Смекни!
smekni.com

Избирательная система в России (стр. 3 из 11)

Однако в статье 2 закона объем конституционных прав граждан избирать и быть избранными, закрепленных в статье 32 (часть 2) Конституции Российской Федерации, неоправданно расширяется путем включения в состав этих прав права участвовать в выдвижении кандидатов (списков кандидатов), предвыборной агитации, наблюдении за проведением выборов, работой избирательных комиссий, включая установление итогов голосования и определение результатов выборов, других избирательных действиях. Указанные права на участие в избирательных действиях (участие в выдвижении кандидатов, предвыборной агитации и т.п.) должны рассматриваться не как самостоятельная разновидность избирательных прав, а как гарантии их осуществления, посредством которых, собственно, и осуществляется защита конституционных прав. Иной подход необоснованно ограничивает полномочия субъектов Федерации по регулированию избирательного процесса, так как регламентация конкретных прав участников избирательного процесса, производных от осуществления гражданами активного и пассивного избирательного права, представляет собой деятельность по защите прав и свобод человека и гражданина (пункт «б» части 1 статьи 72 Конституции). Если встать на точку зрения, в соответствии с которой всякое регулирование конкретных прав граждан (по участию в некоторых действиях, включая и избирательные) относится к ведению Российской Федерации, то получится, что любые правоотношения с участием граждан являются исключительно предметом федерального регулирования. Абсурдность такой позиции очевидна с учетом содержания статьи 72 Конституции Российской Федерации.

Перемещение всех вопросов избирательного законодательства и избирательного процесса в плоскость «регулирования избирательных прав граждан» наносит ущерб не только принципам федеративного устройства Российской Федерации, но и самому решению задачи защиты конституционного права граждан избирать и быть избранными. Это, в частности, проявляется в смещении приоритетов: от регулирования и защиты собственно конституционных прав граждан к защите производных от них процедурных прав. Так, в соответствии с практикой применения действующего Федерального закона «Об основных гарантиях…» при выявлении отдельных (в принципе не способных никоим образом повлиять на результаты выборов) нарушений избирательных процедур со стороны кандидатов возможны отказ в их регистрации или отмена состоявшегося решения о регистрации. Применение такого рода санкций по сути означает лишение таких кандидатов пассивного избирательного права в ходе текущих выборов, а избирателей – возможности голосовать за них. Такие действия вызывают крайне острую реакцию общественности, снижают уровень доверия граждан к власти и приводят к протестному голосованию «против всех» на выборах или отказу значительной части избирателей от участия в выборах.

Поэтому первостепенную важность представляет обеспечение в федеральном законодательстве защиты избирательных прав именно как конституционного права граждан избирать и быть избранными. Установление конкретных прав граждан, полномочий избирательных комиссий применительно к различным стадиям избирательного процесса должно быть направлено исключительно на обеспечение и защиту активного и пассивного избирательного права. Исходя из этого, санкции за нарушение конкретных прав в избирательном процессе не могут рассматриваться как самоцель, а возможность их применения должна соизмеряться с тем, насколько при этом соблюдается конституционное право граждан избирать и быть избранными. Для реализации такого подхода необходимо изменить определение термина «избирательные права граждан» в проекте новой редакции Федерального закона «Об основных гарантиях…» (ст. 2), сформулировав его следующим образом: «избирательные права граждан» – установленное Конституцией Российской Федерации право граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления».

2. Избирательный процесс

2.1 Содержание и значение принципов выборов

Регламентация принципов организации и проведения выборов в органы государственной власти составляет важнейшую часть предмета правового регулирования в области общественных избирательных отношений. Избирательное право представляет собой совокупность институтов, нормы которых регулируют содержание субъективного избирательного права граждан, а также формально-юридические гарантии, условия и порядок осуществления данного права. Поэтому вопрос о принципах избирательного права не может быть ограничен рамками субъективной формы участия граждан в избирательном процессе, представленной в категориях всеобщего равного и прямого избирательного права. В полном объеме своего содержания и юридического выражения сюда органично входят фундаментальные начала избирательного процесса, отражающие демократическую природу выборов как политического института народовластия и обеспечивающие свободное и открытое участие граждан в процессах и структурах государственной власти.

Анализ действующего федерального и регионального законодательства, касающегося вопросов организации и функционирования выборных институтов публичной власти в части правового регулирования политических прав и свобод, юридических гарантий, процедур и избирательных действий, в совокупности обеспечивающих их реализацию, показал, что к политико-правовым и административным основаниям избирательного процесса можно отнести весьма ограниченное количество собственно нормативных принципов его организации.

Ряд юридических формул содержится в преамбуле Федерального закона от 19 сентября 1997 года «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», согласно которой демократические свободные и периодические выборы в органы государственной власти, а также референдум являются высшим непосредственным выражением принадлежащей народу власти. Дополнительные определения сформулированы в статье 3, предназначенной для юридической квалификации в целом принципов проведения выборов, – открытость и гласность.

Состояние и уровень юридической разработки системы общенормативных принципов организации и проведения выборов не позволяют дать их исчерпывающую – перечневую и содержательную – характеристику. Примером открытой юридической формулы является определение принципа альтернативности выборов, содержащееся в статье 32 указанного Федерального закона. Развитие современного избирательного права в условиях углубления и расширения демократических начал в организации и проведении выборов делает весьма актуальной задачу формирования универсального стандарта (критериев) системы (перечня) политико-правовых и организационно-технологических принципов ротации и передачи публичной власти по итогам избирательных кампаний, к которому можно отнести следующие основные принципы организации и проведения выборов.

2.2.1 Обязательность выборов

Данный принцип основан на политико-правовом требовании, чтобы выборы в демократическом правовом государстве являлись единственным юридически гарантированным и легитимным способом формирования органов государственной власти. Обязательность выборов предполагает, что компетентные государственные органы должны регламентировать время деятельности выборных институтов публичной власти и обеспечивать их воспроизводство на регулярной основе через избирательный процесс.

Общий правовой режим обязательности проведения всех видов выборов установлен в статье 9 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», при этом основной акцент сделан, главным образом, на условиях и процедуре назначения выборов. Региональная практика организации и проведения выборов показала, что введение института назначения выборов не гарантирует в полном объеме обязательности их проведения. Открытой остается проблема отмены и переноса срока назначенных выборов.

Институт назначения выборов, в комплексе регулируемых им избирательных отношений – их периодичности, сроков, изменения нормативных сроков, то есть продления или сокращения времени выполнения полномочий выборных органов государственной власти, – является важнейшим инструментом обеспечения или, напротив, ограничения избирательных прав граждан. Симптоматично, что эти моменты процедуры организации выборов получили развернутую оценку в ряде решений Конституционного Суда Российской Федерации, в частности, в постановлении от 30 апреля 1997 года по делу о проверке конституционности Указа Президента Российской Федерации от 17 сентября 1995 года «О выборах в органы государственной власти субъектов Российской Федерации и в органы местного самоуправления». Правовые позиции Конституционного Суда основывались на том, что осуществление права граждан Российской Федерации на участие в свободных периодических выборах предполагает наличие регулирующих выборы предписаний в конституциях (уставах) и законах субъектов Российской Федерации, конкретно определяющих сроки полномочий выборных органов и тем самым – периодичность выборов. Эти предписания нормативных актов должны соответствовать предписаниям Конституции Российской Федерации и федеральных законов, имеющим более общий характер, например, устанавливающим максимальные предельные сроки полномочий выборных органов субъектов Российской Федерации, без определения конкретных сроков и тем более дат голосования. Суд отметил, что отсутствие такой нормативной базы, как и затягивание сроков полномочий выборных органов, нарушает гарантии всеобщего и равного избирательного права, ограничивает выявление действительной воли избирателей.

2.1.2 Периодичность выборов