Смекни!
smekni.com

С.Н. Труфанов "НАУКА ЛОГИКИ" Гегеля в доступном изложении (стр. 25 из 39)

§ 154. Действие отличается от причины, поскольку оно (действие) представляет собой процедуру практической реализации причины. Но чтобы действие состоялось, необходимо наличие того, на что оно должно быть направлено. Тем самым должна быть дана, следовательно, другая субстанция, на которую может быть направлено действие первой субстанции. Эта другая субстанция, рассматриваемая в своей непосредственности, не является действующей, поэтому она не активна, а пассивна. Но как субстанция, т.е. как тотальность своих собственных акциденций, она отнюдь не безразлична и не безропотна. Она снимает активность первой субстанции и реагирует на неё. Первая субстанция, в свою очередь, воспринимает эту реакцию и также в ответ реагирует на неё. В результате причинное отношение переходит в отношение взаимодействия.

Взаимодействие

§ 155. Третье отношение действительности – отношение взаимодействия. Действие одной субстанции направлено на другую субстанцию. Другая субстанция, являясь непосредственно пассивной, снимает активность первой субстанции. Хотя она и пассивна, но, вместе с тем, она не является некой индифферентной массой, без сопротивления поглощающей направленное на неё действие. Она так же организована в себе и потенциально активна сама по себе. Поэтому другая субстанция реагирует на вкладываемое в неё действие первой субстанции. Тем самым она заставляет считаться с собой того, кто направляет на неё свое действие. Поэтому действие одной субстанции на другую субстанцию переходит в акт их взаимодействия. Бесконечный прогресс причинно-следственной связи снимается здесь и принимает встречное направление. В результате остаются только две причины: одна – действующая субстанция, и другая – реагирующая субстанция.

Каждая из сторон взаимодействия имеет своё внутреннее строение и свою определённую логику вещей в себе – логику дела. Уже одно только это обстоятельство обуславливает собой пассивный вид реакции на вкладываемое действие. На деле же пассивная субстанция позволяет действовать в отношении себя лишь только сообразуясь с её собственным устройством, поэтому действие одной субстанции не должно рассматриваться как произвольное, как не считающееся с устройством и логикой вещей в другой субстанции.

Так, например, дети, увлечённые своим воображением, описывают баталии, в которых они когда-то будут принимать участие: "А я ему так дам, потом так дам, потом повалю, потом свяжу" и т.д. А умудрённые жизненным опытом люди говорят иначе: "Война план покажет". Впрочем, и взрослые порой рассуждают вполне по-детски. Извечный соблазн решать политические проблемы посредством "маленькой победоносной войны", которому амбициозные политики не раз поддавались на протяжении всей истории человечества, всякий раз оборачивался жестокими кровопролитными войнами, где вместо "быстрой и бескровной победы" получали горький урок того, что "трудно ввязаться в бой, но ещё труднее из него выйти".

§ 156. При взаимодействии определения сторон меняются местами. Одна сторона (одна субстанция) выступает таким же равноправным соучастником взаимодействия, как и другая (другая субстанция). Обе стороны в равной степени обнаруживают по отношению друг к другу и свою активность и свою ре-активность. Действие порождает реакцию, реакция сама становится действием, порождающим ответную реакцию и т.д.

Так, например, человечество, взятое в его тотальности, действует на окружающую его природу. Причём действует не произвольно, а считаясь с тем, как она устроена. Природа заставляет его это делать, поскольку она реагирует на вкладываемое в неё действие. Человеку приходится учитывать эту реакцию, и тем самым подчинять свою деятельность требованиям природы. Поэтому действие человечества на окружающую природу переходит в отношение их взаимодействия.

Чтобы лодка могла держаться на поверхности водоёма, вес её конструкции не должен превышать веса вытесняемой ею воды. В этом правиле уже учитывается реакция природы, выступающей в образе воды, на вкладываемое в неё действие со стороны человека. И именно учёт этой реакции позволяет человеку осуществлять задуманное. Готовая лодка представляет собой результат взаимодействия человека с природой, хотя на первый взгляд может показаться, что природа здесь вовсе ни при чём; она, якобы, остаётся при этом безразличной и пассивной.

§ 157. Отношения взаимодействия венчает последовательность отношений действительности. Имманентный переход от субстанциального отношения к причинному отношению и от причинного отношения к отношению взаимодействия показывает нам, что самостоятельность предметов состоит в их бесконечном отрицательном отношении с самими собой. В своём взаимодействии друг с другом они сколь самостоятельны, столь и несамостоятельны. Их самодостаточность обнаруживает себя лишь как момент их тождества, как момент их нерасторжимого единства.

§ 158. Через отношение взаимодействия лежит путь к понятию. Во взаимодействии сторон порождается нечто третье, которое как раз и есть понятие. Чтобы сформировать понятие какой-либо вещи, надо к ней прикоснуться, надо сделать её предметом своего восприятия. Её надо увидеть, услышать, обнюхать, вкусить и ощутить руками, что даёт нам тот первичный материал чувственных восприятий, мыслительная работа с которым позволяет нам в дальнейшем понять, что же это за вещь. Так вот, именно отношение взаимодействия даёт нам восприятие единичных вещей, благодаря чему мы имеем возможность производить все определения действительного мира.

Переводя чувственно воспринимаемое содержание наличного мира в идеальную форму, мы делаем его достоянием нашей мысли. В ходе этого мы соединяем чувственные восприятия с определениями мышления, со всеми теми определениями, которые мы здесь уже рассмотрели: определениями сферы бытия и определениями сферы сущности.

Итогом развития определений в объективной логике становится определение субстанции. Субстанциальная мощь действительного мира распадается в себе на свои особенные сферы и единичные существования. И вот здесь, в этом пункте дело логики должно уступить место логике дела, тому реальному положению вещей, которое мы имеем в действительном мире. Постигая логику дела мы выводим единичные, особенные и всеобщие определения предметов. Работая далее с этими определениями, мы в итоге опять возвращаемся к делу логики, где уже посредством этих определений сводим в единое понятие весь внешне разрозненный материал действительного мира.

§ 159. Субстанция уже содержит в себе моменты понятия. Сама субстанция несёт в себе определение всеобщности, её акциденции – единичности, а то, в чём достигается их тождество (единство) – особенности. Тем самым, отталкиваясь от определения субстанции, мы выходим на ступень определений понятия. Понятие, следовательно, является высшим единством определений бытия и определений сущности. Только определения понятия способны свести всё многообразие разрозненных восприятий к разумному единству.

Вот та последовательность категорий, через которую мы прошли сферу сущности:

Существование

тождество – различие

противоположность

сущность – основание

существование

материя – форма

вещь

материя - свойства

Явление

мир явлений

форма –содержание

отношение

часть – целое

сила – обнаружение

внутреннее – внешнее

Действительность

возможность – случайность

условие

предмет – деятельность

необходимость

субстанция – акциденции

мощь

причина в себе – причина для себя

действие

одна субстанция – другая субстанция

взаимодействие

Бытие + Сущность = Понятие

Учение о понятии

По своему содержанию оба основных варианта учения о понятии (и в большой, и в малой "Науке логики") одинаковы. В них почти нет расхождений. Но по детальности изложения они не равнозначны и здесь "малая" логика безоговорочно уступает "большой". Без "малой" логики вполне можно обойтись, а вот без "большой" нельзя.

§ 160-161. Получить понятие познаваемого объекта – значит, найти все его моменты (единичное, особенное и всеобщее) и связать их мыслью воедино. Разобравшись, что к чему, мы в итоге поймём, что собой представляет данная область наличного мира, как она устроена и как функционирует. Тем самым мы получим её понятие, ибо понятие – это как раз и есть то, что надо понять.

Не мы вовсе создаём понятия вещей и, вообще, понятия не следует рассматривать как что-то внешнее по отношению к реальным вещам. Понятием вещи является то, что она представляет собой по своей сути. Понятие живёт в самих вещах, благодаря чему они суть то, что они суть, и понять вещь означает, следовательно, осознать её понятие.

Понятие есть самое конкретное и самое богатое по содержанию определение мысли, поскольку оно, с одной стороны, является итогом всех предыдущих определений сферы бытия и сферы сущности, а с другой – само лежит в их основании. Так вот тому, в какой последовательности мышление формирует понятия вещей, посвящена третья часть "Науки логики" - учение о понятии.