Смекни!
smekni.com

«Страницы творческой биографии Артура Конан Дойля» (стр. 2 из 5)

Со временем между бывшими однокурсниками возникают разногласия, после которых Дойль уезжает в Портсмут (июль 1882 года), где открывает свою первую практику, которая стала приносить доход только к концу третьего года. Первоначально клиентов не было и поэтому у Дойля появляется возможность посвятить свое свободное время литературе. Он пишет рассказы: «Кости», «Блуменсдайкский овраг «Мой друг — убийца», которые публикует в журнале «London Society» в том же 1882 году.

Чтобы как-то помочь своей матери Артур приглашает пожить у себя своего брата Иннеса, который скрашивает серые будни начинающего врача с августа 1882 года по 1885 год. В течение этих лет К. Дойль разрывается между литературой и медициной.

3. «Шерлокиана» А.Конан Дойля

После женитьбы Дойль активно занимается литературой и хочет сделать ее своей профессией. Он печатается в журнале «Корнхилл». Один за другим выходят его рассказы: «Сообщение Хебекука Джефсона», «Пробел в жизни Джона Хёксфорда», «Кольцо Тота». Но рассказы рассказами, а Дойль хочет большего, он хочет, чтобы его заметили, а для этого необходимо написать что-то более серьезное. И вот в 1884 году он пишет книгу «Торговый дом Гердлстонс». Но к его большому сожалению книга не заинтересовала издателей. В марте 1886 года Конан Дойль начал писать роман, который привел его к популярности. В апреле он заканчивает его и отсылает в «Корнхилл» Джеймсу Пейну, который в мае этого же года очень тепло о нем отзывается, но отказывает в его публикации, так как он, по его мнению, заслуживает отдельного издания. Так начались мытарства автора, пытающегося пристроить свое детище. Дойль хочет, чтобы его первый роман был отдан на суд читателей. И вот двумя годами позже этот роман был издан в Рождественском еженедельнике за 1887 год под названием «Этюд в багровых тонах», который познакомил читателей с Шерлоком Холмсом (прототипы: профессор Джозеф Белл, писатель Оливер Холмс) и доктором Ватсоном (прототип майор Вуд), ставшими вскоре знаменитыми. Отдельным изданием роман вышел в начале 1888 года и был снабжен рисунками отца Дойля — Чарльза Дойля.

Судьба Дойля была решена. Отныне он - создатель знаменитого героя английской литературы, героя, который станет его вторым "я" и будет преследовать автора до самых последних дней.

Правда, в те счастливые времена Дойль не осознавал серьезности положения. С легким сердцем он взялся за создание серии рассказов о Шерлоке Холмсе. Писатель полагал, что эта "безделка" немного укрепит семейный бюджет и даст возможность засесть за сочинение исторического романа.

Если бы Дойль знал, насколько он ошибался! "Мику Кларка" и даже любимый им "Белый отряд" читатели приняли весьма спокойно. Они хотели одного - Шерлока Холмса. И чем больше, тем лучше!

Успех «шерлокианы»К. Дойля был потрясающим и поистине всемирным. Издатели не давали передышки ее творцу, требуя все новых и новых продолжений. Но самому автору заданность темы и образа начала по-настоящему надоедать. «Подумываю убить Холмса наконец и завязать с этим. Он отвлекает мои мысли от лучших вещей». И почти на десять лет забывает о Шерлоке Холмсе. Но все-таки сдается и печатает знаменитую «Собаку Баскервилей»…

В мае 1891 г. Дойль заболевает гриппом и находится несколько дней при смерти. Когда он выздоравливает, то решает оставить медицинскую практику, и посвятить себя литературе. Это происходит в августе 1891 года. К концу 1891 года Дойль становится очень популярным человеком в связи с появлением шестого рассказа о Шерлоке Холмсе: «Человек с рассеченной губой». Но после написания этих шести рассказов редактор «Стрэнд» в октябре 1891 года запросил еще шесть, соглашаясь на любые условия со стороны автора. Дойль называет, как ему показалось, такую сумму, услышав о которой, сделка не должна была состояться, так как он уже не хотел более заниматься этим персонажем. Но к его большому удивлению оказалось, что редакция согласна. И рассказы были написаны.

В 1892 году журнал «Стрэнд» вновь предлагает написать еще серию рассказов о Шерлоке Холмсе. Дойль в надежде, что журнал откажется, выставляет условие — 1000 фунтов и …журнал соглашается.

В конце концов писателю надоело. Какой-то сыщик-консультант отрывает его от сочинения серьезных книг! Больше того, к нему самому уже стали обращаться "мистер Холмс"! Спасибо за честь, но он в отличие от Шерлока знает, что Земля круглая и не имеет привычки хранить сигары в угольном ведре!

При всей своей выдержке, здоровье и плодовитости Дойль стал тяготиться непременной надобностью продолжать нескончаемую цепь похождений Шерлока Холмса. «Дорогая матушка, — сообщал он Мэри Фоли в одном из писем. — ...Я решил убить Шерлока Холмса. Он отвлекает меня от более важных вещей». «Кровожадное» намерение было выполнено: в рассказе «Последнее дело Холмса» (1893) Шерлок Холмс погиб в схватке с профессором Мориарти.

Лучше бы писатель этого не делал! Стол Дойля оказался погребен под письмами и телеграммами, в которых читатели умоляли автора воскресить полюбившегося им героя. А все клерки Лондона по случаю смерти сыщика демонстративно оделись в траур.

Мало кто знает, что в период между 1889 и 1890 гг. Дойль пишет пьесу в трех актах «Ангелы тьмы» (по сюжету «Этюд в багровых тонах»). Главным действующим лицом в ней выступает доктор Ватсон. Холмс в ней даже и не упоминается. Действие происходит в США в Сан-Франциско. Мы узнаем много подробностей о его жизни там, а также о том, что на момент женитьбы на Мэри Морстен он был уже женат! В результате, двадцать тысяч подписчиков отказались от подписки журнала The Strand.

И хотя в конце рассказа было подчеркнуто определенно, что эксперты не имели двух мнений по поводу исхода борьбы грозных соперников на краю жуткой пропасти, хотя говорилось, что попытки отыскать тела разбившихся не дали никакого результата, тем не менее лет через десять Шерлока Холмса пришлось воскресить. (Писатель был вынужден изрядно ломать голову, прежде чем он обнаружил крошечный выступ скалы под струями водопада, укрепившись на котором Холмс, как оказалось, наблюдал последствия собственной гибели).

Холмс вышел невредимым из схватки с королем преступного мира профессором Мориарти и вновь обосновался в своей квартирке на Бейкер-стрит. Знаменитый сыщик вернулся, но неприязнь к нему автора осталась. Особенно раздражали писателя намеки на то, что свой рыцарский титул он получил "вместо" Шерлока Холмса. Тут сэр Артур Конан Дойль начисто терял присущее ему чувство юмора.

И действительно, это было немного слишком. Кто спорит, мистер Холмс вел себя поистине безупречно. Но у его создателя была своя, не менее достойная уважения, жизнь. И проводил он ее, между прочим, не только за письменным столом...

Последний рассказ о приключениях Шерлока Холмса был написан в 1927 году.

3.1. Образ Шерлока Холмса

Шерлок Холмс (мистер Холмс) – персонаж цикла детективных повестей и рассказов, прототипом которого стал Джозеф Белл – преподаватель медицинского колледжа в Эдинбурге, обладавший необыкновенной наблюдательностью и умением разбираться в житейских ситуациях с помощью «дедуктивного» метода, чем удивлял своих студентов, одним из которых был Конан Дойль. Шерлок Холмс называет себя сыщиком-консультантом, он берется только за сверхсложные, самые запущенные дела, от которых отказывается Скотленд-ярд и в которых запутываются частные агентства. Не выходя из комнаты, может распутать клубок, над которым тщетно бились другие. Он принципиально отличен от стандартно мыслящих, тупоумных и неумелых полицейских и сыщиков из Скотленд-Ярда, которым никогда не суждено стать профессионалами. Для Шерлока Холмса занятие сыщика – мене всего способ зарабатывать деньги. К решению любой задачи он относится как философ, как художник, как поэт. Чем труднее проблема, тем более она ему интересна. Уникальным Шерлока Холмса делает высота качеств его личности. Любитель Гайдна и Вагнера, легко цитирует Горация, Петрарку, Флобера, Шерлок Холмс является автором трудов по психиатрии и химии. Ватсон свидетельствует, что Шерлок Холмс почти не имел представления о современной ему литературе, политике и философии, он ничего не знал ни о теории Коперника, ни о строении Солнечной системы и говорил Ватсону о том, что все это ненужные знания. По мнению Шерлока Холмса, человеку нужны лишь знания, которые являются инструментами познания мира. Знакомясь вместе с ним с обстоятельствами загадочных событий, читатель оказывается посвященным в массу подробностей жизни и быта Англии рубежа веков, в образ жизни многих слоев общества. Причем интересными и увлекательными оказываются даже наблюдения над свойствами почвы в разных частях Лондона, та пыль и грязь, которая остается на башмаках его обитателей [3]

«Внешность его могла поразить воображение самого поверхностного наблюдателя. Ростом он был больше шести футов, но при своей необыкновенной худобе казался еще выше. Взгляд у него был острый (…), тонкий орлиный нос придавал его лицу выражение живой энергии и решимости. Квадратный, чуть выступающий вперед подбородок тоже говорил о решительном характере. Его руки были вечно в чернилах и в пятнах от разных химикалий, зато он обладал способностью удивительно деликатно обращаться с предметами, (…) со своими алхимическими приборами».[2]