Смекни!
smekni.com

Институт конституционных прав и свобод в зарубежных странах (стр. 1 из 4)

ПЛАН.
Введение .................................................................................. с. 3
Вопрос 1 Права и свободы граждан. Общая характеристика. с. 4
Вопрос 2 Виды прав и свобод граждан. с. 11
Вопрос 3 Конституционные права и свободы граждан на примере зарубежных стран и их особенности. с. 16
Заключение .................................................................................. с. 23
Список литературы .................................................................................. с. 24

ВВЕДЕНИЕ.

Институты конституционного права – это определенная совокупность норм, регулирующая сходные, смежные, однородные общественные отношения, т.е. такие, которые можно обозначить одним общим понятием. Институты конституционного права легко назвать, если обратиться к любой из конституций, потому что в большинстве случаев структура конституции – это и есть перечисление важнейших институтов конституционного права. Перечень и характер этих институтов, их внутренняя взаимосвязь и даже иерархия во многом зависят от особенностей политического режима и от принятой в стране формы правления.

В данном реферате рассмотрен важнейший институт всех стран мира – это институт конституционных прав и свобод.


1. ПРАВА И СВОБОДЫ ГРАЖДАН. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА.

Первые конституции провозгласили жизнь и свободу чело­века естественными и неотъемлемыми правами личности. В ос­нову было положено утверждение о том, что люди рождены свободными и сохраняют это свое состояние на протяжении всей жизни не по воле государственной власти, а в силу приро­ды или власти божественной. Государство может лишь ограни­чивать свободу граждан в той мере, в какой это необходимо для сохранения мира в стране, нормальных отношений внутри об­щества.

Права человека — это естественные, неотчуждаемые права, принадлежащие ему в силу рождения как личности. Требование защиты прав чело­века выдвигается и в настоящее время различными движения­ми, направленными против авторитаризма и тоталитаризма. К числу неотчуждаемых прав человека относятся права на жизнь, свободу, безопасность, собственность, физическую и нравственную неприкосновенность, достоинство личности, лич­ную и семейную тайну и др. В последние годы сюда присоеди­няются и некоторые права «третьего» и «четвертого» поколения, например на использование достижений культуры или чистую окружающую среду. Считается, что государственная власть не может их даровать или отчуждать своими актами и действиями.

Права гражданина связаны с фактом гражданства, принад­лежности лица к определенному государству, политическому сообществу. Эти права личности как члена политического сообщества связаны с актами и действиями государственных орга­нов. К их числу относятся, например, избирательные права, права на объединение в политические партии, на участие в управлении делами государства и т.д., некоторые социально-экономические права (например, на бесплатное обучение за счет государства, на государственное медицинское обслужива­ние). Они предоставляются гражданам с учетом материальных возможностей государства, в зависимости от уровня развития демократии в данной стране, от ее традиции и других обстоя­тельств. Однако нет непреодолимой грани между правами чело­века и правами гражданина, не всегда между ними можно про­вести различия, их разделение имеет преимущественно обще­теоретический характер. И те, и другие, будучи записаны в кон­ституциях, должны обеспечиваться государством, его органами.

Государство в лице своих органов может лишь ставить пре­делы свободам человека, и главная его цель — минимальное вмешательство в естественные права и свободы человека. По этой доктрине формулировались и формулируются правовые способы фиксации прав и свобод, например в Великобритании, Франции, Канаде, Новой Зеландии действует принцип: «Все, что не запрещено, то разрешено», и правовые акты закрепля­ют не права и свободы, а только то, что запрещается делать человеку.

Однако в современном мире не только признаются неписа­ные естественные права, но и перечисляются конкретные права и свободы по принципу «все, что закреплено, то разрешено». Так, первые десять поправок Конституции США фиксируют пе­речень личных и политических прав граждан и в то же время допускают, что «перечисление в Конституции определенных прав не должно толковаться как отрицание или умаление других прав, сохраняемых народом».

Конституции многих стран различают также обязанности че­ловека (например, соблюдать законы страны пребывания) и обязанности гражданина (например, обязательная воинская служба). Иногда в теории некоторые права и обязанности ха­рактеризуются как позитивные (например, избирательные права гражданина или та же обязанность любого лица соблюдать кон­ституцию и законы). Эти права и обязанности обеспечиваются непосредственным государственным принуждением, в том числе судебным. Другие права и обязанности, хотя и записанные в конституции, рассматриваются как моральные и защищаются лишь производные от них конкретные права и обязанности. К числу моральных относят, в частности, право на здоровую окружающую среду или обязанность граждан-депутатов отдавать нее силы служению народу (например, в Конституции Китай­ской Народной Республики).

Многие права и обязанности человека и гражданина возни­кают с достижением определенного возраста, например право на труд — с 15 лет, воинская обязанность — с 18—19 лет. Неко­торые права возникают с момента рождения (например, право собственности), а иногда и до рождения (наследниками могут стать дети, родившиеся после смерти наследодателя).

В современных условиях некоторые основы правового стату­са личности, а в определенных аспектах и гражданина, в значительной степе­ни определяются международным правом, его общепризнанны­ми принципами и нормами. В конституциях многих государств содержатся ссылки на Всеобщую декларацию прав человека ООН 1948 г., на Международные пакты о правах человека 1966 г. (вступили в силу в 1976 г). Международные акты, рати­фицированные государством, могут действовать непосредствен­но и применяться судами страны как ее национальное, внут­реннее законодательство, причем некоторые конституции уста­навливают верховенство международного акта над внутренним.

Международное право устанавливает: 1) внутреннее законо­дательство не может противоречить зафиксированным в между­народных актах основным правам человека и общечеловеческим ценностям; 2) нет абсолютной свободы и абсолютных прав, они могут быть ограничены, но только на основе закона и в той час­ти, в какой это допускает конституция в соответствии с требованиями международного пава и в точно определенных целях (сохранение общественного порядка, публичной морали, здоровья населения и т.д.); 3)запрещается злоупотреблять правами, т.е. использовать их с целью нанесения ущерба правам и законным интересам других физических или юридических лиц; 4) права личности ограничены правами других лиц.

Исследователи выделяют три периода развития прав и свобод:

первый — с конца XVIII до середины XX в. Начинают фор­мироваться и закрепляться свободы граждан, первые акты, фик­сирующие права и свободы личности, закрепили права в сфере физического существования человека. Очевидно, первым таким актом был Habeas corpus act — английский закон, принятый в XVII в., главным содержанием которого является защита от не­обоснованного ареста. Согласно этому закону человек, которого арестовывали, имел право обратиться в суд, а судья должен был объяснить причину ареста (сформулировать повод для ареста). Этот закон ограничил произвол абсолютизма, феодального госу­дарства.

В этом периоде можно выделить внутренние этапы, по­скольку сначала появились гарантии на неприкосновенность личности, а потом запреты на вмешательство в личную жизнь, позднее — права, связанные с участием в управлении государст­вом. Это естественно, поскольку человек, получая определен­ный минимум свободы, пользовался ею, и эта свобода развива­лась и расширялась: от гарантии от произвольного ареста до права участия в управлении государством; второй — с 50-х до 90-х гг. XX в. Дальнейшее развитие прав и свобод личности, связанное с сильным влиянием социалисти­ческих идей. Это права, которые невозможно реализовать без участия государства. Они находятся в широко понимаемой сфе­ре экономики и в социальной сфере, поэтому их чаще всего на­зывают социально-экономическими. Первоначально они были сформулированы в советских конституциях (1918 и 1936 гг.): права на труд, на отдых, на безопасные условия труда, на забас­товку (правда, в советских конституциях оно отсутствовало), на материальное обеспечение. К социальным правам относятся также права на материальную поддержку лиц, нуждающихся в этом (инвалиды, престарелые, пенсионеры и т.д.), на защиту семьи, охрану здоровья и ряд других, включая сравнительно не­давно появившиеся «культурные» права (на образование, на пользование достижениями науки, культуры, свободы на иссле­дования в области науки, искусства и т.д.). Многие из них стали общепризнанными и появились в международных актах, напри­мер во Всеобщей декларации прав человека, принятой Гене­ральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 г.;

третий — 90-е гг. XX в., хотя необходимость в таких правах возникла во второй половине XX в., потому что в это время поя­вилось много серьезных проблем: здоровая и чистая окружающая среда, свобода информации, разница в техническом развитии го­сударств. Развивающиеся страны инициировали иные права, ко­торые относятся не к отдельным гражданам, а к социальным группам. Так, стали признаваться права народа на самоопреде­ление, охрана этнических, языковых, религиозных меньшинств, права на пользование природными богатствами, на безопас­ность, на определенный уровень жизни и т.д. Эти совершенно новые требования мирового сообщества стали формулироваться и в нормативных актах. Кроме того, появились специальные нормы, касающиеся отдельных групп людей, например принята Конвенция о правах ребенка.