Смекни!
smekni.com

С.Н. Труфанов "НАУКА ЛОГИКИ" Гегеля в доступном изложении (стр. 34 из 39)

Таким образом, химический процесс идёт в двух направлениях: 1) от нейтральных соединений (соли) через их разложение к образованию индифферентных тел, и 2) далее, через вхождение индифферентных тел (чистых химических элементов) в агрессивные соединения[21] (образование окислов и гидратов, кислот и оснований) и через реакцию нейтрализации, опять к образованию нейтральных соединений (вода и соли).

§ 203. в) Следовательно, всё внешне бессмысленное химическое различие вещества планеты имеет вполне разумный порядок, полагаемый единством химического процесса, особенными моментами которого являются различные соединения. Рассматриваемый в целом химический процесс соответствует третьей фигуре умозаключения необходимости О – В – Е. Здесь дизъюнктивное "и это, и это, и это" раскрывает нам формулу, что все химически различённые тела: индифферентные вещества и чистые элементы, оксиды и гидраты, кислоты и основания, соли, – принадлежат единому химическому процессу, охватывающему их собой.

Но сам химический процесс по отношению к своим особенным фрагментам остаётся ещё лишь только в качестве внешней всеобщности. Как нечто целое он ещё не является определяющим началом и не подчиняет себе все свои особенные фрагменты; они разбегаются от него и существуют только в своей самостоятельности. Химический процесс не возбуждает сам себя и не поддерживает самостоятельно своё существование. Круг его особенных реакций возбуждается извне: ветрами, грозами, вулканами, явлением природного электричества, благодаря чему он локально зачинается и, источив себя, замирает в своих нейтральных продуктах.

Если этот процесс свести воедино как самозачинающийся процесс, то мы получим уже живой организм. В живом организме все его особенные члены и органы образуют органическое единство под эгидой его целостности: О – В – Е. Поэтому целью существования живого организма является само его понятие, ибо живой организм, в отличие от химического процесса, существует только в нерасторжимом единстве всех моментов своего понятия. На ступени химического процесса всеобщий момент понятия охватывал все особенные химические реакции, но охватывал лишь внешним образом. В живом же организме понятие является его конституцией, господствующей над всеми его особенными членами и органами.

Телеологический объект

§ 204. Умозаключения необходимости, где средним членом является всеобщее, дают нам третий тип объективности – телеологический объект; (teleos - цель). Это - живые организмы природы. В механическом объекте (Е – О – В) всеобщность понятия ещё абстрактна по отношению к единичным телам. В химическом объекте (В – Е – О) всеобщность понятия уже присутствует в нём в форме процесса, но ещё не существует для себя, как имманентное единство всех своих фрагментов. Напомним читателю, что в дизъюнктивной форме умозаключения всеобщее выступает как исчерпывающий перечень его особенных моментов:


О

О

Е О В О

О

О

Вот эта последняя фигура определения химического объекта, в которой особенные химические вещества разбегаются от самой всеобщности химического процесса, переходит в телеологическом объекте в тотальность живого организма, в котором все особенные моменты являются его неотъемлемыми органами: Е – В – О. Жизнь в этом смысле есть увековеченный химический процесс.

Целью существования живого организма является само его понятие, понимаемое, в свою очередь, как то, что создаёт единство и гармонию всех частей организма. Цель живого организма состоит, следовательно, в том, чтобы сохранять самого себя как цельность, поскольку сам организм и его понятие неотделимы друг от друга. Поэтому третий тип объективности выступает как телеологический (целесодержащий) объект, как объект, целью которого является само его существование как целостности.

§ 205. Живой организм обладает относительной самостоятельностью по отношению к окружающему миру. Однако при этом важно не упускать из виду то решающее обстоятельство, что живой организм, при всей его кажущейся самостоятельности, неотделим от окружающего мира.

Живой организм содержит в самом себе цель своего отношения к окружающему миру. Причина его активности находится не вне его, а в нём самом. То, к чему он стремится, есть лишь внешний предмет его цели. Если моё хотение яблока это внутренняя субъективная форма моей цели, то само яблоко, висящее на яблоне, это та же цель, но в её внешней объективной форме.

§ 206. Живой организм не только содержит свою цель в самом себе, но и сам же является средством её достижения. С помощью своих конечностей животные завладевают материалом окружающей его природы и ассимилируют его. В итоге организм производит самого себя как осуществлённую (достигнутую) цель. Тем самым животный организм в своём целеполагающем отношении к окружающей его природе всякий раз возвращается к самому себе.

§ 207. Развитие определения цели идёт через три умозаключения:

а) Е - О - В, субъективная цель;

б) В - Е - О, реализуемая цель;

в) О - В - Е, осуществлённая цель

Субъективная форма цели представляет собой умозаключение, посредством которого живой организм, как всеобщность по отношению к своим особенным органам (В), определяет в себе ту свою особенную потребность (О), которую пришло время удовлетворить с помощью материала окружающей природы (Е): В – О – Е. (Здесь надо вспомнить, что перемена местами крайних членов умозаключения не влияет на его вывод).

§ 208. Животное (В) за счёт средств окружающей природы (Е) удовлетворяет свою особенную потребность (О): В – Е – О. При этом средство отчасти является готовым продуктом окружающей природы, отчасти результатом деятельности самого животного. По причине того, что сами булки хлеба на дереве не растут, да и то, что само растёт, надо ещё найти, сорвать и в рот положить, субъект создаёт для достижения своих целей специальные приспособления – средства производства средств потребления. Конечности животных уже представляют собой такие средства. Палка в руке человека, а равным образом и все другие созданные им орудия труда, являются средствами достижения его целей.

§ 209. Сама целереализующая деятельность субъекта, опосредствуемая орудиями производства, представляет собой арену творчества разума. Необходимость создания средств производства требует от разума проявления изобретательности. Могущество разума напрямую зависит от его изобретательности (хитрости). В этом состоит прямой смысл крылатой фразы Гегеля: "Разум столь же хитёр, сколь могущественен".

§ 210. Благодаря потреблению добытых средств (Е) живой организм (В) удовлетворяет свою потребность (О). Через удовлетворение потребности цель приходит к своему осуществлению, благодаря чему восстанавливается целостность и самодостаточность организма: Е – В – О.

§

211. Достигнутая цель в свою очередь становится средством для достижения других целей субъекта – других его потребностей. Удовлетворение одной потребности организма ведёт к необходимости удовлетворения другой его потребности, потом третьей и т.д. по кругу: есть, пить, спать, играть, и т.д. Поэтому третий момент понятия телеологического объекта раскрывает себя как тотальность потребностей субъекта.

О

О

Е О В О

О

О

Итак, последний момент понятия телеологического объекта даёт нам тотальность потребностей живого организма, умозаключения по поводу которых приводят нас к определению идеи.

§ 212. Рассмотрим моменты понятия телеологического объекта ещё раз.

а) Субъективная цель: В – О – Е. "Я (В) хочу съесть (О) яблоко (Е)". Здесь моя особенная потребность соотносит всеобщность моего организма с тем единичным средством, который мне необходим для восстановления самодостаточности моего организма. При этом может показаться, что яблоко, как предмет моего хотения, не может выступать в качестве единичного момента моего умозаключения, поскольку оно принадлежит не мне, а природе. Но в природе нет ничего чужого для меня, всё, что я хочу от неё, принадлежит мне. Это уже на рынке мы имеем чужие яблоки и прочую чуждость, а в дикой природе всё то, что требуется для моего организма, всё это моё. Луговая трава принадлежит коровам и они в этом нисколько не сомневаются. Пыльца цветка принадлежит пчелам и они, наверное, даже не представляют себе, что дело могло бы обстоять как-то иначе.