Смекни!
smekni.com

распад Империи Каролингов (стр. 2 из 3)

Карл Великий скончался 8 января 814 года в Ахене от лихорадки. День, когда умер Карл Великий, был наполнен необъяснимыми явлениями. Майнцкий мост на Рейне неизвестно от чего сгорел в течение трех часов, молния ударила в Ахенский собор. Карла оплакивали все, даже язычники, как отца отечества. Его забальзамированное тело усадили в золоченое кресло, надели корону, облекли его в императорское одеяние, вложили в руку меч, золотой скипетр и золотой щит, на колени положили Евангелие и так поставили в склепах Ахенского кафедрала, сооруженного им при жизни.

«Священная Римская империя» рассыпалась, выполнив своё предназначение, лишь тысячелетие спустя, при Наполеоне. Ф.Тютчев писал, что Бонапарт до самого своего поражения так и не понял: «именно Россия была его истинным противником – борьба между законной Империей и коронованной революцией… Что такое история Запада, начавшаяся с Карла Великого и завершающаяся на наших глазах? Это история узурпированной Империи. Папа, в дальнейшем, восстав против Церкви, узурпировал права Империи, которые поделил, как добычу, с так называемым императором Запада… Наполеон повторил последнюю, отчаянную попытку Запада создать себе местную власть. Попытка эта провалилась, ибо невозможно извлечь власть из революционного принципа». Недаром льстецы называли Наполеона «воскресшим Карлом».

Глава 4. Правители Империи после Карла

Преемники Карла Великого не были способны задержать процесс разложения монархии Карла Великого. Энергия и блестящие организаторские достоинства, характеризовавшие род Каролингов и нашедшие полнейшее выражение в лице Карла, как бы исчезли у его потомков. Ни по личным своим качествам, ни по своему государственному направлению они не возбуждали никакого уважения к себе в народе. Достаточно обратить на те прозвания, какими клеймил народ последних Каролингов, чтобы видеть, как мало они походили на своего великого предка. Только первый преемник Карла, его младший сын Людовик, пользовался некоторыми симпатиями народа за свою преданность христианству и Церкви, за что и получил название Благочестивого. Последние Каролинги во многом напоминали последних Меровингов, которые за свою бездеятельность прозваны были ленивыми или тунеядными королями. Великие государственные стремления Карла были им не по плечу: их занимали собой не единство, и не благо Империи, а личные расчёты, честолюбивые стремления, междоусобные войны и раздоры, которыми они оказали важное содействие разложению Империи.

Уже Людовик Благочестивый, наследовавший Империю Карла во всём её объёме, не был государственным человеком, способным поддерживать твёрдость доставшегося ему наследства. Крепкий и сильный, как бы рождён для битв, Людовик не любил войну; его характер скорее годился для жизни монаха, чем к той трудной деятельности, которая приготовила ему судьба. Он сам иногда как бы сознавал свою неспособность к практической деятельности и, по смерти своей первой жены, думал действительно пойти в монахи, но влекся красивой и образованной дочерью графа Вельфа Юдифью, заметно превосходившей его своим умом, и вступил с ней во второй брак. Впрочем, он был человек строгих нравов и серьёзный до того, что улыбка никогда не появлялась на его лице. Все эти качества могли бы сделать честь частному человеку, но, на беду, Людовик не имел, ни одного из тех свойств, которые необходимы были для него как правителя. Его распоряжения были шатки, и характер его отличался безграничной слабостью; как государь, он редко проявлял свою собственную волю: будучи исполнён самыми благими намереньями, он действовал, однако, так, как подсказывали ему его советники, и своим царством подорвал всякое уважение к имени короля. История Людовика Благочестивого есть история падения монархической власти франкский государей. Вот краткий очерк событий правления Людовика Благочестивого. – От первой своей жены Ирменгарды Людовик имел троих сыновей – Лотаря, Пипина и Людовика, и Ирменгарда, пользовавшаяся влиянием на императора, желала обеспечить каждому из сыновей независимое положение. Но мысль о разделе государства находила себе ещё сильных противников в составе высшего духовенства, для которых единство Империи казалось необходимым соответствием единству Церкви. Случай в Ахене, когда Людовик, проходя со своим двором по ветхой деревянной галерее, соединявшей дворец с собором, упал вместе с женой и едва не умер, дал повод партии Ирменгарды настоятельно требовать обеспечения сыновей на случай смерти отца.

В 817 году, только три года спустя после смерти Карла Великого, в городе Ахене составилось государственное собрание, и там, решено было разделить владения между сыновьями Людовика. Младшим сыновьям Пипину и Людовику, в Ахене были отделены только те области Империи, которые составляли отдельные владения, почти не зависимых от франкских королей, - Аквитания и Бавария. К тому же эти земли были слишком не значительны сравнительно с той долей, которая досталась старшему брату Лотарю, вместе с титулом императора все остальные владения. Этим и объясняется то, почему духовенство, этот оплот единство Империи, согласилась на раздел 817 году, и сам папа освятил его согласием. – Между тем умерла Ирменгарда, и Людовик, хотевший сначала отказаться от света, женился на Юдифи. В 823 году Юдифь родила Людовику сына Карла, прозванного потом Лысым. Это значительно изменило положение дело. Юдифь ничего так страстно не желала, как доставить своему сыну часть в отцовском наследстве, обеспечить ему самостоятельное владение. Это сделалось целью её жизни, на достижение которой она направила все усилия своего тонкого ума и недюжинной энергии. Благодаря настоянию её партии 829 году на собрании в Вормсе был изменён раздел Империи, установлённый в 817 году; в видах выделить и шестилетнему Карлу области, взятые от других братьев, а через два года этот передел ещё раз был повторён. В акте последнего раздела, вероятно, помысле Юдифи, установлена была важна прибавка, лишившая договора всякой устойчивости и дозволявшая изменения в будущем. Было сказано, что если кто-нибудь из сыновей отличился особенной преданностью и почтительностью к отцу, то последний может взять из части менее почтительных сыновей сколько захочет и отдать более почтительному. Прибавка явно клонилась к будущему ещё большему возвышению Карла за счёт его братьев и вооружила против него всех приверженцев Империи. Чтобы защитить свои права, все сыновья Людовика от первого брака схватились за оружие и восстали против отца. В битве отца с сыновьями 833году войска Людовика перешли в лагерь его противников, и, покинутый всеми, он должен был сдаться в руки Лотаря. Его тот час же разлучили с Юдифью, отправленной теперь в Италии, и с Карлом, которого заключили в монастырь. На бурном собрании Лотарь объявил, что Бог отнял от его отца власть, которая отныне принадлежала ему как императору. Людовик Благочестивый, казалось, потерял всё: его подвергли заключению в сообществе нескольких монахов, под ближайшим надзором епископов, особенно ему враждебных; он доведён был до того, что в Компьене в присутствии вельмож и народа принес в церкви покаяние в своих грехах по формуле, сочиненной его врагами. Это унижение Людовика и своеволие Лотаря, спешившего воспользоваться императорской властью, вызвало сочувствие к старому императору в народе. Вызвав общее неудовольствие, Лотарь бежал, и Людовик в 835 году был восстановлен в своих правах. Ёще раз был изменён договор в пользу Карла, но вскоре 20 июня 840года в походе против одного из непокорных сыновей Людовик умер на одном из островов Рейна. В борьбе Людовика и его сыновей сказалась борьба принципа Империи с началом сепаратизма, стремившегося раздробить монархию франков. После победы сыновей в 833 году ни императорская власть, ни единство Империи не могли восстановиться. Вскоре Лотарь начал войну с Людовиком, а потом Карлом, но братья объединились силами. Лотарь оказался в том же положении, как находился некогда и его отец. Он принуждён был вынужден заключить мирный договор в Вердене в 843 году и произвести окончательный раздел Империи. Позже эти государства дадут начало Франции, Германии и Италии.

Глава 5. Влияние феодализма на распад Каролингской империи

Монархия Карла Великого являлась соединением двух противоположных традиций: римских и германских. Карл был проникнут идеей Римской империи, а эта идея требовала такой политической организации, как в одном стройном механизме, всё приводилось бы в движение одной волей и направлялось к достижению одной цели. В природе германца было стремление к особенности, к отдельности в жизни: германец был проникнут идеей личной свободы и не понимал права другого, кроме права быть хозяином на своей территории; он не хотел знать никаких других отношений, которые не касались бы его личных потребностей. Первым Меровингам легко было воспроизвести на галльской почве государство и подчинить ему франков, так как в их время королевская власть ещё опиралась на большинство старого римского населения, свыкшегося с римскими понятиями о государстве и основанными на нём порядками. Ко времени Карла Великого это положение дела сильно изменяется. С одной стороны, в саму Галлию из Рейна переселяются новые и новые племена германцев, приносят сюда свои понятия и формы быта и постепенно германизируют коренное население. С другой стороны, франкское государство далеко расширяется на восток и включает в свой состав чисто германские племена, которым не нравились какие бы то ни было римские традиции.