Смекни!
smekni.com

Идея национальной независимости (стр. 3 из 16)

В-шестых, если речь зашла об основных требованиях, предъявляемых к национальной идее, то тогда должны поразмыслить о двух ее опорах.

В первую очередь, национальная идеология должна опираться на исконные традиции, обычаи, язык, религию, духовность народа, словом, на свои национальные ценности, мировоззрение и мышление народа. Вместе с тем она должна вбирать в себя все современные достижения человечества, служить прогрессу страны, процветанию Родины, интересам народа, его благополучию.

В-седьмых, национальная идеология ни в коей мере не должна стать на уровень государственной идеологии, превратиться в нее. Еще раз хочу подчеркнуть, что этому вопросу надо уделить особое внимание. Должен быть сохранен плюрализм мнений, разнообразие идей, не должно быть препятствий или оказываться давление на проведение дискуссий, споров, борьбу идей, чтобы любая партия, движение, любой человек, гражданин могли свободно высказывать свои мнения и защищать их. Думаю, целесообразно свою работу в области формирования национальной идеи, национальной идеологии проводить в соответствии с вышеизложенным.

Здесь считаю уместным вспомнить, какое серьезное внимание уделялось при прежнем строе идее, идеологии. Возникает естественный вопрос: почему старый строй всеми силами держался за идеологию? Причина в том, что тогда хорошо уяснили: любая идея, даже заведомо ложная, фальшивая, но если ее непрерывно насаждать в сознание людей, обретет огромную силу. И поэтому деспотический строй, используя весь свой идеологический потенциал, все средства массовой информации, всегда и на все готовых прислужников, беспрестанно отравлял сознание людей ложными идеями.

Минувшее время – для нас история, следовательно, из этой истории мы должны сделать правильные выводы. В то же время, изучая опыт развитых государств, должны строить свое будущее. Из давней и недавней истории хорошо известно, что когда в какой-то стране, в каком-то государстве господствует единственная идея или идеология, такое общество, такое государство обязательно терпит крах. Нельзя забывать эту истину.

Те, кто жил в старое время, при прежнем строе, к тому же пострадавшие тогда люди, хорошо знают, что такое кабала.

Если нам сегодня удастся разъяснить людям нелепость, пагубность старого строя в политическом, экономическом и нравственном отношении, почему он абсолютно противоречит нашим национальным интересам, тогда люди найдут правильный путь.

Человек только тогда может полностью реализовать свой потенциал, выбрать отвечающий своим стремлениям путь, когда он мыслит свободно, живет свободно. Свободно мыслящий человек, независимо от того, в какой сфере он работает, имеет возможность самому строить свою жизнь, защищать ее.

Если помните, в одном из выступлений я страстно призывал: «Если хочешь быть свободным – будь свободным! Если хочешь быть вольным – будь таким! Если хочешь быть независимым – будь независимым!» Скажите сами, можно ли построить новую жизнь, не освободившись от старых пут? Не изменив сознание, мышление людей, не воспитав молодое поколение, имеющее свое мнение, независимое мировоззрение, можно ли достичь наших благих целей – построить свободное и процветающее общество?

Все мы должны знать одну правду. Чем быстрее мы в новых исторических условиях освободимся от влияния ложной, властвовавшей и отравлявшей в свое время наше сознание идеи рабства, покорности, бездумности, тем быстрее мы, наряду с развитыми государствами мира, достигнем своих благих намерений.

Два года тому назад мы не зря выдвинули лозунг: «Против идеи можно спорить и бороться только идеей, против мысли – только мыслью, против невежества – только просвещением».

Если так, то как мы используем свои добрые идеи против чуждых нам идей? В частности, в школах, академических лицеях и профессиональных колледжах, высших учебных заведениях, во всех слоях общества что мы предпринимаем против чуждых нам ядовитых стремлений, угроз и действий?

1.4 Национальная идея – потребность и гарантия сохранения своеобразия народа и его специфического развития

Понятие «национальная идея» в толковых и энциклопедических словарях встречается редко и, поэтому, в многочисленных трудах и публикациях она определяется по-разному. Однако из этих, часто пространных, определений, как например, в «Современном философском словаре», можно сформулировать следующее более краткое:

«Национальная идея выражает цель и смысл бытия данного этноса – народа, нации в настоящем и будущем, с учетом прошлого исторического опыта и опыта других народов».

Национальная идея, как стратегия выживания, процветания и развития в настоящем и будущем, объединяет народ независимо от личных убеждений и идеологий различных группировок – партий и движений, легитимность которых определяется соответствием их деятельности целям нации, сформулированным в НИ, выражающей волю большей части народа – титульной нации.

Нация не может существовать длительное время без национальной идеи – лишенная такого ориентира интеллектуальная элита и власть неизбежно заведут народ в тупик, часто кровавый, как это произошло в Израиле.

Поэтому, разумная власть в первую очередь должна быть заинтересована в наличии ясной, четкой, судьбоносной для нации, понятной и признанной большей частью населения страны национальной идеи, закрепленной в Конституции, Декларации Независимости и в Государственном Гимне. Эта НИ пропагандируется средствами массовой информации, деятелями литературы и искусства, на ней воспитывается подрастающее поколение в духе патриотизма – любви к своему народу и своей Родине, готовности защищать ее территориальную целостность и способствовать ее процветанию.

Национальная идея неизбежно имеет религиозный аспект, поскольку вероисповедание всегда выступает как один из сильнейших факторов духовного сплочения нации.

Национальная идея меняется с течением времени, когда перед нацией открываются новые перспективы и возможности, возникают новые проблемы, обусловленные внутренними или внешними факторами. В этом случае НИ – корректируется.

Однако когда в жизни нации происходят резкие, часто неожиданные и болезненные перемены, и прежняя НИ становится неприемлемой, тогда возникает, осознанная обществом, необходимость сформулировать новую Национальную идею – новые цель и смысл ее бытия.

Наконец, иногда у народа, нации есть одна, сложившаяся на протяжении веков, судьбоносная НИ, а у ее ВЛАСТНОЙ интеллектуальной элиты другая, прямо противоположная, Национальная идея.

В первом случае примером являются – США, во втором – Россия, а в третьем – Израиль.

В такой последовательности вниманию читателей предлагается краткий анализ НИ этих стран – двух Великих держав и одного небольшого государства, но на Святой Земле.

2. Взаимосвязь прогресса общества и современность

2.1 Взаимосвязь развития общества, идей и идеологий

Понятие «идеология» в литературе и научных исследованиях имеет множество смысловых оттенков своего определения. В значительной степени это обусловлено историей происхождения и применения этого термина. В истории понятия «идеология» мы можем выделить три основных этапа его историко-логической эволюции;

– Идеология как наука об идеях, которая изучает их происхождение и закономерности проявления в практике развития общества;

– Идеология как понятие, отличающее и обозначающее социально-политическую направленность и значимость различных взглядов, теорий, концепций и т.д.;

– Идеология как предмет исследования и как инструментальное понятие в социальных науках.

Термин «идеология» был предложен французским философом и экономистом Дестютом де Траси в начале 19-го века для обозначения науки об идеях, позволяющей установить твердые интеллектуальные основы для политики, этики и иных сфер общественной жизни и гуманитарных наук. В условиях распада многовековых устоев общественно-политической жизни европейского общества возникла необходимость в теоретическом и, по возможности, беспристрастном осмыслении новых реалий с целью выработки стабильных ценностных ориентиров развития общества, а также основ мировосприятия и понимания действительности, что и обусловило возникновение идеологии как науки. Дестют де Траси определял свою науку следующим образом: «Эту науку можно назвать идеологией, если исходить только из ее темы, общей грамматикой, если обращать внимание только на ее средства, и логикой, если рассматривать только ее цель. Однако, как бы ее не именовать, она обязательно охватывает эти три аспекта, ибо невозможно серьезно заниматься одним из них, не занимаясь двумя другими. Идеология представляется мне родовым термином, так как наука об идеях включает в себя и науку об их выражении, и науку о допускаемых ими дедукциях».

Пафос Дестюта де Траси состоял в том, что подлинное понимание человеком того, в чем состоит сущность идей, позволит построить справедливый и разумный общественный порядок. Во главу угла ставится понимание той всеобъемлющей роли, которую идея как одна из основных форм человеческого мышления и восприятия играет в жизни человека и всего общества. В гносеологическом плане без идеи как формы существования смысла и ценностей невозможно себе представить ни процесс самого мышления, ни реализацию его мыслительных продуктов на практике. Человек мыслит, прежде всего, идеями, с их помощью формулирует свои цели и ориентиры, посредством воплощения тех или иных идей реализует себя на практике и изменяет ее.

Однако в качестве всеохватывающей науки идеология в значительной степени обладала утопическим и схоластическим характером. Для реализации выработанных в ее рамках теоретических и идейно-ценностных концепций на тот момент не было ни объектного социального поля, ни носителей идей, способных в этом отношении заменить традиционные для старой культуры общественные и политические институты. В связи с этим понятие идеологии закономерно перекочевало из лагеря беспристрастной науки на просторы политической борьбы за умы и сердца людей. Этим переносом акцентов в понимании и применении данного термина знаменуется начало второго этапа в его эволюции.
С переходом в новое качество понятие идеологии стало применяться преимущественно в случаях, когда речь шла об оценке определенных идейных концепций и систем взглядов, имеющих ярко выраженную социально-политическую направленность. К середине 19-го века идеология уже определяется главным образом в политической сфере как совокупность идей и теорий, в ложной, мистифицированной форме выражающих интересы больших социальных групп. Идеологический характер принято стало приписывать фактически любому социальному явлению или фактору, если он имел отношение к формулировке целей или программ социальной деятельности, направленной на изменение или сохранение существующих общественных отношений. Термин идеология стал служить инструментом для выражения и характеристики внешней политической направленности концепций и институтов общества.