1944 г. философского факультета в Киевском университете. 1946 г. создается Институт философии АН Украины. Тем самым закладывались определенные институциональные устои для воспроизведения философской жизни в Украине

Конечно, возможности такой жизни были крайне ограниченные. Ведь каждое философское слово усердно проверялось относительно соответствия к официально декретованной доктрине “марксизма-ленинизма”, которое был максимально изуродован вариантом осуществленный Лениным и Сталиным интерпретации марксистского философского мировоззрения. Поэтому лишь после смерти Сталин (1953 г.) и критики культа его лица на XX съезде КПРС (1956 г.) за время так называемой хрущевской оттепели, когда давление большевицко -партийного прессу на духовную жизнь нечто ослабился, активизируются философские поиски в Украине. Природно, наиболее плодотворные результаты становило возможным добыть в тех областях философского знания, что учитывая официально - декретованую систему философии расположились на наиболее далекой периферии. Туда не всегда доходили руки бдительных идеологических цензоров и контролеров. Такими областями прежде всего оказались логика, методология науки и история философии.

Наконец, заметные сдвиги происходят и в разработке вопросов истории философии Украины. Наиболее ценными здесь были достижения, полученные в результате движения “вглубь” нашей исторической давности. Если традиционно начало истории философской мысли Украины принят было счесть от философии Г.Сковороды, то благодаря усилиям исследователей Киева и Львова, начиная от 60-х лет, осуществляется серьезное изучения философского наследства профессоров Киев могилевской Академии, деятелей Островского научно-образовательного центра и пр. От 80-х лет активизировалось исследование философских идей в культуре Киевской Руси.

Конечно, положительные результаты, полученные у такого типа исследованиях, могли бы бутил больше значительными, если бы не тормозящее влияние официально - декретованной философской доктрины. Но несомненным есть то, что сам по себе достижение, полученный философами Украины конца 80-х лет объективно не вкладывался, даже подрывал фундамент, на котором держалась строение идеализированной философии. Охранники доктрины не могли не видеть это, направляя усилия на подавление плодотворных идей.

В 70-те года некоторых философов Украины было репрессировано за обвинением в “украинском буржуазном национализме”. Но важно, что эти репрессивные мероприятия оказались невозможными парализовать философскую мысль. И за этих сложных условий она жила, творя фундамент для возрождения национальной философской культуры, исполнить что призванное новое поколение Философов Украины.