Смекни!
smekni.com

Тема отцов и детей в мировой художественной литературе (стр. 6 из 9)

После работы Насте надо было пойти в мастерскую молодого скульптора Тимофеева, посмотреть, как он живет, чтобы доложить об этом правлению Союза. Тимофеев жаловался на холод в мастерской и вообще на то, что его затирают и не дают развернуться».

Но в письме этом Катерина Петровна, нуждающаяся в заботе, внимании, умоляла дочь приехать, попрощаться с больной ослабшей матерью: «Ненаглядная моя, — писала Катерина Петровна. — Зиму эту я не переживу. Приезжай хоть на день. Дай поглядеть на тебя, подержать твои руки. Стара я стала и слаба до того, что тяжело мне не то что ходить, а даже сидеть и лежать, — смерть забыла ко мне дорогу. Сад сохнет — совсем уж не тот, — да я его и не вижу. Нынче осень плохая. Так тяжело; вся жизнь, кажется, не была такая длинная, как одна эта осень».

Сердце дочери не дрогнуло, она не смогла понять серьезности слов, написанных на бумаге, важнее сейчас были выставки и художники, а не старая, больная мать: «— Куда там сейчас ехать! — сказала она и встала, — Разве отсюда вырвешься!»

Осознание ошибки наступает слишком поздно, как и в трех, проанализированных выше произведениях, смерть брошенного родителя неминуема: «Настя вздрогнула от холода и вдруг поняла, что никто ее так не любил, как эта дряхлая, брошенная всеми старушка, там, в скучном Заборье. «Поздно! Маму я уже не увижу», — сказала она про себя и вспомнила, что за последний год она впервые произнесла это детское милое слово — «мама».

И действительно, Настя опоздала. Её чувство раскаянья усугубляется невозможностью попасть на похороны. Только тогда дочь понимает, что ближе и роднее матери у неё никого не было, она осознала, какая вина лежит на ней: «В Заборье Настя приехала на второй день после похорон. Она застала свежий могильный холм на кладбище — земля на нем смерзлась комками — и холодную темную комнату Катерины Петровны, из которой, казалось, жизнь ушла давным-давно.

В этой комнате Настя проплакала всю ночь, пока за окнами не засинел мутный и тяжелый рассвет.

Уехала Настя из Заборья крадучись, стараясь, чтобы ее никто не увидел и ни о чем не расспрашивал. Ей казалось, что никто, кроме Катерины Петровны, не мог снять с нее непоправимой вины, невыносимой тяжести».

Паустовский рассказывает историю «покинутого отца» по-своему, подчеркивая особенности взаимоотношений между матерью и дочерью. Разрыв связи близких людей представляет гораздо больший удар для обеих, чем разрыв между отцом и ребенком ( как у Пушкина, Шекспира, Тургенева). Между матерью и дочерью существовала как кровная, так и духовная связь. Настя, не желая этого, но тем не менее по собственной вине разорвала доверительные отношения, не задумываясь о последствиях. Анализируя произведения, я заметила различия в изображении прощания «отцов и детей. В «Короле Лире» читатель сначала узнает о гибели Гонерильи, а затем о смерти Лира, который не смог сдержать жестокого удара судьбы. Шекспир пишет: «Посмотрите, сэр! Вы видите? На губы посмотрите! Вы видите? Взгляните на нее! (Умирает.)».«Степного короля Лира» Тургенев заканчивает сценой падения Харлова с крыши, добавляя интриги коротким монологом прощания с дочерью. : « Я тебе про...». Пушкин, проводя в своем произведении параллель с историей блудного сына, повествует о возвращении Дуни уже к могиле отца, делая невозможным прощание: «Она легла здесь и лежала долго. А там барыня пошла в село и призвала попа…» Паустовский более подробно описывает сцену на кладбище, тем самым подчеркивая значимость этого события для него самого. Писатель обращает наше внимание на раскаяние Насти, недаром действия девушки так скоры. «Уехала Настя из Заборья крадучись, стараясь, чтобы ее никто не увидел и ни о чем не расспрашивал».

2.5. Взаимопонимание и чуткость в отношениях как новая грань развития темы (М.Н. Карамзин «Бедная Лиза», А. С.Грин «Алые паруса»)

Зачастую авторы в произведениях не только описывают трагедии, связанные с отношениями «отцов и детей», но и повествуют о чуткости, которую проявляют представители двух поколений. Тем самым писатели осваивают многогранность и необъятность темы.

Первое произведение, в котором тема получила такое звучание, повесть Карамзина «Бедная Лиза».

Карамзин в повести «Бедная Лиза» раскрывает тему, повествуя об отношениях матери и дочери, чей муж и отец умер, оставив все хозяйство на женщинах.

После наступления бедности Лиза понимала, что теперь она единственная кормилица, и нужно делать все для того, чтобы обеспечить себя и мать. Карамзин размышляет: «Одна Лиза, которая осталась после отца пятнадцати лет, - одна Лиза, не щадя своей нежной молодости, не щадя редкой красоты своей, трудилась день и ночь - ткала холсты, вязала чулки, весною рвала цветы, а летом брала ягоды - и продавала их в Москве».

Между дочерью и матерью (которую автор не называет по имени) были доверительные отношения, что не может не говорить о взаимопонимании и чуткости. Автор также показывает в отрывке уроки жизни, которые давала старуха молодой девушке. Мать беспокоится о дочери, прося Бога защитить её : «Лиза, пришедши домой, рассказала, что с нею случилось. "Ты хорошо сделала, что не взяла рубля. Может быть, это был какой-нибудь дурной человек..." - "Ах нет, матушка! Я этого не думаю. У него такое доброе лицо, такой голос..." - "Однако ж, Лиза, лучше кормиться трудами своими и ничего не брать даром. Ты еще не знаешь, друг мой, как злые люди могут обидеть бедную девушку! У меня всегда сердце бывает не на своем месте, когда ты ходишь в город; я всегда ставлю свечу перед образ и молю господа бога, чтобы он сохранил тебя от всякой беды и напасти"».

На протяжении всего произведения мы можем видеть заботу, беспокойство героев друг о друге, читаем об этом в их размышлениях: «Наконец Лиза вспомнила, что мать ее может об ней беспокоиться».

О неискренности Лизы с матерью мы можем узнать из эпизода в доме девушки после ночного свидания. Карамзин пишет так: «"Он меня любит!" - думала она и восхищалась сею мыслию. "Ах, матушка! - сказала Лиза матери своей, которая лишь только проснулась. - Ах, матушка! Какое прекрасное утро! Как все весело в поле!»

Конфликт между крестьянкой и её дочерью возникает, когда дело касается свадьбы. Лиза, любя Эраста, не желает выходить замуж за другого, но в то же время понимает, каким ударом это будет для старухи-матери. « Жестокий! Можешь ли об этом спрашивать? Да, мне жаль матушки; она плачет и говорит, что я не хочу ее спокойствия, что она будет мучиться при смерти, если не выдаст меня при себе замуж. Ах! Матушка не знает, что у меня есть такой милый друг!"

Развязка произведения печальна. Лиза погибает, бросившись в воду. Можно представить чувства матери, когда она узнала о страшном грехе Лизы. Старуха не смогла сдержать такого удара судьбы. «Лизина мать услышала о страшной смерти дочери своей, и кровь ее от ужаса охладела - глаза навек закрылись. Хижина опустела». Не будем забывать, что повесть Карамзина-произведение сентиментального направления, поэтому развязка может показаться несколько гиперболизированной. Однако похожий финал наблюдается и в реалистических произведениях, рассмотренных мной в данном разделе. Это подтверждает, что разрыв отношений «отцов и детей» часто заканчивается не только моральным ударом, но и физической смерть.

Более полное представление о доверии, чуткости и взаимопонимании между родителями и детьми можно получить, проанализировав произведение Александра Грина «Алые паруса».

Отношения «отцов и детей» зачастую зависят от того, сколько усилий прикладывают первые для воспитания наследников. Гармония ощущений приходит, если заниматься отроком с самого рождения, что подтверждает эпизод: «Мертвея, Лонгрен наклонился и увидел восьмимесячное существо, сосредоточенно взиравшее на его бороду, затем сел, потупился и стал крутить ус».

Забота о ребенке - неотъемлемая часть на пути к взаимопониманию, особенно если забота связана с самопожертвованием, что мы и наблюдаем в эпизоде, где автор описывает жизнь маленькой Ассоль и её отца. «Лонгрен поехал в город, простился с товарищами и стал растить маленькую Ассоль. Пока девочка не научилась твердо ходить, вдова жила у матроса, заменяя сиротке мать, но лишь только Ассоль перестала падать, занося ножку через порог, Лонгрен решительно объявил, что теперь он будет сам все делать для девочки, и, поблагодарив вдову за деятельное сочувствие, зажил одинокой жизнью вдовца, сосредоточив все помыслы, надежды, любовь и воспоминания на маленьком существе».

Мужское воспитание отличается от женского, особенно, когда речь идет о воспитании девочки, но главный герой феерии успешно справляется с ролью отца, о чем свидетельствуют слова автора: «Он делал также сам всю домашнюю работу и терпеливо проходил несвойственное мужчине сложное искусство ращения девочки».

О трепетной любви Лонгрена к маленькой девочке свидетельствуют следующие строки: «Ассоль было уже пять лет, и отец начинал все мягче и мягче улыбаться, посматривая на её нервное. Доброе личико, когда, сидя у него на коленях, она трудилась над тайной застегнутого жилета или забавно напевала матросские песни».

На близкие отношения отца и дочери повлияло незавидное положение семьи в глазах окружающих. Отчуждение не только оставило след в душе девочки, но и лишило её друзей-сверстников, сделав единственным товарищем отца. «Случай с Меннерсом закрепил ранее неполное отчуждение. Став полным, оно вызвало прочную взаимную ненависть, тень которой пала и на Ассоль. Девочка росла без подруг. Два-три десятка детей ее возраста, живших в Каперне, пропитанной, как губка водой, грубым семейным началом, основой которого служил непоколебимый авторитет матери и отца, переимчивые, как все дети в мире, вычеркнули раз - навсегда маленькую Ассоль из сферы своего покровительства и внимания. Совершилось это, разумеется, постепенно, путем внушения и окриков взрослых приобрело характер страшного запрета, а затем, усиленное пересудами и кривотолками, разрослось в детских умах страхом к дому матроса».