Смекни!
smekni.com

«Страницы творческой биографии Артура Конан Дойля» (стр. 3 из 5)

У Шерлока Холмса страсть к точным и достоверным знаниям. В лаборатории, где он работает, поблескивают бутыли и пузырьки, столы уставлены ретортами, пробирками и горелками. Он не читает систематически научной литературы. Однако некоторые предметы изучает с поразательным рвением, и в некоторых областях обладает столь обширными знаниями, что порой ошеломляет ими. Он знает свойства ядов, имеет глубокие познания в химии и довольно точные в анатомии и знаком со всеми подробностями каждого уголовного преступления, имеет основательные практические знания английских законов. Он ведет размеренный образ жизни, ложится спать не позднее десяти часов, встает рано, целые дни проводит в лаборатории или анатомичке, уходит гулять в самые глухие закоулки Лондона или днями лежит на диване, не произнося ни слова. Шерлок Холмс отлично фехтует на шпагах и эспадронах, он прекрасный боксер.

Шерлок Холмс добивается международного признания. Его вызывают в Одессу в связи с убийством Трепова, он выполняет поручение голландского королевского дома. Но из любви к искусству он никогда не отказывается от интересных для него дел, которые ему предлагают самые простые граждане.

3.2.Секрет популярности Шерлока Холмса

В чем же секрет знаменитого персонажа англоязычной литературы со звучным ирландским именем Шерлок Холмс, ставшего своеобразным мифологическим героем? Конечно, не только и не столько в захватывающих детективных коллизиях, в дедуктивном методе изобретательного сыщика. «Если вы заговорите о Шерлоке Холмсе, — писал Г.Честертон, сам замечательный мастер детективного жанра, — то вас поймет любой человек из народа. Сэр Артур Конан Дойль имеет право с гордостью подымать голову при мысли, что Шерлок Холмс единственный близкий всем герой современного романа, хотя тут же следует признаться, что Шерлок Холмс, кроме того, единственный персонаж, который нас занимает во всех разыгрывающихся при его участии историях».

Исследователи считают, что Конан Дойль был первым писателем, наделившим сыщика живым человеческим характером. Притягательность его героя — в благородстве и доброте, сострадании униженным и оскорбленным, желании прийти им на помощь; в богатстве души, любви к прекрасному; в неприятии насилия, жестокости, полицейской тупости. Справедливость — его ремесло. Он — добрый, бескорыстный рыцарь Дон Кихот, который вместе со своим неизменным Санчо Пансой — доктором Уотсоном — бросается не на ветряные мельницы, а на борьбу с реальным злом во всех его проявлениях. В то же время Шерлоку Холмсу не чужды чисто человеческие слабости — он любит прихвастнуть, покуражиться, поваляться в постели, побездельничать.

Как у творца у Конан Дойля огромный душевный, интеллектуальный опыт, воплощенный им в художественных образах. Принято считать, что прообразом Шерлока Холмса был один из наставников писателя по Эдинбургскому университету — доктор медицины Джозеф Белл. Этот добродушный долговязый человек с «ястребиными» чертами лица обладал феноменальной наблюдательностью и так называемый дедуктивным методом, мог, по воспоминаниям К.Дойля, даже не заглядывая в историю болезни, ставить диагноз прежде, чем больной раскроет рот. Но есть все основания считать, что истинным Шерлоком Холмсом был сам автор, который с блеском исследовал так называемое «дело Слейтера», здорово смахивающее на известное «дело Дрейфуса», доказал невиновность индийца Идалджи, несправедливо обвиненного в зверском увечивании лошадей.

«Шерлокиана» положила начало новой литературе, но в то же время породила лавину бездарных подражаний, пародий, подделок. Их авторам трудно было удержаться на уровне Мастера, их заглатывал мир насилия, кулака, пистолета, зубодробления.

3.3. Литературные предшественники Шерлока Холмса

Знаем ли мы предшественников Шерлока Холмса в мировой литературе? Да, безусловно. Это детектив Дюпен — герой рассказов «Убийство на улице Морг», «Тайна Мари Роже», «Украденное письмо» американского писателя Эдгара По, давшего первые образцы жанра детективной литературы. И, конечно, француз Лекок, созданный писателем Эмилем Габорио и действующий в его романах «Досье», «Преступление в Орсивале», «Лекок», «Рабы Парижа».

Обоих детективов — американского и французского — роднят с Шерлоком Холмсом могучий интеллект и методы исследования преступлений: тщательный осмотр места происшествия, кропотливый сбор улик, необыкновенное внимание к самым, казалось бы, незначительным мелочам, способность на основе собранных сведений выстроить безупречную логическую цепь умозаключений.

Но, читая Эдгара По или Габорио, вы никак не можете представить себе внешний облик героев, уловить за игрой их интеллекта простые человеческие черты. В отличие от своих предшественников Шерлок Холмс предстает перед читателем совершенно живым человеком. Мы не только ясно представляем себе, как он выглядит, но скоро постигаем и характер великого сыщика и, восхищаясь его выдающимися способностями и сильными качествами, тут же подмечаем и слабости. Эти слабости в натуре Холмса нас не отталкивают, а скорее умиляют, и мы склонны их великодушно извинить любимому герою.

Конан Дойль не просто показал через Шерлока Холмса безграничные возможности человеческого разума, не просто популяризировал новые методы расследования преступлений. Он обогатил население планеты Земля еще одним человеком и сделал это так талантливо, что читатели всего мира дружно желают забыть о литературном персонаже и благодарно верить, что Шерлок Холмс — такой же, как они, живой человек.

Во всем мире тогда, да и теперь, принято считать литературный гений Артура Конан Дойла несостоявшимся, а его шерлокиана нередко оценивается как «хорошая плохая литература». Вместе с тем созданный им образ Шерлока Холмса так же бессмертен, как Гулливер Джонатана Свифта, Робинзон Крузо Даниеля Дефо, Оливер Твист Чарльза Диккенса… [4]

4. Другие произведения Конан Дойля

Рыцарское звание сэр Артур Конан Дойл получил за литературные заслуги. Он владел великолепным слогом, не все прелести которого, может быть, сохранились в переводе с английского. К писательству К. Дойля тянуло с неотвратимой силой. Он гордился родственными связями с Вальтером Скоттом, среди друзей его деда Джона были Теккерей, Дизраэли, Вордсворт, Кольридж и многие другие, его духовным кумиром был Эдгар По, чей «Золотой жук» «сразил» юного Артура в студенческие годы, пробудив интерес к детективному жанру. Но гораздо более детективных сюжетов его увлекали исторические. Он написал великое множество исторических романов, повестей и рассказов, которые, однако, не получили широкого признания, а сегодня известны разве что специалистам. Неудачными были его попытки в драматургии — оперетта, либретто к которой написал Конан Дойль, с треском провалилась. Не имели успеха и его пьесы, в том числе и та, где он впервые поставил на сцене боксерский поединок. Из трех томов его стихотворений ни одно не стало хрестоматийным.

Зато до сих пор популярны научно-фантастические произведения Конан Дойля, особенно повесть «Затерянный мир» — об опаснейшей экспедиции на якобы существующее в дебрях Южной Америки плато, населенное исполинскими бронтозаврами и человеко-обезьянами, давно исчезнувшими во всех других частях Земли.

5. Гражданская позиция писателя

Когда в декабре 1899 года начиналась англо-бурская война, Конан Дойль объявляет своему страшащемуся семейству, что он идет добровольцем. Забросив рукопись очередного исторического романа, Дойль отправился в Южную Африку, на фронт. Он полагал, что человек с несокрушимым здоровьем и дипломом врача должен быть там, где под палящим солнцем умирают от ран и болезней солдаты.

Написавший относительно много сражений, без возможности проверять его навыки как солдата, он чувствовал, что это будет его последняя возможность поверить их. Не удивительно, что его посчитали непригодным к службе в армии из-за его несколько излишнего веса и сорокалетнего возраста. Поэтому он отправляется туда в качестве военного врача. Отплытие в Африку происходит 28 февраля 1900 года. 2 апреля 1900 года он прибывает на место и разбивает полевой госпиталь на 50 мест. Но раненых оказывается во много раз больше. Начинаются перебои с питьевой водой, приведшие к эпидемии кишечных заболеваний, и поэтому вместо борющихся маркеров, Конан Дойль должен был, вести жестокое сражение против микробов. В день умирало до сотни больных. И это продолжалось в течение 4 недель. Затем последовали бои, позволившие взять верх над бурами и 11 июля Дойль отплыл обратно в Англию. В течение несколько месяцев он был в Африке, там он видел большее количество солдат, умерших от лихорадки, тифа, чем от военных ран. Написанная им книга Великая бурская война (The Great Boer War) (претерпевала изменения вплоть до 1902 года) — это пять сотен страниц хроники, изданные в октябре 1900, была шедевром военной учености. Это было не только сообщение о войне, но также и высоко интеллектуальный и хорошо осведомленный комментарий относительно некоторых из организационных недостатков Британских сил в то время. После этого он бросился с головой в политику, баллотируясь на место в Central Edinburgh. Но он был незаконно обвинен, что является католическим фанатиком, помня о его обучении школе-интернате Иезуитами. Поэтому он потерпел поражение, но обрадовался этому больше, нежели, если бы он выиграл.

В 1902 г. Король Эдвард VII присваивает рыцарский титул Конан Дойлю за услуги, оказанные Короне в течение англо-бурской войны.