Смекни!
smekni.com

«Россия на перепутье» (стр. 5 из 7)

Государство также оказывало поддержку отечественной культуре. В 1995 г. завершилась реконструкция комплекса зданий Государственной Третьяковской галереи, а к 50-ле­тию Победы в Великой Отечественной войне в Москве на Поклонной горе состоялось торжественное открытие историкомемориального музейного комплекса. Присуждались Государственные премии в области литературы, искусства, науки и техники. В июле 1993 г. были приняты Основы за­конодательства Российской Федерации об Архивном фонде Российской Федерации и архивах. По инициативе прави­тельства началась работа, связанная с обменом и возвраще­нием культурных ценностей, утраченных нашей страной в период бурных политических катаклизмов XX в. Уже летом 1992 г. была образована Государственная комиссия по рес­титуции культурных ценностей, создавалась законодатель­ная база этого процесса. Вместе с тем прилагались усилия к тому, чтобы сделать доступными для всеобщего обозрения сокровища мировой культуры, долго скрываемые в музей­ных запасниках :в -связи с возможными международными осложнениями. Так, в 1995—1998 гг. в Москве в Музее изоб­разительных искусств им. А.С. Пушкина и в Санкт-Петер­бурге в Эрмитаже прошли выставки произведений искусст­ва, ввезенных в СССР после Второй мировой войны (например, впервые была продемонстрирована коллекция предметов из золота «Сокровища Приама», собранная из­вестным германским археологом Г. Шлиманом).

Помимо этого под эгидой российского федерального и московского правительств широко проводились юбилейные торжества, посвященные 850-летию Москвы (осень 1997 г.) и 200-летию со дня рождения А. С. Пушкина (лето 1999 г.).

В живописи на смену характерному для «перестроечных» лет отражению трагических событий советской истории пришло «обнажение язв» современной действительности. Популярными стали образы «человеко-зверей» (Г. Коржин, Т. Назаренко) и людей с печатью духовной, нравственной и физической деградации (В. Шульженко, С. Сорокин), мрач­ные городские пейзажи (А. Палиенко, В. Манохин), эстети­зация распада и разрушения (В. Брайнин). В изобразительном искусстве были представлены все жанры и нап­равления (авангардизм, абстракционизм, постимпрессио­низм). Особо следует отметить ренессанс реализма (напри­мер, портретного жанра, выдающимися представителями которого являются Александр Шилов и Никас Сафронов) и неопримитивизма (Н. Недбайло). Большую роль в вос­становлении и развитии художественного творчества сыг­рал ректор возрожденной Академии живописи, ваяния и зодчества художник И.С. Глазунов, получивший мировую известность как сторонник неоклассицизма и монумента-лизма.

В 1992—2002 гг. в Москве были установлены памятники А.А. Блоку, В.С. Высоцкому, С.А. Есенину, Г.К. Жукову, Ф.М. Достоевскому, открыт мемориал жертвам политичес­ких репрессий послевоенных лет на кладбище Донского мо­настыря, часовня Георгия Победоносца в честь 850-летия Москвы на 38-м километре МКАД. Большой вклад в фор­мирование художественно-архитектурного облика столицы внес известный скульптор, президент Академии художеств Российской Федерации Зураб Церетели (скульптурные композиции Петра Великого, центральный обелиск Музея Великой Отечественной войны на Поклонной горе, архи­тектурно-скульптурные комплексы на Манежной площади и в Московском зоопарке).

Много внимания уделялось восстановлению разрушен­ных храмов Русской православной церкви — храма Христа Спасителя, Казанского собора, Воскресенских ворот с Иверской часовней в центре Москвы. Среди проводивших­ся в России в постсоветский период реставрационных работ наиболее грандиозной по масштабам и затратам является реконструкция всего историко-архитектурного комплекса Московского Кремля с воссозданием дореволюционных ин­терьеров его знаменитых дворцов, осуществленная Управле­нием делами Президента РФ при участии И.С. Глазунова.

Значительное развитие в театральной жизни страны полу­чили театры-антрепризы и театры-студии (например, О. Та­бакова, Б. Райхельгауза, А. Калягина, А. Соколова, О. Мень­шикова, С. Проханова, Б. Ливанова, А. Джигарханяна и ряда других крупнейших режиссеров и актеров). Театральные се­зоны в Москве и провинции стали проходить под знаком мировой и отечественной классики. Чаще всего режиссеры обращались к драматургии Лермонтова, Гоголя, Остро­вского, Чехова. Среди наиболее популярных пьес — «Дядя Ваня», «Иванов», «Чайка» А.П. Чехова, «Маскарад» М.Ю. Лер­монтова, «Женитьба» и «Ревизор» Н.В. Гоголя. Важным событием в развитии театрального искусства стало прове­дение в Москве в апреле — июне 2001 г. Всемирной теат­ральной олимпиады.

В связи с прекращением государственного финансиро­вания было закрыто или переоборудовано большинство кинотеатров, фактически полностью реструктурирована система кинопроката. Резко свертывалась деятельность ки­ностудий, количество выпускаемых фильмов сократилось с 178 в 1992 до 26 в 1997 г. Положение отечественного кинема­тографа осложнялось также тем, что российский киноры­нок наводнила в основном американская, зачастую низко­качественная кинопродукция (боевики, фильмы ужасов, мелодрамы). Вместе с тем ведущие российские кинорежис­серы смогли создать ряд фильмов, которые были высоко оценены за рубежом, получив призы на крупнейших между­народных кинофорумах («Утомленные солнцем» и «Си­бирский цирюльник» (Н. Михалков), «Небеса обетованные» (Э. Рязанов), «Барабандиада» (С. Овчаров), «Молох» и «Те­лец» (А. Сокуров)). Большой интерес кинозрителей вызвали ленты, отразившие острые проблемы современности, например трагедию чеченской войны — «Мусульманин» В. Хотиненко, «Кавказский пленник» С. Бодрова, «Блокпост» С. Рогожкина и др. Несмотря на кризис отечественного кинематографа, про­должалась творческая деятельность таких выдающихся кори­феев кинорежиссуры, как Кира Муратова, Алексей Герман, Па­вел Лунгин, Станислав Говорухин, Александр Сокуров.

В последние годы система кинопроката в стране начала постепенно восстанавливаться. Так в Москве были откры­ты несколько десятков современных кинозалов, оборудо­ванных современной техникой, а бывший кинотеатр «Рос­сия» стал киноконцертным залом «Пушкинский», где ежегодно проводится торжественное открытие восстанов­ленного Международного Московского кинофестиваля, президентом которого является Председатель Российского фонда культуры и Председатель Союза кинематографистов России Никита Михалков. Ежегодно проводятся Всерос­сийский кинофестиваль «Кинотавр» в Сочи (президент фестиваля — Марк Рудинштейн) и кинофестиваль стран СНГ и Балтии «Киношок» в Анапе (президент Виктор Ме­режко).Определяющим фактором в формировании обществен­ного мнения и социальных стандартов являются электрон­ные средства массовой информации, и в первую очередь телевидение, ставшее в значительной степени в силу своей общедоступности «властителем дум» большинства рядовых россиян. Большое значение в связи с этим приобрело веща­ние телеканала «Культура», знакомящего зрителей с луч­шими достижениями отечественной и мировой культуры, в том числе произведениями некоммерческого кинемато­графа.

4.Внешнеполитическая деятельность в условиях геополитической ситуации

Периодизация внешней политики РФ. После распада Советского Союза и провозглашения Содружества Незави­симых Государств (СНГ) Российская Федерация, выступив в качестве правопреемника СССР на международной арене, заняла место постоянного члена Совета Безопасности ООН и утвердила за собой статус великой ядерной держа­вы. Вместе с тем сложившаяся принципиально новая геопо­литическая обстановка в системе международных отноше­ний потребовала от российского руководства разработки соответствующей концепции внешней политики.

Постепенно сформировались два важнейших направле­ния российской внешней политики. Прежде всего, это ста­новление и развитие отношений с бывшими советскими республиками, или так называемым «ближним («новым») зарубежьем», а также развитие отношений с ведущими странами как Запада, в первую очередь с США и странами Европы, так и крупнейшими державами Азии (Японией, Китаем и Индией).

Условно можно выделить три основных этапа эволюции внешней политики России в 1992—2002 гг.1992—1993 гг. — интенсивный поиск приоритетных на­правлений внешней политики новой России в связи с рас­падом господствовавшей в течение всего послевоенного пе­риода двухполюсной системы «Восток — Запад», лидерами которой являлись СССР и США;1994—1998 гг. — гармонизация внешнеполитического кур­са России с курсами ведущих индустриальных держав мира, повышение степени ее интегрированное™ в мировую экономическую систему и усиление ее влияния в деятельно­сти авторитетных международных организаций, укрепление позиций на постсоветском пространстве с ориентацией на более тесные и плодотворные двусторонние отношения со странами СНГ;

1999 — по настоящее время — период трансформации внешнеполитической доктрины Российской Федерации, ос­нованной на понимании многополюсности мирового разви­тия, новых вызовов международному сообществу и реалий угроз со стороны международного терроризма, разработка и осуществление концепции стратегического партнерства с крупнейшими индустриально развитыми державами как Запада, так и Востока.